Плановая экономика, или Даная Александра Шилова

Владимир Токов
      При социализме в промышленности ничего не возникало, да и  не исчезало просто так. Более двадцати тысяч наименований изделий, предметов, товаров, продуктов было в поле зрения Госплана  страны. Сотни отраслевых научно – исследовательских институтов и десятки институтов Госплана, Госснаба днями на пролет считали чего и сколько надо произвести и куда поставить.
     Столько выпустим угля, стали, станков, машин, самолетов, шурупов, гвоздей. Госснаб давал прикрепление. Контрагенты заключали между собой договора поставки. Один ждал прибытия товара, а другой ждал деньги за поставленный товар.
Накануне, когда собирались заявки - кому чего и сколько надо на следующий год, Госплан обнаруживал, что заявки, например, на гвозди превышают возможности по их производству.  Ставился вопрос о строительстве нового завода по дополнительному выпуску гвоздей. Завод строился, потребность удовлетворялась. И так по всей номенклатуре.
       А по таким стратегическим товарам, как спички, соль, мука, макароны, рис, подход был несколько иным. Стратегическими эти товары назывались потому, что как только пройдет слух о возможной войне, их мгновенно люди начинают сметать с прилавков магазинов, создавая хоть какие - то запасы дома. Уж так научен жизнью наш народ.
По этому отношение к этим товарам в стране был несколько иным. В торговле устанавливалась определенная норма запаса этих товаров. Например, как только запасы спичек в торговле становились менее 91 дня,  Минторг обязан был немедленно сообщить об этом  в Госплан и в ЦК партии. На следующий день заместитель министра лесной промышленности приглашался в ЦК и ему задавался вопрос: « Что там у вас происходит со спичками?».
 Заместитель  министра докладывал, что  в стране работает  23 спичечные фабрики, на них трудится 12 тысяч человек, установлено 92 спичечных автомата австрийской фирмы «Фойт», 12 автоматов немецкой фирмы «Херинг» и 32 шведские автоматические линии фирмы «Аренко». Они выпускают 22,5 млн. условных ящиков спичек, в том числе 540 тыс. ящиков на экспорт. Из – за физического износа три автомата фирмы «Фойт» на Балабановской спичечной фабрике вышли из строя и их требуется  заменить.
-А почему  вы не заказали их замену в плановом порядке?
- Наша заявка лежит в Госплане 2 года. Отвечают - нет валюты.
Через какое то время находилась валюта, закупались и устанавливались автоматы, и норма запаса спичек в торговле восстанавливалась.
А были и другие случаи. Прошло более двадцати пяти лет и об этом уже можно написать. Спросите у художника А.М. Шилова: « Был такой случай?» Он может уж и не вспомнит.
Дело было так. В начале восьмидесятых годов прошлого столетия, еще очень молодой,  но уже заметный художник Александр Шилов проводил свою очередную выставку работ в Выставочном зале на Кузнецком мосту. Он тогда еще был в начале пути получения прижизненной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова в прекраснейшем Дворце на Знаменке 5.  Но ему уже было присвоено звание народного художника РСФСР.
     Как обычно делалось тогда в таких случаях, он разослал приглашения посетить открытие выставки влиятельным лицам страны, города. Получил приглашение и заведующий Отделом строительства ЦК КПСС  Иван Николаевич Дмитриев,  предшественник  Б.Н.Ельцина на этом посту, большой поклонник творчества А. Шилова.
      В день открытия художник сам ведет группу приглашенных от портрета к портрету известных людей страны - космонавтов, ученых, деятелей искусства. Портреты написаны мастерски. Приглашенным нравится манера письма художника, его детализация портретов, они очень довольны.
      И вдруг в центре зала художник подводит группу к  внушительных размеров картине «Пробуждение». Полотно явно написано по мотивам картины Рембрандта «Даная» 
( 1636г.), где изображена обнаженная дочь аргосского царя Акрисия.
Чувствуется, что  А.Шилов рисовал картину с большой любовью, с сознанием дела. Здесь не было видно присутствия Зевса с его золотым дождем,чувствовалось что недавно здесь  был кто - то другой. Шелковистая кожа, которую так мог прописать только Шилов,  пышная грудь, блондинка. Пробужденная,  выигрывала у Данаи по всем параметрам.
     Кричащим диссонансом выглядела только рамка, в которую была вставлена картина. Вернее, это  была даже не рамка. Картина была прикреплена к четырем березовым, не обрезным  доскам, сбитым в прямоугольник по размеру картины. Правильное название этих  досок - обапол, то есть то, что остается от круглого березового бревна, когда из него выпилят доски. Лицевая поверхность рамки напоминает доску, а тыльная сторона-  бревно, с корой, берестой. Все это так уродовало картину, что И.Н. Дмитриев  не выдержал и спросил:
 -Александр Максович, а что это за рамка? Эта картина должна обрамляться красивым багетом!
На что Шилов ответил:
 - Иван Николаевич, такого багета в Москве нет. Его не купить.
- Как не купить? Обращается Иван Николаевич к работнику Госплана и инструктору своего отдела, присутствующим в группе.
- В двухдневный срок проверить и если действительно нет в магазинах багета, дайте мне предложение о приобретении линии за рубежом.
      Проверили.В магазинах Москвы был багет, но производства багетной фабрики из Вышнего Волочка, тогда Калининской области. В рамки из него и сейчас вставлены 80 процентов, продающихся на рынках, картин и эстампов. Но  багета, в рамку из которого можно было вставить такую картину, действительно не было.
Через два дня было написано поручение о приобретении. Через два месяца в Италии, за три миллиона долларов, была приобретена и в Украине смонтирована линия по выпуску роскошного багета. Линия могла с помощью наносимого на деревянную основу гипса, последующей прокаткой рисунка, сушкой, покраской, выпускать такой багет, что  в рамку из него можно вставлять картины самых гениальных художников страны.
И следующие картины А. Шилова такой тематики: «Обнаженная» (1991г) и «Весна» (1992г) уже на выставках в рамках из досок не выставлялись.
При социализме, в плановой экономике, было и так.