Философия, как она есть

Павел Купин
   «Поскреби русского и обнаружишь татарина» – говорят французы. «Поскреби философа и обнаружишь культуролога». Верно ли это? Всё чаще профессиональных философов интересует смысл, а не идея, а это явный крен чистоты мышления  в сторону культуры. Всё чаще говорят об избытке средств и дефиците материала, переключаясь с категориального анализа к изучению моды, бизнеса, сфер искусства. Философия становится прикладной наукой, методологией науки, литературы, социальной работы. Вырождается, одним словом. Раньше философию называли «войной богов», и не всякий бы в ней дерзнул участвовать. Теперь любой может примерить тогу любомудра. Всё меньше оригинальных мыслителей, всё больше интерпретаторов. Философские факультеты выпускают не философов, а исследователей философии, своеобразная терминология которых скрывает зачастую скудность собственного мышления  и заимствование чужих идей. В этой ситуации невольно становишься «воинствующим дилетантом».
   Когда читаешь произведения современных философов, то замечаешь, как под многообещающим началом затаилось убогое содержание. Возникает ощущение, что эти литераторы не знают логику, не изучали риторику, не умеют применять правила полемики. Научные дискуссии в их кругу сводятся к набору как можно большего индекса цитирования. Количественный подход побеждает качественный. Как говорил один преподаватель своим студентам: «Учитесь писать много». Увы, краткость здесь не сестра таланта. Вот и плодятся псевдофилосовские тексты. Одна искра разума тут же обрастает множеством толкований, осмыслений, в которых она теряется, растворяется, гибнет.
   Когда  у обычного человека возникает интеллектуальный голод, тоска по смыслу, то он обращается не к философской книге, а к шансону и авторской песне; в них он находит утоление жажды понимания себя и мира, в котором он живёт. Зачем и кому нужна философия? Непонятно.
   На самом деле людей, интересующихся философией мало. Примерно две промилли в процентом соотношении. Для города Санкт-Петербурга, к слову приблизительно сто человек, не считая преподавателей и учёных, которые просто получают за это деньги. И вынуждены ею интересоваться.. А студенты философских факультетов получают не столько образование, сколько диплом, хотя приходили/поступали, казалось бы, не за этим. После выпуска занимаются, в основном не тем; дисквалифицируются и становятся  неспособными поддержать разговор на философские темы на профессиональном уровне. Образование сползает с них как кожа со змеи, остаётся только что-то трудноуловимое; может дух, того ВУЗА в котором они учились, лёгкий флёр интеллектуальности; аура былой причастности к чему-то великому, к некому таинству посвящённых.
   Философия, если она настоящая, завораживает. Даже если ты мало, что понимаешь, не успеваешь следить за поворотами рассуждений, то всё равно, каким-то шестым чувством ощущаешь, что вот это подлинное, целое как мир; а всё остальное, с чем ты сталкиваешься в жизни, – осколки, фрагменты, неполнота, темнота и чернота. Она – свет разума, яркий как солнце; он ослепляет, и долго ходишь потом со светлячками в «глазах», возвращаясь снова и снова мысленно к той встрече с ней. Недаром Данте называл философию прекрасной дамой.
   Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет писал, что мужчина –  это думающее тело, а женщина – чувствующее тело Может, поэтому среди философов подавляющее большинство сильного пола; ведь главное для философа –  умение мыслить. Декарт писал: «Я могу ошибиться в факте, но я не должен ошибиться в мысли». Эрудиция, порой заменяет осмысление.
   Современное мышление осуществляет переход с использования по преимуществу вербальных средств на визуально-графические. Линейное мышление сменяет экранное  Философ-новатор идёт ещё дальше, разворачивая спираль  своего дискурса как бы перпендикулярно плоскости экрана, причём переход с витка на виток осуществляется не плавно, а скачкообразно. При этом его мысль движется словно в новом, дополнительном измерении. 3D, если хотите. Говорение с использованием такого способа выглядит для слушателей/читателей/зрителей как насилие над их привычными умопостроениями. Такое репагулярное мышление принимается, а уж тем более, понимается, не каждым. Следовать ему трудно, оно вызывает отторжение, вплоть до отвращения. Но если преодолеть эмоциональные помехи, то испытываешь восторг. Настолько высок полёт мысли, преодолевший  силу «земного притяжения», академического философствования. Она (мысль) не порывает с традицией. Она доводит её до придела и движется дальше, в пространство свободного поиска. Это уже не исследование и не коммуникация; это чистое мышление, которое и есть подлинная философия, открывающая новые перспективы для науки, искусства, религии, культуры в целом, а через неё и для человеческого сообщества. Ведь призвание философа не в том, чтобы пересказывать и объяснять смысл достигнутого, это может сделать и культуролог, а в том, чтобы дать идею будущего.
   Задача преподавателя философии, по образному выражению одного современного мыслителя, научить студентов «не бояться тьмы и любить свет». Метафора более чем прозрачна: невежество в информационном обществе это не отсутствие знаний, а не умение его применять, приобретая положительный опыт; поэтому он у большинства людей негативный (мрак); образованность (свет)  – это не количество полученных дипломов, это приобретённые навыки адаптации в предлагаемых жизнью ситуациях и приёмы программирования условий, в которых будут удовлетворены потребности, раскроются способности, реализуются возможности. Для этого, как ни странно, нужно иметь философскую подготовку. Она задаёт бэкграунд деятельности человека, рамки его действий, за которые он не может или не должен выходить, чтобы не разрушить себя и свой мир; оснащает ориентирами развития общества в целом и его как члена этого социума, критериями отбора средств и материала для личного проектирования жизненного пути и воплощения его в практику повседневности, параметрами оценки достигнутого и зоны ближайшего роста, индивидуального и в союзе с другими людьми.
   Философия и её понятия – это не объект для пассивного созерцания, напротив, это инструменты организации жизни –  и мыследеятельности, способы упорядочивания мира и знаний о нём, пионерные направления исследования природы. Общества и человека.