Три заметки на сайте вКонтакте

Екатерина Овчарова
Впечатления паспортного стола

Паспортный стол – вот тема для сценариста сериалов. Впрочем, им не потянуть. Они у нас все в цейтноте, опутаны нелепыми представлениями продюсеров о том, что должно быть популярно – и буквально раздавлены собственным невежеством. Оттого хватают охапку литературных штампов, ну уж крайне заштампованных, и носятся с ними на всем протяжении энного числа серий. А там, в паспортном столе, так все так живо и многозначно. Типы еще те. 

Старый хлыщ под семьдесят в кожанке, основным документом которого является свидетельство о рождении. Он все время теряет паспорт, о чем рассказывает со сдержанным удовлетворением, паспортистки не успевают заносить сведения о них в свои скрижали – однако ж склерозом явно не страдает.

Пара, мать и сын, у сына очень сильные очки, оформляют документы после смерти отца. Не похоже, чтобы они сильно горевали, хотя и не радуются. Одеты очень скромно. Но жить можно. Сын очень внимателен и к документам и к матери. Пытались отогнать старика со свидетельством о рождении. Не тут-то было. Он тут стоял еще раньше, а сейчас просто заполнял бумагу, так что извините.

Троица – молодец, косая сажень в плечах, с мутноватым взглядом, невысокий, восточного типа молодой человек, девушка – крашеная блондинка, в джинсах и толстом свитере. Блондинка и восточный человек подтрунивают над молодцем, восточный человек старательно заполняет документы. Молодец с несколько дурацкой ухмылкой посматривает по сторонам.

Паспортистка – вежливая дама средних лет с чрезмерной мудростью в глазах.
Двое молодых людей пытаются уговорить бухгалтера выписать их при наличии большой задолженности по квартплате. Они срочно продают квартиру. Но бухгалтер все равно не вписывает и не выписывает никого. Однако они не оставляют усилий.

Молодая пара, со сдержанной гордостью регистрирующая ребенка…
И это только мельком. А так – жизнь. Все на грани жизни и смерти.


Немного о нарративности обыденного мышления

Часов в 10 вечера еще случаются всякие истории, еще не все спят. Да и сам наблюдающий субъект с собакой еще в практически бодрствующем состоянии.

Вот к угловой пятиэтажке-хрущевке приехала блестящая ладная иномарка серебристого цвета. Оттуда вышла стройная девушка в светлом плаще поверх черной одежды, небольшого роста с длинным светлыми волосами. Она вынула из машины многочисленные сумки и пакеты, донесла их до ближайшей двери подъезда и стала звонить по домофону. Подумалось, что она сейчас откроет дверь, а затем по вспыхнувшему окну можно будет понять, где она живет. Но ситуация оказалась не столь простой. Никто не отвечал по домофону, и в руках у девушки, едва справлявшейся с сумками, вспыхнул синим светом сотовый телефон. Представился неверный муж в темной комнате, где, под настойчивые позывные домофона, молодая женщина сейчас поспешно одевается с тем, чтобы поспешить кдвери, сопровождаемая смущенным и мало одетым мужчиной… или комната, освещенная маленькой лампой, где спит седая старушка, которая пробуждается только надесятый сигнал и начинает суетливо вставать и искать тапочки… или совершенно верный,но несколько пьяный муж, беспробудно храпящий в кресле перед телевизором с теленовостями… Тут к подъезду подъехал велосипедист. У него также был большой груз, в одной большой квадратной коробке – и проблемы с ключами. Он не спешил со своей коробкой, медленно продвигаясь к подъезду, который уже все-таки открывался. Возможно, велосипедист просто ленился доставать ключи. Девушка зашла, вошел и молодой человек, от них остались иномарка и не совсем понятно как припаркованный велосипед. Совсем немного спустя девушка вышла, весьма выиграв внешне от необремененности сумками. Кажется, она была уже даже без плаща. Она села в свою машину, развернулась немного поодаль от подъезда – и укатила. Все мои догадки пропали впустую – не было, судя по всему, ни неверного в отсутствии жены мужа, ни любовницы, которая должна будет спрятаться этажами выше (что можно было бы видеть в лестничное окно), ни спящей старенькой мамы. Даже спящий в кресле был лишь фантазией... Велосипед оставался стоять, точная судьба его осталась неизвестной. Нас позже нагнал какой-то велосипедист, но никак нельзя сказать, тот ли это был молодой человек из подъезда или кто другой, ночью велосипедисты встречаются часто. А также нельзя узнать, почему именно в этот подъезд был такой наплыв курьеров с тяжелыми сумками…


Немного о собачниках

Собачников в сериалов показывают весьма странными людьми. Этот образ используется, когда нужно надежно определить изгоя, неизлечимого маргинала. По мнению сценаристов, собачники привязаны к собакам оттого, что не могут общаться с людьми и на этой почве у них непременно развиваются болезненные привязанности и сексуальные извращения.

  Собачники в сериалах ведут странные речи о собаках, о внутренней связи с ними, сопровождая их нелицеприятными характеристиками представителей вида человека разумного, все это  дает возможность здравомыслящему зрителю заподозрить их в причастности к расследуемому преступлению. Эти речи построены таким образом, что становится понятно, как близки любовь к собакам и склонность к извращению. Говорящий странно смотрит, подозрительно подергивается. Собственно, одна уже принадлежность героя к этому разряду подозрительна. В традиционном жанре кинематографа, полнометражных фильмах, а также в фильмах короткометражных случаются, и довольно часто, положительные герои, имеющие глубокие нежные и  дружеские отношения с собаками. Там еще сохраняется та литературная традиция Нового времени, согласно которой положительные герои должны иметь хорошие взаимоотношения с созданиями природы и братьями нашими меньшими. Но завсегдатаи сериалов должны относиться к любителям собак весьма подозрительно. Любители кошек обычно убийцами не бывают, этот образ задействован как обозначение легкой чудаковатости, некоторого помешательства.

 Именно владелица приюта оказывается в знаменитом английском сериале страшным убийцей, выкосившем всех возлюбленных своей легкомысленной пассии, именно владелец собачьего клуба в нашем сериале оказывается тем жутким извращенцем, при помощи которого совершается серия страшных зверств. Да и что можно ожидать от такого человека, который любит собак? – недвусмысленно намекают сценаристы. Вообще говоря, с их стороны это прямая неблагодарность, так как именно собачники, а точнее, собаки находят чуть не половину сериальных трупов. Чтобы они, сценаристы, без них, собак то есть, делали?..