Художники. Немного о великом Рембрандте

Алла Корчак
Не помню точно, когда это было. То ли я отправилась в командировку, то ли была ещё на учебной практике ( искусствоведение).Явились мы благополучно в столицу -а там в определённой  среде -ажиотаж. Нужно попасть на выставку западноевропейской живописи. Посещение ограничено как по времени, так и по количеству желающих приобщиться к высокому миру искусства. Всё же удалось пробиться по служебным удостоверениям - и состоялась  встреча с шедеврами, которые редко покидали пределы Австрии.
 Долго всматривалась в полотна Тициана, Тинторетто, Веласкеса..Вижу - посетители столпились в узком "отсеке", а я одна в большом зале стою у портрета инфанты Маргариты.
Что там такое? Тишина. Никто даже не пошевелится. Всё внимание - на автопортрет Мастера Рембрандта. За спиной загипнотизированной публики - роскошный автопортрет Рубенса : довольного, богатого, преуспевающего. Но почему лицо обнищавшего, стареющего, без ярких аксессуаров Художника словно мощнейшим магнитом  "стянуло" в это тесное пространство - всех без исключения?
Они стояли в пронзительно - насыщенной тишине, как на молитве - кем он стал для них, этот внешне неприметный человек, который никогда и никому не старался понравиться, кроме, может быть, любимых женщин..
Несомненно, Он слышал Музыку Сфер, и запечатлел её в переливах золотисто - коричневого цвета. Связь между возникновением контрапункта в музыке и этой необычной цветовой гаммой подметил Освальд Шпенглер:
"Одновременное стремление инструментальной музыки к становящимся всё более обогащёнными эндогармониями у де Рора и Луки Маренцио, разработка звукового тела хора смычковых и духовых всецело соответствует новым тенденциям масляной живописи, направленным на то, чтобы посредством коричневых оттенков и контрастного воздействия расположенных друг против друга цветовых мазков создать из чистого цвета ЖИВОПИСНУЮ ХРОМАТИКУ"..
( Сразу оговорюсь, что за качество работы переводчиков я лично не отвечаю)
Коричневый не входит в цвета Радуги. Но его не обходят вниманием знающие люди. Шпенглер, в частности, говорит о том, что можно по праву назвать ГОЛОСОМ ДУШИ:
"..достигается такая задушевность, для которой в самых глубоких работах Рембрандта и Бетховена нет больше тайн"..
 Да и сама жизнь Рембрандта -воплощённый контрапункт, некий хор из независимых, но сливающихся в уникальное звуковое и живописное целое образов. Музыка ВНУТРИ не покидала Мастера. Она водила его рукою. А что есть - Музыка?
                Она - конец. Она - Начало.
                Из тьмы веков Восставший Свет.
                С ней по сравнению всё - малость.
                Ей во Вселенной равных -нет..
Тот самый "подслушанный" коричневый , объявившийся у Рембрандта, "находится за пределами возможностей нашей натуры.."(Освальд Шпенглер).
Да, знают посвящённые люди о мощи коричневого. но, согласитесь, всегда речь идёт о владении этой мощью! Она не может быть мощью в руках посредственности! Если долго - долго объяснять заурядному художнику некие тайны живописного видения Мастера - то он Рембрандтом не станет ни при каких условиях.
Рембрандт был заодно со своей Душой, и это выделяет его из массы даже очень талантливых живописцев и графиков.
Мастер был наделён ещё одним величайшим талантом - подлинным Смирением. Не жалел себя, и не важничал, потому обладал огромной энергией сопротивления недостойному, не мог прислуживаться и подстраиваться. Когда был богат - принимал Дары Судьбы. Обеднел - принял и это с присущим ему достоинством. Личная Сила Рембрандта была так велика, что мы ощушаем её, истекающую из мест касаний его руки.
Потому люди, созерцавшие его автопортрет, были подобны кусочкам железа, притянутым огромным магнитом.А молчание - знак величайшего почтения. Оно нарушилось только единожды, когда звонкий женский голос вдруг прорезал тишину:
            О, Господи..вот это мужик!
Истинно, по - русски..
И вновь - звенящая тишина, до самого финального звонка. Конец сеанса. А глаза "отрывались" с трудом, а ноги - не хотели идти..Душа не хотела прощаться - с другой Великой Душой..
В этом случае, говоря языком науки Будущего, все мы находились в состоянии ТРАНСФЕРА с выдающейся Личностью, структура которой на несколько сотен порядков более согласована, чем наша собственная. Эту фразу я "украла" у Игоря Серова, потому что именно он смог объяснить такого рода феномены. Трансфер не что иное, как взаимодействие.Он создаёт в определённом случае "зону", которая направляет корректирующий импульс развития, а также происходит некое исцеление.
То, что ощущалось у картины Рембрандта, было настолько глубоким м сильным, незабываемым, что навсегда отложилось в памяти.
Мастер Рембрандт говорил с нами языком Будущего.
Мастер Рембрандт одарил нас чем- то неосязаемым и неописуемым.
Луч Любви ко всему сущему преодолел Пространство и Время.