В театре

Ади Гамольский
               
              Родька Ефименко появился в нашем классе где-то в средине учебного года. Был он довольно пропорционально скроен, рыж и невероятно обаятелен. Все как-то сразу с ним подружились, тем более, что он регулярно бесплатно водил нас в русский драмтеатр, где главным режиссером работал его отец. За несколько месяцев мы пересмотрели весь репертуар и, самое главное, познакомились со многими артистами. Хотя мы и были девятиклассниками, но по возрасту - гораздо старше. Причина была, увы, банальной для того времени – те, кто находился на оккупированной территории, естественно, не учились, а кто был в эвакуации – не ходили в школу по целому комплексу причин.

 Во всяком случае, артисты не чурались общения с нами, а нам, в свою очередь очень льстило такое  их отношение. Мало того, довольно часто мы принимали участие в спектаклях, когда необходимо было изобразить толпу, т.е., в массовках. Удовольствие от этого было еще и в том, что за  него нам еще и платили какие -то деньги!

 Давно известно, что в любом террариуме единомышленников, будь то научно-исследовательские, проектные или учебные институты, а так же медицинские учреждения,  во все возможных трестах, конторах и т.п., в большом почете розыгрыши коллег. Ну, а в театральной среде – сам Бог велел! Вот об одном таком розыгрыше я и собираюсь рассказать.

          В театре репетировалась пьеса Чехова “Вишневый сад”. По ходу действия  на сцене, на заднем плане, изображалась жизнерадостная компания, играющая на веранде в биллиард, а на переднем плане – группа участников, пребывающая в миноре и о чем-то грустно беседующая. Внезапно один из игроков прекращает игру, подходит к сидящим в миноре с похоронными лицами, и жизнерадостно, весь еще в игре, обращаясь к ним, объявляет: “А Епиходов – кий сломал!”

Вроде бы и все, какие могут здесь быть шутки? Сломал, ну и сломал. Но артисты на то и артисты, что кроме таланта еще и учатся своей профессии в институте несколько лет. Они организовали так, что каждый раз, когда артист должен  был произнести эту фразу, кто-нибудь  оказывался поблизости и “подсказывал” ему: “А Епихуев – кий сломал!”  Первое время он  на эти слова не реагировал ни как, потом уже стал  слегка запинаться.

 Дальше – больше. Уже настало время, когда все, находящиеся на сцене ждали этого момента, ждали, когда наконец-то он оговориться! Тонкие психологи – он и  просил их, мол, не надо бы мешать ему, не то не ровен час, ляпнет не те слова – конфуз может получиться. С ним соглашались, но на следующем же  проходе кто-то вновь подсказывал  крамольные слова.

          Приближалась генеральная репетиция. Мы, пацаны, замирали от предвкушения: клиент практически был  готов – он запинался в требуемом месте. Все ждали генеральной. Но вот на одном из последних прогонов, когда уже все: и артисты и режиссер и вспомогательный персонал,  буквально валились с ног от усталости, - случилось!

 Замотанный и, естественно, потерявший всякую бдительность наш герой, наверное, уже в сотый раз,  отходит от биллиардного стола и направляется к сидящим. По дороге он слышит сказанные прямо в ухо сакраментальные слова, но, внутренне сопротивляясь, буквально кричит, обращаясь уже не к ним, а туда, в кулису: “А Епи...- в этом месте он сделал микро паузу и далее продолжал, -... ХОДОВ!!!” - (дескать, вот вам всем!) ... и совершенно неожиданно для всех и для себя закончил: “ Х…  сломал!..”

        В зале повисла гробовая тишина. Со сцены доносился топот ног разбегающихся участников спектакля...
     Спустя многие годы мне неоднократно рассказывали эту историю, как анекдот, разные люди и в разных вариантах. Видимо так они и  рождаются некоторые  анекдоты, только эта история произошла именно так.