Контрольная закупка

Леонид Фульштинский
               
      Ревизор свалился как снег на голову.
      Тщедушный, неприметный с виду мужчина, вошёл в столовую, «как все» занял очередь в раздаточную и загрузил свой поднос широким ассортиментом блюд. И только у самой кассы, услышав от кассирши, какую сумму платить, полез в карман, но вытащил не деньги, а служебное удостоверение, сказав при этом: «Контрольная закупка».
      Фраза была произнесена негромко, но весь персонал столовой тут же услышал её. Засуетились, забегали люди в белых халатах, повара, посудомойки, раздатчицы срочно наводили марафет, всё живое пришло в движение.
      Ревизор с подносом проследовал в самый дальний угол, выбрал сиротливо стоявший столик, выставил на него блюда. Затем неторопливо уселся и принялся снимать пробу.
      Казалось, что на столе сейчас стоят не тарелки с борщом и кашей, а передающая радиостанция, и что сидящий в дальнем углу человек орудует не ложкой и вилкой, а ведёт ключом сверхсекретную передачу в эфир. Со всех сторон за ним внимательно наблюдали, «пеленговали», стараясь «попасть в точку» - по выражению лица, артикуляции и жестикуляции определить настроение ревизора.
      Наконец, тот кончил дегустацию, подозвал заведующую столовой и стал составлять акт. Писал он его недолго, чувствовалось: делает это не впервой, руку успел набить.
      Процедура передачи акта была проведена в строгом соответствии с ритуалом: заведующая подписала два экземпляра акта, один оставила себе, другой возвратила ревизору. Тотчас же к ней бросились сотрудники столовой и с нескрываемым интересом принялись читать аккуратно написанный листок. В принципе, акт был довольно сносный, если бы не один пункт. В нём ревизор отмечал, что в опробованных блюдах им обнаружено крупное недовложение.
      - Какое недовложение?! – возмутилась шеф-повар Самусева. – Раскладка блюд выполнена точно по калькуляции.
      - Да, точно, - согласился с ней ревизор. – И всё же вы забыли вложить в свои блюда один очень важный компонент.
      - И что же я забыла вложить?! – воскликнула Самусева.
      - Душу, - тихо произнёс ревизор и грустно добавил: «Поэтому всё у вас получилось невкусно».