Записки о СССР - номер на ладони

Собиратель
Давка, толкотня перед магазином, все стоят, все ждут, что то выкинут, что не знает, ни кто, стоят так на всякий случай, для упорядочения и что б не кто, не влез первые десятка три граждан пронумеровали свои очереди номером на ладони шариковой ручкой, а остальные стоят так,  лишь бы хоть что то досталось.

Магазин наш называется  Универмаг на Богатырском проспекте дом 5, в простонародье «Женский» а на другой стороне проспекта «Мужской».
В женском товар обычно ликвидный выкидывали не на прилавок в магазине, а из окошка прямо на улицу что бы внутри не создавать большой очереди, давки и как всегда неразберихи со скандалами вплоть до потасовок между бабульками спекулянтками которым в принципе не чего уже в этом мире уже не нужно, но купить и тут же продать рядом со входом в магазин в две цены, было наслаждением и заработком к пенсии.

Ну что обычно выкидывали, да все, сапоги женские осенние, зимние, туфли босоножки, бухгалтеры, пусера, кофты, пуховики, колготки, духи, тушь, помада конечно все это импорт, иначе и за даром ни кому не надо. Битва конечно была особенно за сапоги женские, тут уж не до примерок, давали часто не больше одной пары в руки, а импортные размеры отличаются от наших, тут же после покупки прямо на улице примеряли и если не подходил размер пытались обменять у других счастливых обладательниц покупки так как к окошку уже не подойти, ну и не задавать же назад, если уж совсем беда то продавали в два, а то и в три раза дороже своим же родственникам и знакомым под легендой подруга принесла.

Сначала очередь стояла по порядку вдоль стены всё как положенное дисциплина на уровне, все в олимпийском спокойствии, время от времени сверялись у кого какой номерок на руке, кто за кем стоит, велись дружеские разговоры о детях, рецептах и кто сколько засолил банок огурцов или закатал варенья.

Вдруг без предупреждения распахивалась окошко, выше на стекло изнутри выставлялась картонка со списком товара, ценой и производителем. Вот тут и начиналось представление, за которым и в цирк ходить не надо. Прежде всего, вокруг окошка образовывалась толпа из своих, ти-по я тут стоял ещё вчера, начиналась давка, на номерки уже ни кто не смотрел, все были обеспокоены лишь бы не вывалится из своей очереди, обратно уже не пустят, так в течении часа можно было стоять хоть и номерок у тебя 23 на руке.

В итоге со сбитой шапкой, помятый, когда тебя очередь вталкивала к заветному окну, ходового товара могло уже и не быть, размеров тоже, брал что дают в надежде или продать или поменять, других вариантов нет. И после, отдышавшись с геройским видом превосходства посмотрев на панику в очереди когда из окошка продавец кричит, осталось 15 пар, что ввергало очередь в исступление и злость только усиливало борьбу и давку.

Счастливым лицом можно идти домой, изредка замечая завистливые взгляды прохожих. Домашние рады  все, рассматривают обновку, заставляют несколько раз примерить, потом укладывают в коробку и убирают в шкаф.

Вот какие радости маленькие были в конце 80 годов в СССР.

Время действия 1988 год.

Ковер

Вы знаете, что мода была на ковры и не купить их вообще тогда, так вот иду с работы пораньше отпросился, наверное часа два, как раз магазин открывается после обеда. Так вот с остановки иду, думаю зайду так на всякий случай, а вдруг что то выкинут.
Зашёл с одного входа прошёл по отделам где со скучающими взглядами или за разговорами стояли продавщицы, почти всех я знал в лицо, подхожу к отделу а там прямо при мне начинают выносить свернутые ковры, недорогие, я бац тут стою пятый в очереди. Заведующая выбежала сама начала выписывать квитанции для оплаты в кассу, я получил заветную бумажку и бегом домой, благо жил в соседнем доме, забежал, взял деньги и обратно.
Как сейчас помню, шестьсот рублей заплатил.
Вот дали мне ковер в рулоне я его на плечо и домой, иду счастливый. Только в квартиру вошёл, звонок, жена с сыном в коляске с прогулки, улыбается говорит, мне уже соседки сказали что ты с ковром пришёл, молодец говорит, поцеловала, где взял, куда вешать будем.

Было мне тогда всего то 22 года.

Но вешать тоже приключение, но это уже другая история.