Xxiii. почему люди пишут стихи?

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга первая
СТРАДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
роман

ЧАСТЬ I
ЛЮБОВЬ ПРИШЛА НЕОЖИДАННО




XXIII
Почему люди пишут стихи?

     Однажды мне пришла мысль. Можно сказать прозрение: то, что люди пишут стихи – это их проблема! То, что кто-то из великих поэтов писал стихи, и вообще, умер из-за женщины – его проблема. То, что кто-то из других великих поэтов писал задушевные стихи, навеянные тоской – тоже их проблема. Это я о Пушкине и Лермонтове. Результатом жизни обоих была смерть от раны на дуэли. То, что кто-то пишет роман, а затем отправляет рукопись в печку – его проблема… То, что человек чувствует и пишет, отражается на его жизни. Отсюда можно сделать общий вывод: то, о чем люди думают, отражается на их жизни! Так что все, о чем они думают или что они делают – это их проблема. Печаль в голове отображается на лице. Все же хотят веселья! Ну и зачем нам это надо?
     То, что люди пишут стихи, вынося на обозрение собственные чувства, рассказывают о своей любви, часто неудачной, говорит о неумении любить. Может быть, не столько о неумении тех, кто пишет, сколько, возможно, тех, кому пишут и о ком пишут… О неумении любить вообще в нашем обществе.
     Да, люди, в принципе, зачастую просто не умеют любить. Не понимают, что это такое – любовь. То, что им кажется, что они любят, это – лишь иллюзия, которая распадается после крушения ожиданий, которыми один был связан в отношении другого.
     Но виноват в этом не твой партнер, а ты! Ты был в иллюзиях. И даже если он также находился в собственных иллюзиях, то он не виноват перед тобой, что «не оправдал твоих надежд».
     Ничего не жди.
     Творя стихи, люди выносят на обозрение свои чувства, прикрываясь вымышленными героями, якобы чувства которых они описывают в стихах, и при этом часто норовят всем сообщить, мол, «это не я – это мой герой (героиня), прошу не отождествлять меня с моим героем» («Это роль – ругательная, попрошу ее ко мне не применять»). А сами желают посмотреть: не обругают ли их, не посмеются ли над ними, не найдут ли они «родственную душу», которая мысленно будет пребывать в той же или схожей иллюзии и, например, после прочтения произведения на каком-нибудь литературном Интернет-сайте, в ответ напишет свою «трогательную рецензию»… Поэтому, когда их творчество хвалят – они расплываются во встречных комплиментах. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Только сильный и мужественный человек может признаться всем в своих недостатках, злобе, недовольстве, наконец, в своем отчуждении от других, в своих грезах и бесконечных иллюзиях, от которых он никак не желает освободиться, выбросить, в своем одиночестве (хотя, по сути, одиноких большинство! – кто-то обрел лишь игрушку для секса в виде партнера или игрушку для забавы в жизни – в виде работы, бизнеса и тому подобное). Ведь для этого нужно раскрыться. Но боязнь мешает это сделать. И многие скрываются.
     Заметьте, как все в отношениях между людьми построено: если ты проявляешь интерес к кому-то, то и он – к тебе: если ты заглядываешь к кому-то на страничку в Интернет и читаешь стихи, мысли в блогах и дневниках, то и к тебе тоже заходят (посмотреть, «кто ж там такой?»), если ты пишешь рецензии или комментарии – то и тебе пишут и с тобой переписываются (и наоборот, если ты не пишешь, то и тебе не пишут), если ты хвалишь – тебя хвалят, если ты критикуешь и высказываешь недовольство, то и по отношению к тебе поступают так же, или мысленно снисходительно похлопают по плечу, написав ободряющее слово. Пытаемся «быть хорошими». Друг перед другом расшаркиваемся в реверансах в ответ на нашу «хорошесть». Стесняемся быть открытыми, перенести все скрытые лучшие чувства во внешний мир. Чувства, которые побиты, душу, которая разодрана. Мы их скрываем, потому что думаем, что нас не будут любить, потому что мы изранены и в гневе.
     Люди – запрограммированные автоматы.
     Редко кто в ответ на грубость скажет: «Я тебя люблю!» Между тем именно в этом кроется способность распознать за чужим гневом внутренний страх и одиночество, которые скрываются под маской недоверия к другим и проявляются в гневе и недовольстве. («Делить веселье все готовы – никто не хочет грусть делить»).
     Но ведь каждый хочет найти выход из своей души, чтобы соединиться с другими! Оттого и возникает творчество: стихи, рассказы, фильмы и тому подобное творчество. Но зачем нам все это? Это загружает наши мозги глупой сентиментальностью (когда мы, прильнув к экранам телевизора, наблюдаем за героями) или нелепым мачизмом (когда мы, кичась, выставляем себя на показ друг другу) и мешает искренне общаться!
     Отсюда следует более глубокий вывод: существующая система образования способствует формированию человека-автомата (ведь с ее помощью мы знакомимся с отобранной для «нашего воспитания» литературой), человека, который становится роботом, а с течением жизни мы получаем действительность: потом он общается с себе подобными лишь поверхностно, стремится утонуть в удовольствиях, чтобы заглушить внутреннюю боль и заполнить душевную пустоту. И кто-то сам начинает писать стихи, книги. Такой «творец» думает, что в творчестве найдет выход своим чувствам, рвущимся наружу в неистовом и не истощаемом крике.
     Куда же мы с вами идем, люди? Уже зарылись во лжи, искусственных масках, потеряли себя, создали социальную систему, в которой нет места искренним чувствам, лишь «играем в жизнь», вообще, и «в любовь», в частности, как в игры, в игрушки, словно взрослые, но, по сути, не выросшие дети, живущие сплошь в одних лишь фантазиях. Стали циниками, презираем искренность, кичимся друг перед другом своими общественными достижениями («галстуками и рубашками, платьями и джинсами, автомобилями и домами, кругом знакомств»), «умничаем», выдвигая собственные жизненные концепции, сами в душе в них не веря, строим из себя непризнанных гениев, хотим «найти высокооплачиваемую работу», получить в качестве «псевдо-любовного» и сексуального партнера «высокооплачиваемого автоматика», который поможет реализовать наши желания. Никакая это не любовь. Любовь – это искусство, а не глупые фантазии… Любовь – это процесс, состояние, которое проявляется всегда по отношению ко всем и концентрируется на конкретных людях. Любовь – это взаимное самоотречение и в том же время помощь друг другу в самореализации.
     Так куда же идет наше общество? («Куда идем, куда заворачиваем?»). Ведь мы стали роботами!
     Причем заинтересовано в создании такого человека-робота вся современная общественная и экономическая система, при помощи средств массовой информации с их неугомонным промыванием мозгов и рекламы стремящаяся привить нам мысль о необходимости повального потребления всего – товаров, услуг, путешествий и даже людей, которые также выбираются, как продукты, имеющие совокупность качеств: у кого сколько денег, тот такой «товар» и приобретает…
     Мы все выходим «на рынок» в поисках этого живого «товара»: в кафе, бары, клубы, в библиотеки, на выставки и в картинные галереи, выходим в Интернет, где размещаются «коммерческие предложения» в виде фотографий (зачастую женщин «в бикини» или «в провокационной позе самки», а мужчин – «с торсом»), сталкиваемся с «требованиями, предъявляемыми к потенциальным кандидатам», и продолжаем строить вечные иллюзии по отношению ко всем новым знакомым. Мы связываем себя ожиданиями, то есть чего-то ждем от других, вместо того чтобы самим давать! А потом, временно «насладившись новинкой», разочаровываемся из-за того, что начинаем впоследствии видеть ранее «скрытые недостатки», пусть в действительности это вовсе никакие не недостатки, а лишь черты, не соответствовавшие нашим представлениям, нашей иллюзии, в которой мы находились, нашим ожиданиям. Точно так же рушатся браки, теряется дружба: если со временем «выясняется», что купленный «товар не по мерке», его выбрасывают и приобретают новый. «От испорченных роботов избавляются».
     Кому не нравится такая правда, тот желает оставаться в вечных иллюзиях… Может, мы все хотим остаться в иллюзиях?.. Поэтому и создаем этот мир. Эти стихи, литературу, кино со всеми бесконечно повторяющимися из года в год, из века в век одинаковыми сюжетами со сказочными детскими героями, героями «для взрослых» – спасителями человечества, в одиночку расправляющимися с сотнями противников, «принцами», «брошенными женщинами», «мужчинами-мачо» или «глупыми недотепами», «несчастной» любовью, «разбитыми сердцами». Ну, и так далее. «Двадцать девятое, тридцатое, тридцать первое…». – «…И так далее».). Разрушая одну иллюзию, мы создаем другую. Сами знаем, что многие женщины в юности мечтают о принцах, а мужчины – о принцессах. Часто эти романтические мечты они несут в себе на протяжении всей жизни до старости. Некоторые, правда, на каком-то этапе одумываются, хотя часто это желание переносится из сознания в подсознание. В жизни потом это проявляется, например, в желании жены «переделать своего мужа», в стремлении мужа «воспитать под себя» жену, навязать потребителю тот или иной товар, услугу. Так вот и теряют люди свою истинную сущность. И становятся они иллюзионистами. Сколько же в жизни иллюзионистов!
     Так и хочется сказать, «по секрету», что принцев не существует вовсе. Принц – это понятие социальное, единица социального строя, а не объект истинных чувственных человеческих отношений. То есть, это член королевской семьи в странах с монархической государственной системой (формой правления), который претендует на королевский трон после смерти короля, главы государства. Вот и все. Как все просто.
     Людям очень важно принимать друг друга такими, какие они есть. Это трудно, но необходимо. Чтобы жизнь не превратилась в иллюзию, а мы – в иллюзионистов. Это значит принять ответственность за себя и за свою жизнь и не перекладывать ее на других. Поэтому и стихи, полные глупой повторяющейся бессмыслицы, писать не нужно будет. Никакой литературы с трогательными историями будет не нужно. Никаких развлечений в виде «фильмов – кинофильмов», бестселлеров, умников и умниц, гениев и бездарей, нарциссических красавцев и продающихся красавиц.
     В общем, будет рай.
     Но, как говорится, это уже будет другая история.
     Об этом позже… возможно.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/02/20/2378

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/02/19/2380