Детский мат - высшая оценка нашего искусства!

Дмитрий Ятокин
Эту историю мне рассказала попутчица. Летом я на поезде возвращался домой из Санкт-Петербурга. Вагон был плацкартным и женским. Из мужиков только я и десятилетний мальчишка. Ребёнок достоин того, чтобы его назвали по имени – Серёжа. В Екатерининском музее Царского Села этого паренька именуют не иначе, как выразительного ценителя прекрасного.

Моя попутчица, Анна Сергеевна, с которой мы разговорились под стук ложечки в стакане, рассказала, что она учительница русского языка и литературы. Анну Сергеевну и ещё сорок учительниц из сельских школ направили в Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации. По президентской программе!

Учителям рассказывали о модернизации среднего образования, об инновационных методах преподавания в современных условиях, об автоматизации учебного процесса. Всерьёз учили тому, что по приезде на место работы придётся тут же забыть.

Анну Сергеевну в список делегации включили перед самым отъездом и она не смогла пристроить сына Серёжу ни к родителям, ни в детский лагерь. Пришлось ей забрать сынишку с собой в Питер.

Учеба была напряжённой, с утра и до шести вечера. Сынишку приходилось запирать в гостиничном номере, чтобы он ненароком не выбрался на экскурсию в незнакомый город с улицами разбитых фонарей.

В конце учёбы организаторы устроили для «поумневших» учителей обширную культурную программу. Обзорная экскурсия по Питеру, посещение Пискарёвского мемориального кладбища, прогулка на теплоходе по Неве. Когда пришла пора «топтать паркет» в музеях, Анна Сергеевна решила взять с собой сынишку. Первым в списке посещаемых мест оказался Большой Екатерининский Дворец в Царском Селе со знаменитой Янтарной комнатой.

Посетителей переобули в бахилы и повели на встречу с высоким искусством. Первый зал – Тронный или Бальный. Огромное свободное пространство, зеркальный паркет, позолота на стенах, лепнина, великолепная роспись потолка… Экскурсовод, рассказав об истории создания зала и архитектурных приемах, выделила несколько минут на самолюбование.

Посетители выстроились полукругом и задрали головы к потолку. У всех перехватило дух от имперского великолепия!

Минута молчания прервалась досрочно. Громко, чётко и восхищённо были произнесены три слова:
- Бл...ь! Красота-то какая!

Никто и не заметил, как сынишка Анны Сергеевны вышел на середину зала, раскинул руки и…

Восхищение от увиденного само собой вырвалось из глубин чистой детской души!

Мама, не веря своим ушам, подбежала к Серёжке и потянула его за руку в укрытие, в спасительную толпу. Экскурсанты молниеносно разделились на две группы: одни «ахнули», вторые «охнули»!

Ситуацию разрядила видимо и не такое повидавшая экскурсо-водиха. Так же громко и чётко она произнесла:
- Вот она, волшебная сила искусства! Истина глаголет устами младенца! Всё в порядке, товарищи! Прошу всех перейти в следующий зал!

У входа в очередной зал экскурсовод остановилась, пропуская гостей. Последними шли Анна Сергеевна с Серёжей. Мама что-то шептала сыну на ухо и дёргала за руку, а молодой человек молчал, потупив взор. Экскурсовод приобняла мальчишку и, спросив у мамы его имя, тоже шепнула ему на ухо.
- Серёженька, хочу тебя заранее предупредить, что все остальные залы будут не менее красивыми. Ты меня понял? – Серёжа молча кивнул.

Вот так десятилетний мальчуган стал героем дня в новостях Большого Екатерининского Дворца. И не только! Эта байка быстро разлетелась по музеям. И теперь многие экскурсоводы рассказывают, что это именно в их музее была произнесена знаменитая фраза, лучше всех других оценившая великолепие музейных интерьеров. Экскурсоводы, как водится в этом случае, уточняют: «Хотите верьте, а хотите нет!»

Вот и вы, уважаемые читатели, хотите верьте мне, а хотите нет! Я рассказал то, что услышал своими ушами!