Челнокова. О стиле

    О СТИЛЕ. Стиль это стержень, это явление искусства, категория формы, литературный слог, индивидуальная манера. Это средства художественной выразительности, которые характеризируют неповторимость, неподдельный колорит творчества.
   Это может быть стиль писателя, отдельного произведения, целого литературного направления и даже отдельно взятой национальной культуры в целом. Одно из важнейших черт стилевого развития – это взаимодействие с «языком улицы», разговорной речью. К началу тридцатых годов значительная часть прозы заговорила на языке, резко отличном от того,
который строился на не торопливых, обстоятельных описаниях, исходивших от автора, уверенного в добросовестности и длительном внимании своего читателя. Характерной чертой стилевых направлений последующих лет стало расширение прав диалога, в котором зазвучали «новые» слова – современное просторечье, пример: проза В.М. Шукшина.
   У каждого зверя свои уловки, своя манера уходить от охотника.
У каждого охотника своя манера достигать и добывать зверя. Точно так же у каждого писателя своя манера, свой стиль работы, свой характер, свой почерк. Из разговора читателя и поэта:
 – Что-то твои стихи не похожи на стихи.
 – У меня такая манера писать. У этого поэта свой стиль – писать стихи не похожие на стихи, но это его манера.
   Когда Расул Гамзатов был молодым поэтом, учась в Литературном институте, попал в новую, непривычную обстановку, его там учило всё – сама Москва, семинары, крупные поэты, профессора, друзья по институту и по общежитию. Уроки сыпались со всех сторон, и он растерялся и начал писать как-то по-новому, в каком-то страшном стиле. На первое место выходили конструкции, голая мысль. Он думал, что обретёт нужную манеру письма, позднее он понял, что делал маневры и, что поэзия и хитрость не совместимы.
Для милиционера или секретаря сельсовета, может, и неважно как он написал, а для поэта же его почерк, его стиль – это ровно половина дела.
Стихотворение, какую бы оригинальную мысль оно не выражало, обязательно должно быть красивым, не просто красивым, но по- своему красивым. Для поэта найти свой стиль и найти себя – это и значит быть поэтом.
  « Птица, которая меняет много гнёзд и всё не знает, какое выбрать, остаётся, в конце концов, совсем без гнезда. Не проще ли свить своё собственное гнездо – тогда выбирать не придётся».  ( Расул Гамзатов). Каждый писатель, поэт имеет свой стиль, свою манеру написания.
   В моих стихах прослеживается классический стиль, строфа стандартная 4х-стишная, рифмовка перекрёстная. Как, я считаю, да и не только я, но и те читатели кто знаком с ними считают, что стихи простые, лёгкие, душевные. Мне нравится классический стиль, и когда я пишу стихи, я испытываю необъяснимое чувство, что Бог дал мне возможность подарить людям хотя бы маленькую частицу радости, соприкасаясь с моими стихами. Классический стиль – это мой стиль. И пусть в моих стихах каждый найдёт своё, но всё же останутся моими стихами, не похожими на все другие. «Литературное произведение, если в нём не видно автора, всё равно, что конь, бегущий по дороге  без всадника». Цитата из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», из раздела – стиль.
Узнаешь ты по голосу певца,
А по узору – златокузнеца.
Привожу несколько выдержек из отзыва Александра Соколова о моих стихах.
Чисты, трогательны, несколько наивны стихи о любви:
…Взял мою ладонь
И прижал к щеке,
Пробежал огонь
По моей руке…
Светлые стихи о маме:
…Но храню всегда в душе
Образ милой своей мамы,
Образ светлый и родной,
Дорогой, любимый самый,
Он живёт всегда со мной…
Родина и природа всегда неотделимы в творчестве любого поэта, так и в творчестве Эльвиры:
За деревней в поле
Васильки во ржи.
Нет счастливей доли,
Чем в России жить…
Чем отличаются мои стихи от стихов некоторых авторов? Я думаю – простотой, детской наивностью, лёгкостью и душевностью.



16.02.13.   Эльвира Челнокова.


Рецензии