Оборотни продолжение. 7 часть - выдры

Ирина Кашкадамова
;;;;;;;;- ихневмон, так же Энудра, хиллос – всё это родственные животные  входящие в зооморфизм выдры.
Ихневмон или фараонова мышь – небольшой хищный зверёк типа мангуста прекрасный охотник. Ихневмон охотится из засады. Крепкое стройное тело ихневмона, длиной до 65 см , снабжено длинным ворсом и покрыто металлического отлива шерстью. Питается и охотится на змей. Ихневмон, как и ибис, был покровителем Египта, где он и почитался. Культом его был город Гераклеополь (согласно Страбону). В более позднее время, ихневмон полностью отождествляется с выдрой.

;;;;;;; – энудра выдра. Почитание этого животного встречается везде, где есть змеи (мангуст, ихневмон), по таёжным краям и болотам (выдра). Племена угров, унгры (венгры) носили название своего зооморфного животного – энудра, удры. Кроме того, в Северной Америке, на великих озёрах, это животное тоже имело своих почитателей. Выдры разделяются на речные и морские.
Выдра относится к семейству куньих. Она хорошо приспособлена к жизни у водоёмов, где и живёт, там же добывает корм. Часто селится в тех же хатках, что и бобёр, при этом живут вместе они дружно. Для медленного передвижения в воде выдра загребает лапами, для быстрого, - прижимая лапы к туловищу извивается туловищем и хвостом. Выдра хорошо ныряет и способна достаточно долго (до 4 мин) находиться под водой. В случае опасности – ещё дольше, но это стоит ей опреде-ленного напряжения организма. Людям зооморфизма выдры, так же не чужда водная среда. Селятся они по рекам, озёрам и другим водоёмам. Из них получаются хорошие пловцы. Не смотря на то, что внешне они и выглядят более хрупкими, чем люди зооморфизмов нарвалов, дельфинов и лошадей, тоже занимающиеся водными видами спорта, люди зооморфизма выдры им почти не уступают.

Древность истории людей зооморфизма выдры мы можем наблюдать не толь-ко в Египте, но и в Междуречье, до прихода туда псовых племён. Субарийская культура принадлежит как раз людям зооморфизма выдры и бобра. Вообще, люди данных зооморфизмов часто чалятся по соседству и мирно сосуществуют. Но это происходит из-за миролюбивости людей зооморфизма бобра, в тоже время люди зооморфизма выдры воинственны и агрессивны.
Согласно древним авторам об ихневмоне и энудре, в Та-кемет (Египте) это животное охотилось на крокодилов. У арсинойцев распространено почитание крокодилов, а поэтому канал у них и озеро Мерида полны крокодилов, напротив, гераклеопольцы почитают ихневмонов – злейший враг крокодилов,  так же как змей, ибо те уничтожают яйца змей и самих животных, защищаясь грязью как панцирем; обвалявшись в грязи, они высыхают на солнце и затем хватают змей либо за голову, либо за хвост, увлекают  в реку и там уничтожают; крокодилов же ихневмоны подстерегают, когда те, раскрыв пасти, греются на солнце; они вползают в раскрытые пасти крокодилов, перегрызают их внутренности и брюхо и опять вылезают из трупов  .

 Считается, что нападение энудры, вываленной в грязи, на крокодила, является аллегорией, где крокодил, как покровитель Та-кемет, бог Себек, является Пирром (фараоном), а энудра – хищный зверёк, зооморфный образ народа, его противник. В раннее христианство, энудра почиталась и отождествлялась с Христом, в то же время, крокодил отождествлялся с Дьяволом. Схватка эхнивмона с крокодилом приобретала христианский характер.
Основным обитанием людей зооморфизма выдры являются водные просторы тайги, левов и джунглей. По местам прохождения этих народов можно с точностью говорить о наличии лесов (тайги или джунглей) в тот исторический период на дан-ных местностях. Люди зооморфизма выдры заселяли Междуречье (Бурантум и Идиглат) до прихода туда шумер. Они же были в Та-кемет. В период Санторина (II тыс. до н.э.) они со стороны Пелопоннеса вторгались на территорию Балкан, где их сдерживали гиганты От и Эфиальт. В римский период люди зооморфизма выдры уже заняли Фессалию, которая славилась своими колдуньями. Вместе с другими представителями псовых зооморфизмов, люди зооморфизма выдры подмяли под себя Алтай. В первую волну прохода по восточной Европе они дошли до Кольского полуострова, где вырезали пеласгических финнов, но платили пушниной дань варягам. Проходя по Сибирской тайге в XII в., во вторую волну,  они вырезали на Оби и Енисее поров и москов.

Религиозная тенденция людей зооморфизма выдры основывается на шама-низме. Повсеместно признавали их страшными чёрными шаманами и колдунами. Баба Яга, так хорошо известная в России имеет угорское происхождение, так же как и кикимора. Кроме того, их шаманизм связан с культом мёртвых. Именно с культом Мёртвых связанна Мать-Выдра, которая может воскресить павшего героя своего культа. Кроме того, она может предоставить ему армию, состоящую из мёртвых воинов. Воинов, погибших в болотах, замерших или погибших в лесах. Именно с некромантией связан шаманизм культа выдры. Сами Угры пользовали в бою полые стрелы из кости начинённые трупным ядом. Будь то рыбный яд, из тухлой, уже раз-ложившейся рыбы, или трупный яд из тела врага. Кроме того, культовыми местами людей зооморфизма выдры были пирамиды собранные из белых камней или черепов. Из черепов своих врагов, они часто делали ритуальные чаши, а не чаши для бахвальства, перенятые у них варягами. Избушка Бабы Яги тоже носит культовые корни в угорской культуре. В войне применяли человеческий жир, вытопленный из павших врагов.
Интересна особенность людей зооморфизма выдры, убивая, они расчленяют своего врага. Лишение волос на голове врага – подвиг, а для врага позор. Считалось, что сила человека находится в волосах.  Если враг был сильный, и множество нападавших забрал с собой, то после его смерти, боясь, как бы он не вернулся и не посчитался со своими убийцами, люди зооморфизма выдры делали в честь него идола, присваивали ему божественный чин, и, совершали моления и жертвоприношения ему.

В теологии зооморфизма выдры, как и у всех псовых, хорошо развит культ Царства Мёртвых. Страна Мёртвых, у них, обычно, помещается на островах. На островах же находятся некрополи, огороженные от мира живых табу. Хоронят сво-их мертвецов на возвышениях, предоставляя тела под все четыре стихии. Так же, часто, убирают тела в дупла деревьев, для их полного соединения с природой. В то же время тела врага расчленяются и разбрасываются по местности.
Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным
Птицам окрестным и псам…
Будут их нежное тело раскливывать коршуны в поле…
Гомер. Илиада.
Представителей высшей знати, и людей занимавших социальную верхушку, погребали, подобно скифам, под курганами. Вместе с ними хранили их слуг, ритуально убитых, и рабов, ритуально расчленённых. Так в погребении мальчика из знати, вокруг его тела располагается частокол из костей взрослых, причём, кости час-токола расставлены в определенной последовательности. Так чередуются кости го-лени с берцовыми костями, лучевые кости рук с предплечьями и т.д.
Зооморфный образ выдры является Великой Матерью Царства Мёртвых. подобно тому, как в христианстве возносятся молитвы не к самому Иисусу а Богоматери, так же и люди зооморфизма выдры возносили свои молитвы и заклинания к Великой Матери выдре. В римское время она именуется Мормо, как богиня Смерти и эпидемий. Видимо, Марья Моревна, тоже относится к культу выдры. На Руси она именовалась как Морена. Был ли правитель Мёртвых её сыном, либо всё Царство Мёртвых было её детищем, пока мы утверждать не можем. Единственное что известно, так это то, что воины Царства Мёртвых были военными богами у людей зооморфизма выдры. К таким воинам относятся Бабы. Это Ку-баба в Междуречье и Малой Азии, это Баба Яга в средней полосе России, это Яг в Сибири. Своего рода, все они являются военной знатью Царства Мёртвых.
Кроме Царства Мёртвых, в культах выдры мы сталкиваемся с солярным куль-том. Божество солнца – Сам, повсеместно почиталось на всём прохождении людей зооморфизма выдры. Как символ Сама была пирамида. Самаофом, в последствии при семитской ассимиляции, Саваофом солнце называли в Самарии и Палестине. Там же мы встречаем солнце под именем Самсон. В Скандинавии солнце именуется как Сампо. В “Калевале” (угро-финский эпос) речь идёт о волшебной мельнице Сампо, сделанной калевами (кузнецы пеласги) и попытке угров присвоить её себе, т.к. она могла делать золото. С понятием Сампо, или по семитки Шампо, связано понятия откровения и просветления Шамбала. Место которое, как считается, находится не только на Тибете, но и на Кольском полуострове.  С этим же культом связано состояние медитации сомати.
Интересно отношение угров к серебру. Согласно поверьям обских угров, серебро наводило на них болезнь. Так серебро, найденное после уничтожения пеласгических народов москов и поров (мось и пор), отдавалось шаманам (саманы), что бы после камлания, они могли определить где и как хранить его, какие жертвы при-носить, чтобы всё племя не получило порчи и не начались эпидемии. Так на культовых местах собирались огромные богатства из серебра, вокруг которых проходили камлания и жертвоприношения. Их боялись и им поклонялись.
Ритуальным оружием людей зооморфизма выдры были кривые короткие мечи с прорезами на лезвии и клинке. Часто в них вставляли кольца, для изгнания духов и душ мёртвых. Считалось, что звуки, издаваемые этим оружием при ритуальных церемониях, создают вибрацию, которая изгоняет потусторонние силы.
Люди зооморфизма выдры селятся по угольным бассейнам, в то же время мес-та, где живут акулы, для жизни людей зооморфизма выдры не приемлемы. Мясо акулы для них считалось ядом.
Как истоком цивилизации людей зооморфизма выдры, на исторический пери-од, была Самаррийская культура. Этой же культуре приписывается написание Талмуда, что весьма вероятно. По крайней мере многие из теологических воззрений зооморфизма выдры вошли в Талмуд. Это и божества солнца Самаоф и Самсон, это и отношения с загробным миром. К ним же относится культура Северной Сирии и Юго-Западной Малой Азии на IV тыслетие до н.э. (хассунская культура). Интерес-на керамика из Самары датируемая V тыс. до н.э., полностью соответствующая изображениям на шаманских угорских бубнах. Она отражает в себе космогонию  зооморфизма выдры. Основание шумерского сакрального города Эреду (Добрый город) тоже принадлежит людям зооморфизма выдры. Интересно отметить, что самарритян тоже называли добрыми. Видимо, и Читал-Хююк, в период ранней своей истории (до пеласгов) тоже был заселён ими. Глиняные статуэтки из Ура и Эреду, периода Убайд, полностью соответствуют изображению выдры. В ряде могил были обнаружены глиняные модели лодочек, по форме близкие наипростейшим лодкам…, характеризующие определённую ступень развития мифологического мировоззрения (переправа через воды разделяющие миры Живых и Мёртвых). Но  наиболее  интересны в этом плане глиняные статуэтки убайдской культуры: неестественно вытянутые фигурки нагих стройных женщин и реже мужчин с деформированным лицом напоминающим не то заячью (выдры), не то лягушачью .

Описание черепа выдры соответствует людям данного зооморфизма. Мозговая коробка очень объёмистая. Ростральная часть черепа короткая, но высокая и широкая. Скуловые дуги сильно разведены в стороны и достаточно массивны
Хеттские завоевания, проходившие в III-II тыс. до н.э., по своему почерку полностью соответствуют угорскому поведению. А всем известно, что такое пове-дение закрепляется на генном уровне и обуславливает общий архетип народа. Там где проходили хетты, оставались разрушенные города и селения, и расчленённые труппы. Хотя назвать людей зооморфизма выдры хеттами не правильно. Известно, что хетты это оленеводы, мирное население относящёеся к Зооморфизму бобра, а люди зооморфизма выдры относятся к оленегонам и убийцам оленей. В то же время, в древности именно за угорскими народами историки закрепили название хетты, и с этим мы уже ничего не можем поделать. Отсюда, как вывод для историков, получается, что хетты вымерли, ибо они перестали быть агрессивными и постоянно мелькать под этим именем (незаслуженно придуманным для угорских народов) в историческом контексте. В то же самое время на нынешний момент хетты (зооморфизм бобра) спокойно живут в Хатанге и активно участвуют в социальной жизни России (100% явка при голосованиях). Между тем поведения Мурсилиса и Хаттусилиса, полностью соответствует поведению племенных вождей угорских народов. Именно с таким агрессивным поведением Югорских князей, сталкивались русские казаки при покорении Сибири. Схожее ведение военных действий мы можем наблюдать и у родственных им кыргызов. В городе, а также в окружающем его земледельческом районе почти в каждом доме были ступы и жернова для размола зерна. И все эти жернова и ступы оказались разбитыми, как были разбиты стрелы уйгурских ханов- пишет. Эти меры также можно считать своеобразной тактикой ведения войны, цель которой запугать противника, заставить сложить оружие, покориться .

Самаоф (Сабаот, Саваоф) – покровитель воинства. Божество самаррийской культуры. Само понятие Самария отождествляется со сторожевым местом и сторожевой башней. Возможно, пирамидальной формы (очередная Шамбала). На западе от Иордана располжена Самария, которая после раздела страны стала центром се-верной части. Основные её города – Сихем, Самария, Тирца, Силом, в которых находилось святилище древнего культа .
 В космогонии людей зооморфизма выдры, это было божество олицетворяющее собой в небесное воинство, предводительствующее солнцем, луной, звёздами. Это подобно солнцу Огневидный воитель. В его воинстве много крылатых су-ществ. Позднее, когда Сабаот был заимствован иудеям у самаритян, в его воинство вошли херувимы, серафимы, сфинксы (крылатые), и т.д. Он идентифицируется с Ягве (Яхве, Игова)  и становится одним из его ипостасей как Господь воинств.
Саваоф руководит четырьмя сонмами (воинством) под началами Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На помощь пророкам нисходит с небес на огненной колеснице. Храм этого бога находился в Сарафанде (древняя Царефта).
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!- гимн Саваофу.
Это же роднит его с Савитаром, божеством, заимствованным, или трансформированным населением Индии. Савитар так же как и Самаоф разъезжает в сол-нечной колеснице по небу и руководит небесной армией. В то же время, надо заметить, что эллинский Илий (Гелиос) хоть и ездит по небу на колеснице, не только не руководит армией, но и вообще не вмешивается в дела смертных. 
Культ Самаофа строился на пророчествах его служителей-шаманов: Шемая, Шамши и т.д.  А военные вожди становились богами. Так Шешонок (Шишак) – египетский фараон, совершавший поход в Иудею, крайне почитаем угорскими племе-нами как мелкий демон, сродни домовому. Самария (Шомерон), место почитания Самаофа людьми зооморфизма выдры, стояла на торговых путях, и была одним из древнейших культовых центров. При слиянии Самарии с иудаизмом, имя солнечного воина выдры входит в общий перечень бога наряду с: Эл, Ахазйаху, Йехорам, Аталйа, Адонай. Возвеличился пои войне с Саргоном.
В своём воплощении как Тимман, Самаоф мог карать и наказывать владык, в то же время, он всегда был защитником Самарии. А те кто подвергался его наказа-нию отбывали на оазис Теме идентифицированный с Центральной Аравией.

В книге Исаии Саваоф карает Содом и Гоморру, говоря им:
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Моё, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!.  Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (ИсаяI, 11-15).
Если Самаоф (Саваоф) божество северного союза племен, то Ягва – южного. Подобно дуалистической тенденции Зороастризма, отношения между Самаофом и Ягве изначально строились на противоборстве. Это позднее они соединились в единое монотеистическое божество.

Ягва (Яхва, Игова) – южное божество Палестины. Подобно другим Ягам божествам угорского типа, относится к воителям. Культ Яхве был привнесён группой племён, прибывших с юга (с Эгейского – Ягейского моря). Наиболее почитаемым из созданных их фантазией  богов было древнесемитское (семитским его считают ис-торики, но согласно теологии, это угорское божество) с крыльями по имени Яхве, оно летало в облаках, появлялось в грозах, вихрях и молниях, а так же в огне (мы видим совмещение в представлении Ягва и Самаофа, из-за доминирующего культа Ягве на Западе). Бог-вихрь охранял племена во время кочевий, когда их подстерегали тысячи опасностей, а также от богов других народов, отпугивая их своим появлением то в виде огненного столба, то в виде громадного облака. Кочевники верили, что они встречаются с божеством в сиянии молнии, в раскатах грома, считая, что так проявляется его гнев. Они ощущали власть божества во время землетрясений, извержений вулканов . Основополагающий аспект служения как Ягве так и Самаофу были пророки, которые, по существу, оставались прежними шаманами (саманы).  В экстатическом состоянии библейские пророки слышат голос своего бога, он их ведёт, через них указывает путь их народам. Подобно северным шаманам, пророки Ветхого завета, предрекают и проклинают, общаются с духами-ангелами, и подымаются в Верхний мир духов: Исая, Откровения Иоанна, Илия. Пророкам Ветхого завета посвящена целая книга. Ягвизм- историческая религия. Этот аспект отличает его от всех религий древнего Востока. В то время как для египтян, ассиро-вавилонян, хананеян-финикийцев божество связано с природным феноменом, для израильтян Ягве – Бог отцов, который Он открыл Свой замысел и Свою волю . Именно на экзальтированных высказываниях пророков строилась теологическая тенденция яхвизма. Подобно Маш-машам Месопотамии, они кроме восхваления богов были учителями и рупором бога в Палестине. Отметим, что обратное прочтение Маш-маш даст нам одно из произнесений названия служителя культа выдры - шаман. Шаманы, подобно пророкам видят грядущее, видят битвы духов  и для них они столь же реальны как и их современники.


Дуалистический аспект Ягве – Самаофа создаёт нам не полную картину мира, согласно шаманской теологии. У шаман мир делится на Верхний (Самаоф) Мир, Нижний Мир (Ягва) и физический. Если между Верхним и Нижним Мирами духов происходят конфликты, они отражаются на физическом плане. Для правильного выстраивания Миропорядка, в физический Мир помещается Дьявол (крокодил?, змей) пытающийся покорить его. Ягва и Самаоф заняты своими мирами, и на теологическую сцену выходит сын Бога, Богочеловек Иисус. В своём зооморфном воплощении выдры он вступает в бой с Драконом. Данная теория была распространена на начало христианства. Разработки по ней принадлежат Оригену. Именно ему принадлежит мысль, что во время боя двух крылатых армий, погибшие крылатые духи (ангелы) воплощаются на земле, чтобы набраться опыта, новых способов ведения боя, освоить новое оружие, и опять, войти в воинство.

Битва же за Землю ведётся воинством Иисуса. Интересно здесь вспомнить, что угорские племена убив сильного героя, если он своей силой, умом и т.д., произ-вёл на них впечатление, объявляют богом и молятся ему, приносят жертвы. Это опять нас отсылает к христианству, молящимся ими же самими распятому богу. Ведь, согласно теологии христианства, любой человеческий грех является новым гвоздём забиваемым в тело Иисуса при распятии. И от каждого человеческого греха он страдает, так как принимает их на себя и за них становится искупительной жертвой.

Самсон (Шимшон) – божество солнца. Изображалось сильным воином с длинными волосами. Сила данного бога была именно в волосах, символизирующих солнечные лучи. Согласно сказаниям, Самсон обладает не только необыкновенной силой, но и совершал подвиги. В бою он орудовал ослиной челюстью поражая ею филистимлян. Подобно Гильгамешу и Гераклу, Самсон победил льва как культовый солярный герой. С ассимиляцией угорских народов Палестины с иудеями, Самсон входит на страницы Талмуда как герой ветхозаветных преданий. Солярный миф о солнце Самсоне и Луне (или Ноче) Далиле, его возлюбленной, лишивший через об-резание волос воителя силы, из рассказа о солнечном затмении превращается в  историческое предание на иудейской почве и рассматривается как фактологический сюжет. Для народов Западной Сибири волосы являлись одним из главнейших обе-регов души в борьбе со злыми духами . Самсон (Шимшон) из колена Данова сражался с филистимлянами и в тот период, когда они доминировали над Израилем; он судил Израиль Двадцать лет (Суд. 13-14). В данном контексте, судья одновременно был и военным вождём (кацин).  И это не смотря на полный мифологический сюжет связанный с данным солярным божеством. У хантов было солярное женское божество, которое каждое утро посылало на землю души вновь рождающихся детей в виде птиц при помощи лучей - своих кос.
За-Баба- IV-III тыс. верховное божество Самарры, культовый город Киш.  Расцвет культа приходится на время Саргона. Забаба считался богом войны. воин-ской тренировки.  Возможно,  что в дальнейшем слово нам известно как военная забава. На Руси, после кулачных забав, княгиня выдавала приз победителям – Заба-ву. В русской былинной традиции, это имя носит племянница киевского князя Владимира Красно Солнышко – Забава Путятична.

 Прекрасная княжна с длинными косами как приз передавалась победителям (согласно былинам). В то же время, в Месопотамии, Забаба муж шумерской богини плотской любви Инанны. При Набониде изображение Забабы (идол) было возведено в Вавилоне.

Ку-Баба- во II тыс. до н.э. культ этого божества был распространен по Север-ной Сирии и Малой Азии. В сохранившихся текстах, пол данного божества плохо определяем. Большинство исследователей считают, что это богиня. Хотя само показание Баба даёт возможность думать, что это мужчина, к тому же имеющий отцовство. Великий Отец. Хотя, можно предположить, что в косматом (или с длинными косами) божественном шамане, подобно тому как в Бабе Яге, мы склонны видеть именно женский образ, закреплённый у нас угорскими сказками, в русской интерпретации. В Малой же Азии, Кубабу считают женским божеством, потому, что про-исходит совмещение с Кибелой. Хотя Кибела и Кубаба два совершенно разных божества, разных зооморфизмов (Кубаба- выдра, Кибела- львица) и разных функций. 



Яг – косатый богатырь обских угров. Яг относится к 80 богатырям с оленьими ногами из былинного города Эмдера. Характерным его признаком являются опу-щенные вниз косы. Не случаен и обычай скальпирования у обских угров, распространённый в далёком прошлом, судя по фольклорным  и историческим данным. Стремление уничтожить душу врага, а следовательно, и возможность его возрожде-ния побуждало победителей “сдирать радужно отливающую головную кожу”, а побеждённых из последних сил её спасать. Сохранить волосы считалось гораздо важ-нее, чем спасти жизнь . Понятие Яг, так же как и длинные косы связанно с колдовством и колдовской силой. Не спроста угорские шаманы косматы.  Космы являются возможностью общения с миром духов и миром Мёртвых. Яг косатый богатырь вызывается  на бой, своими потомками. В своё время в былинном городе Эмдера он воевал и погиб. У обских угров в числе мёртвых 80 богатырей он, по зову шамана, приходит для своих новых битв. Понятие Мёртвых или Призрачных дружин есть по всему прохождению угорских народов. Призвание их происходит на чёрных камнях с принесением в жертву рабов.
И внезапно Призрачное Воинство, до того скрывавшееся позади, обрушилось серой волной, сметая всё на своём пути. Я услышал дальние крики, глухо затрубили рога, прокатился смутный многоголосовый гул – будто донеслось эхо давным-давно минувшей битвы. Мелькали тусклые клинки; может, они и рубили, не знаю, только незачем было рубить, мёртвые побеждают страхом. Никто не устоял . - описывает нападение подобной угорской дружины профессор Толкиен, основываясь на финоугорском эпосе.

С развитием профессионализма военного сословия был распространён культ воина-богатыря, его боевого коня и оружия. Предметы вооружения получили соответствующие имена, девизы, богато украшались, что, по представлениям того времени, должно было благотворно сказываться на поражающих свойствах оружия, способствовать успеху в бою . Сакральным оружием считался шлем павшего воина-богатыря. Именно по шлемам отличались идолы для молений поставленные на местах павших достойных противников.

Заплетание и расплетание кос, расчёсывание волос, определённые причёски не только символизировали переход из одного половозрелого состояния в другое (взросление, супружество, смерть), но и аккумулировали все силы защиты души в особенно важные жизненные моменты. По представлениям обских угров (и других народов зооморфизма выдры, лисы, волка), волосы выполняли функцию вместилища четвёртой души, ассоциировались с образом души-птицы (Ба –Та-кемет). длинные распущенные волосы были атрибутом силы злых и добрых божеств. Считалось, что в борьбе с силами зла человеку помогают распущенные волосы. Например, нганасаны после похорон распускали волосы с целью облегчить борьбу души живых со злыми силами. У шаманов многих сибирских народностей длинные волосы символизировали магическую силу . 

При завоевании Та-кемет гикосами, ношение кос становится повсеместно у знати и женщин в долине Нила. Царица Хатшесуб изображается с такими же коса-ми, что и обские угры. С приходом маньчжурской династии в Китай, указом 1645 г. (2-й год правления маньчжурского императора Шуньчжи) предписывалось всем мужчинам в десятидневный срок обрить голову. После этого было введено ношение кос для мужчин, как элемент верности маньчжурскому императору. За отказ носить косу, китайцу отрубали голову. У мальчиков на выбритой голове косица была на одном или обоих висках. Эту же детскую причёску мы наблюдаем на детских и юношеских изображениях в Та-кемет.

Баба Яга – в фольклоре России существо обычно женского пола. Так же как и другие угорские божества относится к богам войны. Согласно М.И.Без-Корниловичу, на Воловом озере, около реки Полотоя, находился идол Бабы Яги. вообще, все идолы угорского типа называются Бабами, и в данном конкретном случае, возможно, что это был идол косатого богатыря Яга. Либо, надо говорить, что образ Бабы Яги полностью вышел из культа Яга. В дальнейшем, на русском субстрате, это становится отдельным образом, имеющем ещё элементы угорского культа, но в дальнейшем, впитавший в себя образы разных военных богов чужеземцев.

Так Баба Яга живёт в лесу, в избушке на курьей ножке. Именно такие избушки  строились в лесах уграми. Это могут быть хранилища еды, вознёсенные на подпоре над землёй, что бы сохранить припасы от медведя. Либо уры – амбарчики на одной опоре, в котором хранились изображения духов (пубы). На таких же вынесенных площадках, иногда прикрытых крышами, на одной опоре, угорские народы хоронили своих шаманов. И тогда образ Бабы Яги, складывается иначе. Место проживания Яги  - избушка на курьих ножках на опушке леса. Потолок низкий – нос в потолок врос (Угорская домовина). Это свидетельствует о погосте – месте захоронения покойников – пишет А.А.Бычков, - Так хоронили своих умерших наши северные соседи  - финноязыческие племена (ну не финны, а Угры, столь уважаемому человеку не гоже путать разные этносы с разной мифологией). Вокруг избушки забор из человеческих костей. На шестах натыканы черепа, глазницы которых по ночам светятся и освящают всю поляну. К утру они прекращают светиться . Это же мы видим в угорских захоронениях по всему их прохождению в разные эпохи. Кроме того, сама Баба Яга очень любит покататься на “Ванькиных” косточках. А всем прекрасно известно, что кроме Эллады и Руси называемых в древности Иванами или ванами, Ван просто является военным чином с пеласгических времён.

Связь Бабы Яги со ступой говорит о её ламоистической основе. Это и захоро-нения в ступах и костяная ступа как древний летающий аппарат.
В русских сказках Баба Яга обычно упоминается совместно либо с Кощеем Безсмертным либо со Змеем Горынычем. Змей Горыныч – многоглавая Гидра из-вестная в Месопотамии как Тиамат, в Элладе как Лирнейская Гидра против которой борется Геракл (против Тиамат – Мардук). Это зооморфная сущность Змеи семитского этноса. Бабу Ягу часто ассоциируют с западной богиней Билонной, возницей у Марса. Учитывая, что Марс (Марис) изначально мёртвый воитель (зооморфизм волка), можно провести аналогию с Бабой Ягой и Кощеем. Кощей, согласно былинам и сказкам, представляется уже в виде скелета. Он безсмертен, т.к. уже мёртв. И до конца изгнать из мира живых его может либо игла из мирового яйца либо калённая заговорённая стрела. В некоторых сказках Баба Яга имеет стада коней, где Иваны (ваны) должны у неё работать за шелудивого жеребенка из её стада. Вполне возможно, что этот образ Бабы Яги был связан с возницей Кощея.



Кроме того, Баба Яга часто называется тёщей Змея Горыныча, выдавая за него своих дочерей. Именно этот аспект хорошо прослеживается по Палестине, когда самаритянки выходили замуж за семитов пришедших туда следом за Моисеем, ведомым жезлом с медным змеем. Именно через женщин яхвеизм проникает в семитскую среду. Баба Яга сватает за Кощея прекрасную Анастасию (Лиходеевну). Анастасия одно из имён Персефоны (зооморфизм собаки). Баба яга иногда принимает участие в судьбе Марьи Моревны, прекрасной королевны.  Марья (Моревна) полностью связанна с культом Смерти и тоже считается живым мертвецом, который как и Кощей безсмертен. В отличие от Кощея, Моревна относится к зооморфизму гадов – змея. Кощей же, родственен Аити, только более северный вариант, потрёпанный временем. Он скелет, живущий в хрустальной (или на хрустальной) горе, имеющий, как и Аити шапку невидимку (волчьей шкуры). Баба Яга как сваха приходит к Кощею или Змею. Такой свахе отказать трудно. Приходит скелет с помелом, и говорит: а не пора ли тебе батюшка жениться? Ну как же отказать старушке? Кощей такой же скелет, но Змей-то живой, хотя и царь Гадеса – Нижнего Мира. Наверно после этого заикался. К счастью, Баба Яга к Иванам (ваннам) как сваха не являлась, тут бы заиканием не обошлось.
Кроме того, образ Бабы Яги полностью соответствует этрусской и римской богине Теронии, как богине полей, лесов, целебных трав – вариант знахарки живу-щей на отшибе. Она связанна с магией, и целительством (знание мёртвой и живой воды), дарила плодородие и покровительствовала скотоводству .
Волк является стражем Врат Нижнего Мира (привратник), собака – проводник (путеводитель), то выдра связанна с воскрешением из Мира Мёртвых. С этим аспектом связан весь яхвеизм. Это воскрешение после смерти. С воскрешением связанна и Баба Яга. Воскрешение происходит через половой акт с этой Подземной богиней. Именно для этого она парит Ванек в баньке и укладывает к себе на печь.

Теология людей зооморфизма выдры полна общениями с духами. Каждый дух имел имя, места поклонения и свои ритуалы. Все они были связанны с местом обитания данных духов. Все духи были местечковые. Кроме того, создавались тёсы, которые в себя вмещали духов, становясь их хранилищами. В связи с сильным половым диморфизмом у людей зооморфизма выдры, это же отражалось и на их духах. Духи чётко делились на мужские и женские. В разных местах, согласно половому диморфизму, духам ставились молельные места, в разное время совершались обряды камлания. Женщина, если это не шаманка, была в приниженном положении, это же отражалось и на мире духов. Мужские духи были более почитаемы. Женских духов не мог коснуться мужчина, ибо это могло отнять у него мужскую силу. Так же, по этой причине мужчины не трогали женские вещи. Жилища были поделены на чёткие области мужские и женские. С приходом греков в Элладу, там происходит то же деление на магарон – место жизни мужчин и гематион – место жизни женщин и детей до семи лет. Основной теологической тенденцией зооморфизма выдры является воскресение мёртвых.

Выдрам присуще любопытство, не смотря на вроде бы мрачную их мифологию, вся она пропитана юмором и шутками. Общение с духами, в исполнении выдр, наделено юмором, это шутки, угрозы и обиды, это весёлые розыгрыши, исполненные с шаманской экзальтированностью. Внешне люди зооморфизма выдры по своей подвижности игривости напоминают своё животное. Они такие же шебутные как и выдра. Волосы у них густые толстые, слегка вьющиеся, рыжеватого оттенка. Лицо овальное, сужающееся к подбородку. Подбородок квадратный, скошенный назад. Челюсть квадратная.  Лоб низкий, широкий с резко выраженными горизонтальными морщинами. Лицо подвижное, мимичное. Брови дугообразные, широкие, одного цвета с волосами. Весь волосяной покров у них единого цвета. Глаза небольшие, карие, глазные впадины слабо выражены. Лицо покрыто мимическими морщинами. Переносица запавшая на уровне зрачка. Нос резко выделяется вперёд, прямой, широкий. Ноздри не большие. Скулы выражены, широкие, крупные. Уши оттопыренные, большие, с толстой мочкой. верхняя губа тонкая, слабо заметна, нижняя меньше по размеру, но полнее, часто оттопырена. Часть носа и носогубный треугольник выдаются вперёд. Носогубный треугольник ярко выражен. Зубы мелкие, выдаются вперёд. Щёки слабо наполнены. Шея короткая. Рост средний и ниже среднего. Кожа рыжая, при этом легко подвержена загару. Руки длинные. Пальцы короткие. Кость широкая. Тазовые кости широкие. Плечи широкие. Талия малозаметна. Склонны к ожирению. Ноги – норма. Движения быстры, суетливы. Холка отсутствует. Спина широкая прямая. Сутулость. Свободная манера держать себя. Высокая самооценка.

К данному зооморфизму относится афанасьефмкая культура. "Афанасьевцы" имели "резко" выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к зооморфизму выдры. От современных европейцев "афанасьевцы" отличаются, однако, значительно более широким лицом. В этом отношении они сходны с верхнепалеолитическими черепа-ми Западной Европы, т.е. с "кроманьонским" типом в широком смысле этого термина. Наследниками "афанасьевцев" были племена "тагарской" культуры, дожившей до III в. до н.э., после чего они приняли в себя несколько монголоидных примесей и создали "таштыкскую" культуру. По поводу носителей этих культур Кызласов вы-сказал оригинальное мнение, причислив их к уграм, и, больше того, всех угров Западной Сибири он выводит с Саян и Енисея. Наследниками "афанасьевцев" были племена "тагарской" культуры, дожившей до III в. до н.э., после чего они приняли в себя несколько монголоидных примесей и создали "таштыкскую" культуру. По по-воду носителей этих культур Кызласов высказал оригинальное мнение, причислив их к уграм, и, больше того, всех угров Западной Сибири он выводит с Саян и Ени-сея.  К народу  зооморфизма выдры относится целая каста Индии – шудры.
Высокая самооценка присуща всем людям зооморфизма выдры. Они наделены сильным чувством юмора, которое помогает выходить из любых ситуаций. У них крайне резко в сознании развит половой диморфизм. Большей своей частью, они технари, это инженеры, конструкторы, чертёжники. Редко встречаются врачи. Люди зооморфизма выдры хорошие охотники, безжалост-ные воины. Любят компании и свободное время провождения. В компании час-то бывают душой компании, Если нет другой выдры, в обратном случае создают выдриное сообщество развлекающее окружающих. Крайне компанейские. Женщины очень сильно привязаны к детям. Из них плохие учителя. Они не сдержанны, не могут объяснять, из-за этого всё переводят в шутку, иногда гру-бую, а результата не добиваются. Несдержанность один из основных критери-ев выдры. Второй критерий любопытство, пока любопытство не удовлетворено, выдра не может вернуться к своим насущным делам. Это люди, которые любят развлечения, превращая в него всё вокруг себя. Для работы им нужно одиночество, что бы не было отвлекающих факторов и публики. Они крайне неусидчивы.