Мой путь в Израиль часть Ш

Раддай Райхлин
ДВИЖЕНИЕ  В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

        Х Р О Н И К А   Т Е К У Щ И Х   С О Б Ы Т И Й

                Каждый человек  имеет  право   на
свободу  убеждений и на свободное
выражение их;  это право включает
свободу          беспрепятственно
придерживаться своих убеждений  и
                свободу    искать,   получать   и
                распространять информацию и  идеи
любыми средствами и независимо от
государственных границ.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,
статья 19
ВЫПУСК ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
     5 марта 1972 г.

  15. Р.И.РАЙХЛИН.   "Характеристика".   Автобиографическая
повесть,  посвященная памяти отца, погибшего в декабре 1941 г.
под  Москвой.  Герой  повести  преуспевающий инженер Гольдберг
подает заявление о выезде в Израиль,  после чего его исключают
из комсомола,  дают скверную характеристику и увольняют.  Жену
его навещают "представители общественности", "намекающие", что
в случае их отъезда родственникам несдобровать;  в промежутках
идут разговоры о "чести коллектива".  Диапазон реакций  бывших
сослуживцев  широк:  от  тривиального юдофобства до следующего
монолога инженера Кошкина:  "В Израиль?  Что я,  рехнулся, что
ли,  - возмутился Вадим,  - там же работать надо. Я к этому не
приспособлен.  Я  могу  лишь  читать  газеты  и  курить.  Кому
нравится работать, тот пусть и едет!"
Далее в 25 выпуске идет с опозданием описание событий возле московской синагоги.
Комментарий не требуется. Однако я собрал рассказы избитых и выпустил сборник «Хагада Шел
Песах». Об этом сборнике упоминается далее.
     20 мая 1972 г.

    У МОСКОВСКОЙ СИНАГОГИ 29 МАРТА 1972 г.

     29 марта 1972  года  собравшиеся  у  Московской  синагоги
евреи были разогнаны милицией и дружинниками.  В этот вечер, в
канун пасхи,  около здания синагоги было несколько автобусов и
машин с милиционерами.  Против синагоги за полдня был построен
забор,  закрыты проходы на улицу между домами.  Собравшихся то
сгоняли  с  проезжей части на тротуар,  то запрещали ходить по
тротуарам.  К 7 часам вечера милиция стала очищать тротуары  и
загонять   всех   на   ступеньки   синагоги.  Отдельных  людей
милиционеры вытаскивали из толпы и уводили.  Собравшиеся хором
пели  "Хевену  шолом  алейхем" - "мы принесли вам мир".  Тогда
сквозь толпу, вверх по ступеням, начали пробиваться дружинники
и  всех  со ступеней погнали вниз.  Скрепившись под руки,  они
разделили толпу на две части,  перегородили всю  улицу  и  так
двумя цепями стали выпирать евреев с улицы Архипова. Одна цепь
двигалась вниз,  другая вверх.  В это время  на  улицу  хлынул
поток машин - это перекрыли ул. Солянку и пустили транспорт по
ул.  Архипова.  Большая группа еврейской молодежи  (около  200
человек)  собралась  в  сквере,  недалеко  от памятника героям
Плевны. Они пели еврейские песни и плясали. Около 9 вечера там
появилось  много  милиции  и людей в штатском,  которые начали
разгонять молодежь. Кто-то в штатском кричал: "Жиды проклятые,
наконец-то,  мы до вас добрались!". Кого-то хватали и тащили в
автобус.  У одной девушки было разбито лицо, другую втаскивали
с криком: "Берите эту еврейку!". Затем всех задержанных (около
20 человек) отвезли в 26 отделение милиции,  где продержали до
полуночи. Им было заявлено, что в случае повторного задержания
у синагоги они будут привлечены к уголовной ответственности.
     Некоторые имена участников погрома:  майор милиции СЕРГЕЙ
ПЕТРОВИЧ  СОКОЛОВ,  заявивший,  что его фамилия уже известна в
Израиле;  сотрудник КГБ по кличке "КУЗЬМИЧ"; инструктор отдела
Военно-патриотического воспитания Калининского райкома ВЛКСМ г.
Москвы ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ БАННИКОВ; капитан оперативно-следственного   отдела   
Калининского   РОВД  БОРИС СЕМЕНОВИЧ КОНСТАНТИНОВ.

     РАДИЙ РАЙХЛИН (составитель). "Хагада шел песах" (рассказы
о Пасхе),  18 стр.  Несколько небольших рассказов свидетелей и
жертв событий 29 марта 1972 года у московской синагоги и на
сквере у памятника героям Плевны (см. наст. выпуск "Хроники").
Аресты и страхи сопровождали нашу жизнь. Я для примера опишу один из своих арестов. Кажется,
в этот день в Москве происходили какие-то торжества. Приезжали иностранные гости. Советская
власть «для профилактики» производила аресты евреев. Арестовали меня при выходе со станции
метро Библиотека Ленина. Экскаватора при выходе не было.
 Я обратил внимание на то, что по обеим сторонам выхода стоят молодые крепкие ребята. Они оба двигались ко мне. Я ж наивный
не полагал, что меня будут арестовывать. Дорогу мне преградил мужчина. Моя попытка обойти
его провалилась. Стоило мне сделать шаг  влево или вправо, как я тут же натыкался на него. Так
окруженный с трех сторон я пошел наверх к выходу. С обоих боков меня держали «мальчики». А
могли бы и наручники повесить. На улице мужчина отошел в сторону и что-то забормотал в
боковой карман пиджака. Через несколько минут к нам подъехала «Волга». За рулей сидела
«писанная красавица». Меня усадили на заднее сидение между мальчиками. Машина, сделав
поворот, отправилась на север Москвы.
- Куда вы меня везете? - поинтересовался я.
- Домой,-  ответил главный.
-А я там не живу. Мой ответ смутил главного. Видимо они полагали, что я живу на Фестивальной
улице. Но там жила только моя семья. Сам я был прописан по другому адресу.
Меня завезли в какое-то отделение милиции. Там у меня состоялась встреча с еще одним
КГБешником. Мы сидели один против другого и болтали о чепухе пока не позвонил телефон и
моему собеседнику приказали освободить меня.
А вот арест после посещения израильского посольства на улице Веснина. Предварительно я
обследовал подходы и входы в посольство. Возле него постоянно дежурили два милиционера.
Проходя по улице мимо посольства, я нырнул сквозь открытые ворота во двор. Милиционер что-
то вякнул мне в след, но я уже был далеко во дворе. Там, как я и ожидал, был черный ход в
особняк. Через черный ход и дворника я проник в посольство. Выпустили меня через парадный
вход прямо на улицу Веснина. Вот на выходе меня и поймали. Завели в какую-то караулку в доме
недалеко от посольства. Там была печка и чайник. Куда-то позвонили, и на свиданье со мной
прибыл какой-то чин из КГБ. Я дал ему свой паспорт, который всегда носил для таких случаев. На
все вопросы чина отвечал однообразно: «Там все написано». Оказалось не все. Место работы
завод «Калибр» не было записано. «Ничего,- пообещал мне чин,- мы все выясним».
Вскоре, как-то рано утром в 6 часов на лестничной площадке возле своей квартиры, я обнаружил
двух мужчин. Они стояли возле окна и обсуждали футбольные проблемы. Было удивительно
видеть их в столь ранний час.
Здесь я описал свои встреч с сотрудниками КГБ. Набравшись опыта, я уже знал, кто и как за мной
следит и что им от меня надо. Ни одна встреча с корреспондентом иностранной газеты не
происходила без сопровождения агентов КГБ.
Интересно рассказать о моей встрече вместе с Володей Престиным с одним из медицинских
светил. Мы прослушали его лекцию о лечении голодом и после лекции встретились с лектором.
Мы представились как евреи, которых часто арестовывают, и приходится объявлять голодовки
протеста. Как использовать голодовку с пользой для своего здоровья? Лектор тут же поведал нам,
что к нему уже обращались сотрудники КГБ. Их интересовало, что делать с голодающими
евреями. Если я еще помню и не ошибаюсь, то главный совет медицинского светилы был
«очистить кишечник».

Продолжение следует