Похороны в США

Оксана Лесли
В 2000 году в Ташкенте от рака скончался мой папа.  Ему было всего пятьдесят лет. Хоронили по христианским обычаям: тело в гробу три дня находилось в квартире.
Поминки, лицезрение покойного. Некоторые даже в гробу его сфотографировали.  Моей маме пришлось, согласно традициям, делать поминки на  девять, сорок дней, всех звать близких и далеких, тратиться, готовить, накрывать столы по два-три раза в день.  Помню, в те дни отключили горячую воду.  Наверное, чтобы люди не забыли,  что "счастье - есть."


В США так не принято.  Эта статья о том - как я хоронила мужа-американца в Америке.  Постараюсь оставить ее только информативной, без слез и соплей. 

Мой американец-муж готовил меня к своей смерти, даже когда не было никаких угроз его здоровью.  Он заставлял меня учиться водить машину, оплачивать счета, пользоваться компьютером, разбираться в шнурах, которые присоединяют различную электронную технику друг к другу, потому как: «Что ты будешь делать, если я умру?»  За это я ему благодарна, что он меня подготовил к моей новой жизни – без него, с нашими детьми.

Мой американский муж скончался 2 марта, 2007 года, не дожив до 48 лет. Его тело было увезено в морг на вскрытие. Оставить покойника в доме, самостоятельно обмывать, никому тут в голову не придет. 

А я осталась решать проблемы: на какие шишы его хоронить?  Когда гражданин США  уходит в мир иной, то государство  выделяет всего 250 долларов на похоронные расходы, и то после того, как вы явитесь в Social Security Office с сертификатом о смерти (death certificate). Этот сертификат выдается похоронным агенством, и стоил 8 долларов в 2007 году.  Иногда нужно заказать более одного сертификата о смерти, так как не все инстанции принимают просто копию.  Например, если американец должен кредитным картам, на которых нет имени супруги, или за студенческие заемы, то  можно списать долг покойника, предоставлением в эти инстанции сертификата о его смерти. 


Киф год не работал и не мог выбить пособие по инвалидности.

А я за девять долларов в час  заправляла уборщицами отелей. (статья про поломойку)
Двое детей ходили в детский сад, по льготному тарифу для бедных, у нас была бесплатная медицинская страховка и бесплатная еда - фудстэмпы.   То есть, с одной стороны, работая не покладая рук, мы все равно висели на шее у государства, и у нас не было никаких сбережений. 

Когда Киф перенес инфаркт в 2000 году и узнал, что является носителем вируса гепатита С,   страховые компании отказывались страховать его жизнь.  Потому что мой муж был для них смертником.

Что такое страховка жизни и для чего она нужна? Страховка жизни бывает маленькая, всего на десять тысяч долларов, чтобы покрыть похоронные расходы.  Человек, покупающий страховку, должен быть практически здоровым, пройти все необходимые анализы крови и мочи, и платить ежемесячные взносы в страховую компанию.  Некоторые страхуют свою жизнь на полмиллиона долларов, на миллион, чтобы в случае их смерти семья могла выкупить взятые в кредит машины, дом, и не остаться у разбитого корыта.  Если человек кончает жизнь самоубийством, то страховая компания выплачивать его семье не будет ничего.


Мой муж принадлежал к группе людей, которые называют себя "ветеранами."  Они обычно объединяются в клубы-бары, проводят различные мероприятия по поддержке братьев-ветеранов.

И хотя  Киф в армии служил всего 4 года, в семидесятых, ему полагалось бесплатное место на военном кладбище. Ветераны меня поддержали морально и материально, один даже ездил со мной в похоронное бюро и говорил за меня с директором этого заведения. 

Сперва я хотела мужа хоронить в гробу, по-христиански, как он завещал.  Но оказалось, что по самым дешевым расчетам, такие похороны будут стоить четыре с половиной тысячи.  Если у человека хорошая кредитная история, некоторые похоронные дома могут принять взнос, и оформить кредит на похороны. 

В похоронном доме мы узнали, что если выставлять открытый гроб напоказ родным и друзьям, то это будет дороже, так как в данном случае приходится накачивать тело формальдегидом и использовать косметику.  Я знала, что мне американские ветераны обещали собрать деньги, но у них больше двух тысяч не набиралось.  Родня его не была настолько богатой, чтобы помогать мне тысячами.  На похороны Кифа они на машинах съезжались из северных штатов, а не самолетами летели. 

Я позвонила 6 марта в похоронное бюро: «Я хочу кремировать тело своего мужа».  Мне ответили: «Такого не бывает, нужно брать разрешение у врача, у шерифа. Мы кремирование делаем через 10 дней после смерти». Десять дней?  Это значит его тело должно находиться в морозильной камере их морга?  А родственники съезжались уже проститься с телом. 

Я позвонила своему человеку из ветеранов, юристу, по имени Харви.  Он вмешался.  Из Похоронного дома позвонили мне на следующий день, утром 7 марта: «Ок, сегодня ночью мы вашего мужа кремируем, придите до полудня и подпишите необходимые документы».

Кремация обошлась американским друзьям-ветеранам в две тысячи. Таким образом, я поняла значение американской пословицы: «Важно не то, что ты знаешь, а кого ты знаешь».

Похороны были назначены на 8 марта, Международный Женский День.  В США это обычный рабочий день, никак не отмечается.  Киф мне на этот день цветы не дарил, и мы его не отмечали.

К этому дню вся американская родня смогла съехаться из Пенсильвании, Огайо, Мэрилэнда, Нью Джерси... Попрощаться с телом усопшего родители Кифа, брат и сестра пошли в похоронный дом 7 марта.   

Служба военно-религиозная была назначена на половину десятого утра, на военном кладбище.

Родители Кифа, семидесятилетние седые старички, не сломленные инфарктами и красной волчанкой, диабетом и артритами, сидели со мной на скамейке, и принимали соболезнования знавших моего мужа сотрудников и моих друзей.  В общем, в Америке, это как и у русских - принято вспоминать все самое лучшее о покойнике. 

Только букеты цветов здесь не приносят на похороны, а если заказывают, то их будет обязательно - нечетное количество.  В магазинах, к слову сказать,  на все случаи жизни цветы продаются в букетах - четное число.  Четыре гвоздики, например.  Двенадцать роз.  Для похорон - нечетное число.


Один из бывших сотрудников по работе, где они создавали компьютерные программы для полицейских машин, филлипинец Ральф, подошел ко мне и сказал: «Оксана, твой муж был золотом для нас. Он никому никогда не отказывал в помощи.  Когда он себя хорошо чувствовал, то всегда приходил одним из первых на работу, и уходил одним из последних.  Киф нам миллионные контракты спас». А потом, помолчав, добавил: «Я уверен, что ты без него сможешь поднять детишек, помоги тебе Бог.  Киф мне говорил не раз о тебе с гордостью, что он женился на русской, которая в десять раз умнее него!»

А урну с прахом военные офицеры, учавствующие в похоронах, вставили в стену кремированных ветеранов, когда все скорбящие друзья разошлись. 

После похорон был банкет-ланч в ресторанчике в бухте. Многие не пришли на ланч - побежали на работу.  Ланч оплатили родители покойного.

В Штатах поминки не проводят на девять и сорок дней. Хотя многие считают себя христианами, только не православными, а протестантами или католиками. 
 
В первую неделю после смерти мужа я не выходила на работу, мне эти дни не оплачивались, хотя в некоторых организациях три дня будут оплачены.  Я не готовила вообще.  Мы питались с родней, мне приносили еду на дом ветераны, присылали деньги друзья и знакомые со всех штатов, где мы жили за восемь с половиной лет своего брака.

На сорок дней я сделала поминки в виде благодарения за поддержку сотрудникам с работы Кифа и ветеранам, заказала много пиццы, завезла на работу мужа, и в клуб ветеранов.  Распечатала много фоток с его портретом, чтобы те, кто считал Кифа своим другом, уважаемым человеком, мог взять себе фото на память.

Я так же, следуя американским традициям, послала открытки со словами благодарности и фотографиями мужа всем тем, кто прислал мне открытки с соболезнованиями и чеками.

Если у женщины от покойного американца маленькие дети, или наоборот, то как только появляется на руках сертификат о смерти, нужно идти в Social Security Office и заявить о произошедшем в  семье горе.  Нужно  предоставить кроме сертификата о смерти, сертификаты о браке, о днях рождениях детей и все их личные номера (SSN), номер своего банковского счета, чтобы государство могло ежемесячно автоматически присылать  деньги вдове-вдовцу на этот счет.  Эти деньги называются – Survivor Benefits.  Это пенсия, но не "детская", так как в США не платят пенсию мамашам на детей просто потому, что они их родили.  Эта пенсия, размер которой зависит от того, сколько покойный зарабатывал, его стаж работы и количество выплаченных в казну государства налогов.  Разумеется, у молодого таксиста или клерка в банке, раньше времени оставившим этот мир, пенсия на детей будет мизерной, в отличие от, например, программиста или врача.

Дети получают пенсию по покойному, и жена - по уходу за детьми до совершеннолетия, сумма зависит от того, сколько лет американец проработал, платил налоги, и какой была его зарплата.  Если детей не было в браке, то жене ничего не положено, кроме пенсии по старости американца, но только когда вдова достигнет пенсионного возраста и не выйдет замуж заново. 

У меня такая ситуация чуть не произошла в Аризоне в 2000 году.  Если бы мой американец умер от инфаркта, то без страховки жизни у меня не было бы ни дохода тащить наши долги, ни похоронить его, ни сохранить дом, ни избежать банкротства.  Тогда у меня не было гринкарты, и мне пришлось бы покинуть страну, потому как был закон – если гражданин Америки отходит в мир иной в течение двух лет совместной жизни со своей иностранкой, то она подлежит депортации. 

С октября 2009 года Обама подписал новый закон, что вдова может подать на гринкарту и не прожив в законном браке с гражданином Америки два года.  Есть форма I-360, стоит пока $375 плюс $80 за анкету с биографией и отпечатки пальцев.  Но нужно подать эти документы в течение двух лет после смерти гражданина Америки, пока «поезд не ушел». 
Когда у американца есть дети от другого брака, то неплохо иметь завещание.  Тут каждая ситуация будет индивидуальной. 

                ЭПИЛОГ
На стене, где за плиткой в нише покоится прах моего американского мужа, выбиты в мраморе слова его любимого фильма про Джеймса Бонда: «Завтра не умирает никогда.»

                ПРОСЬБА
Дорогой читатель!  Если будут вопросы, задавайте, может, я не все разъяснила и придется внести корректировку в текст.  Спасибо за внимание.