Азбука Розанова - от Аарона до Афродиты

Юрий Прокуратов
Говорят, дорого назначаю цену книгам, но ведь
сочинения мои замешены не на воде и даже не
на крови человеческой, а на семени человеческом.

В. Розанов

* * *

ААРОН
АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ
АВЕЛЬ
АВРААМ
АГЕЕВ
АДАМ
АЗЕФ
АЙХЕНВАЛЬД
АКСАКОВ ИВАН
АКСАКОВ КОНСТАНТИН
АКСАКОВ СЕРГЕЙ
АЛЕКСАНДР I
АЛЕКСАНДР II
АЛЕКСАНДР III
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА
АМФИТЕАТРОВ
АНДЕРСЕН
АНДРЕЕВ ЛЕОНИД
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ
АННА ИОАНОВНА
АРАКЧЕЕВ
АРИСТОТЕЛЬ
АРЦЫБАШЕВ
АФРОДИТА

* * *

ААРОН – в Ветхом завете первосвященник, старший брат Моисея

В святилище входят только потомки Аарона, не все, но достойные: «У кого на теле есть недостаток – тот не должен приступать к святилищу: ни хромой, ни – уродливый, ни – такой, у которого переломлена рука или переломлена нога, ни горбатый, ни - с сухим членом, ни с бельмом на глазу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлебы Богу своему» (Левит, гл.21). Это так поразительно: священнослужитель должен представлять целое и чистое тело, и это сливается или, точнее, это замещает наше требование веры – «чистоты и неповрежденности в ее исповедании». Но требование целости и чистоты тела стоит на втором месте: «Первое условие, которому должен был удовлетворять священник, есть чистая кровь – священник не мог быть женат на вдове, на бывшей в плену, на прозелитке или отпущенной. Еще строже были правила для первосвященника. Он мог жениться только на девице, предварительно исследовавши ее родословную» (Н.Переферкович: «Талмуд. Его история и содержание».

Г-н Переферкович здесь не точен в языке: он упоминает о «чистоте крови», т.е. о «породе», о «предках», о «происхождении». Между тем сам же дальше говорит о «невесте» и «жене»: но это не «чистота крови» вовсе, а – «чистота совокупления», т.е. строгая и особенная выверенность, куда и в кого будет поступать семя священника или первосвященника. Блюдется «чистота сосуда», и лишь потом и зависимо это переходит и в чистоту крови.

* * *

АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ (1620/21 – 1682) – протопоп, писатель, глава церковного раскола.

«В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть
и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков,
ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как
персты слагать».
                Аввакум


«У них была реформация, а у нас нечесаный поп Аввакум». Там – римляне, у русских же – Чичиковы.
___________________
Вероучитель Аввакум все-таки не взят был бы никогда русским народом во всеобщее поклонение; перед ним не зажгли бы лампады; ему не сотворили бы иконы. «Не наш», «не наша вера». Между тем он был правдив, терпелив, страдалец; измученный и ревнивый его образ, биографически, так трогателен и привлекателен. «Да, биография большая, но жития нет».

* * *

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (354 – 430), христианский церковный деятель.

«Никто ничего не делает хорошо, если это против воли,
даже если человек делает что-то хорошее»
                Августин Аврелий


…При виде, как все кружится, блаженный Августин и написал первую католическую книгу «De civita Dei» («О граде Божием»), и вместе в этой книге он дал как бы проспект, строй и план, план и путь – всему католичеству. И, пожалуй, можно сказать, что не из-за «печения опресноков» и не при папе Николае и патриархе Фотии произошло то настоящее «разделение Церкви на западную и восточную»: а оно, это разделение, было положено вот этою знаменитою и действительно великою книгою. С нее именно папство и католичество взяло попечение о мире и «попечение о завтрашнем дне», даже о всех будущих судьях человечества, взяв камертон из рук Божьих, из рук Неисповедимых, - в свои смертные, бренные, человеческие руки…
_____________________
А ведь жили 1000 лет. Что же это такое? Там – Августин. А у нас? (…) Посмотрите, как интересен и прелестен Паскаль, Маленбранш, Беркли. У нас просто сосали палец. Это же ужасно.
___________________
Мы с Вами, конечно, не станем на сторону католичества и лютеранства (…) и останемся при «старых слабых богах», наших «угодниках»: ибо они нам всех милее и бл. Августина, и Оригена. Но если взять собственно работу и силу: то несоизмеримость всего русского с западным – поразительна. Мы именно милая, тихая и замирающая страна. «Замирание» нам так мило, что мы с ним, конечно, и останемся, ни «на что новое не посягая». Вообще в русском есть что-то, что близко к абсолютной красоте, «после чего – ничего не надо». Это – тихость, безмолвие и нешевеление. Это – наше.

* * *

АВЕЛЬ – в Ветхом Завете сын Адама и Евы

— Известно, земля Божия. Она всем поровну.
Да, но не Божий ты человек. И земля, на которую ты надеешься, ничего тебе не даст. И за то, что она не даст тебе, ты обагришь ее кровью.
Земля есть Каинова, и земля есть Авелева. И твоя, русский, земля есть Каинова. Ты проклял свою землю, и земля прокляла тебя. Вот нигилизм и его формула.
И солнышко не светит на черного человека. Черный человек ему не нужен.

* * *

АВРААМ – в Ветхом Завете патриарх, прародитель еврейского народа

У жидов есть обычай (закон, lex): если «юноша надел девушке кольцо на палец», где-нибудь в сенях, на переходе, на огороде, в играх, в темноте, украдкой, то хотя мальчишка был сопливый и ничего не стоил, «лакей», а она «дочь  раввина» или «банкира», - то никто, ни раввин, ни синагога, ни их таинственный кагал не могут расторгнуть совершившегося обручения, пока мальчишка сам не даст ей формального развода. Что же это значит и какое под этим умоначертание? «Он» «захотел», т.е. «х… хочет ИМЕННО ее», Тамару, Юдифь, «мою дочку», «эту израильтянку». Перед х… вся израильская община в страхе отступает, «почтительно ретируется», «ничего не может поделать». Да и «нечего поделать»: если б она не отступила перед этим мальчишкой, он мог бы закричать им: «Подлецы, тогда вы зачеркните всех вас, всех «себя», - зачеркните скрижали Моисея, и выбросите к черту старые кости отца нашего Авраама». Ведь все началось с обрезания, т.е с «залупи х…». И больше НИЧЕГО. Обрезание есть просто открытие головки члена и больше ничего, т.е. в головке члена «весь Израиль лежит», а «обнажение», «открытие» головки наступает (натурально и вообще), когда ph. Входит  в vulv. Что же это значит? – «Обрежь крайнюю плоть свою» ничего и не значит кроме: «Когда Он хочет» - «никто не смеет удерживать».

Собственно, кроме «х…» в юдаизме НИЧЕГО еще не содержится. И в очищенности-то, изоляции – и суть и глубина и сила Израиля. Они выделели существенное, а все другое только рассматривают как «прилагательное».

* * *

АГЕЕВ КОНСТАНТИН МАРКОВИЧ (1868 – 1919), православный священник, богослов

Я очень хорошо помню, как, сахарясь и тщеславясь, К.М. Агеев лет пять назад поведал… «тайну своей исповеди», что к нему «приходят исповедоваться даже проститутки» и что он так добр, что даже их «не отталкивает». Хотя очень интересно знать, как бы он их смел оттолкнуть, когда ему законом (гражданским) приказано исповедовать вообще всех приходящих, без оговорки о проститутках, что таких можно не исповедовать. «Даже другой раз слово доброе скажешь», - истекал он медом. «И отпустишь грехи, что делать».
Да это «вот как я добр»…
Но ведь девица глупая, и ожидалось бы, что Константин Маркович несколько «посложнее ее». Однако традиция и школа, которая на либерадбного и даже жидовствующего Константина Марковича давит…, мешает ему быть в сем случае «сложнее.
Традиция и школа сказали ему; «О сем вообще не стоит думать».
Вот и только, и все мое «расхождение с христианством»…

Около вас сидел… «В. Розанов», и около духовенства всероссийского терся «В. Розанов». Двадцать лет – немалое время. Вы очень хорошо понимали все время, отчего «у Розанова происходит колебание между христианством и просто язычеством»; вопрос шел собственно о «двух копейках»… Вам надо было отказаться от некоторой гордости и самолюбия…(Розанов около 20 лет добивался развода, так как его дети были рождены в незаконном браке).

* * *

АДАМ – в Ветхом Завете первый человек

… Задача «сотворенной Евы» дать Адаму ту, в чем он почувствовал нужду. Кроме человека, все животные были сотворены парно. Человек таинственно был сотворен по другому способу, по другому плану. Он – один. Мужчина, с сокрытою в нем женщиною, женою. Она из него «изводится», когда ему пришла «пора», когда без нее он мог бы впасть в противоестественный грех, напр. самоудовлетворения. Но Ева – «только для этого»: это ясно сказано в истории миротворения. Отсюда она украшена красотою и так ценит красоту свою, а в мужчину вложен дар – восхититься прекрасным (восклицание Адама, когда, пробудясь, он увидел впервые сотворенную ему Еву).

* * *

АЗЕФ ЕВГЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ (ЕВНО ФИШЕЛЕВИЧ) (1869 - 1918), с 1903  во  главе  боевой  организации  партии  эсеров

«Ни дня без строчки»
                Азеф


Сидят в ложе театра мудрецы, как кн. Кропоткин, Вера Фигнер, В. Засулич, Лопатин. Перевидали весь свет. Век читали, учились, — правда, все особливые и однородные книжки. На сцене играется «Отелло» Шекспира, — и главную роль играет Сальвини. Они смотрят на сцену, внимательно вслушиваются: и никак не могут понять, что на ней происходит, по странной причине, не могут различить Отелло от Яго и Сальвини от Ивана Ивановича!
Как не могут? Весь театр понимает.
Но они не понимают.
Весь театр состоит из обыкновенных людей. А они — ложа террористов, — необыкновенные люди. Они «отреклися от ветхого мира»: и в то время, как весь театр читал Шекспира, задумывался над лицом и философиею Гамлета, читал о нем критику, и во все вдумывался свободно, внимательно, не торопясь, не спеша, — пять, семь «членов центрального комитета» никогда не имели к этому никакого досуга, а еще главнее — ни малейшего расположения… Все равно, в чем специальность: дело — в специализации. Зрители партера — свободные люди, не специалисты. Но в «ложе террористов» — специалисты…
 
…У людей есть песни, сказки. У людей есть вот Шекспир. Они смотрят Сальвини, плачут, смотря на его игру. Все это развивает, одухотворяет, усложняет, утончает нервы, утончает восприимчивость. Люди сердцем переживали Шопенгауэра и Ницше — в тридцать лет одного и в сорок другого, и, чтобы перейти от Шопенгауэра к Ницше, сколько надо было продумать, да и прямо переволноваться. Ведь так не сродны оба философа.
Зачитывались Тютчевым. Строки Фета, Тютчева, Апухтина ложились на душу все новым налетом. Сколько налетов! Да и под ними сколько своей ползучей, неторопливой думы. К 40–50 годам, с сединами в голове, является и эта поседлость души, при которой, подняв глаза на Азефа, с его узким четырехугольным приплюснутым лбом, губами лепешкой, чудовищным кадыком, отшатнешься и перейдешь на другой тротуар.
После первого же посещения, которое он навязал, скажешь прислуге:
— Для этого господина меня никогда нет дома.

Лицо Азефа чудовищно и исключительно. Как же можно было иметь с ним дело? Лицо само себя показывает, — именно у него. Но весь партер узнает Сальвини, знает, где Яго и где Отелло: одни террористы никак не могут этого узнать.
Они вообще не узнают людей, не распознают людей.
Но отчего?
От психологической неразвитости, — чудовищной, невероятной, в своем роде поистине «азефовской», если это имя и историю его неузнания можно взять в пример и символ такого рода заблуждений и ошибок.
Как Азеф был в своем роде единственное чудовище, — и имя «сатаны» и «сатанинского» часто произносилось в связи с его именем: так террористы дали пример совершенно невероятной, нигде еще не встречающейся слепоты к лицу человеческому, ко всей натуре человеческой.
Как булыжники. Тяжелые, круглые, огромные. Валятся валом и на чем лежат — давят. Но какое же у булыжника зрение, осязание, обоняние?
Азеф, растолкав этот булыжник, вошел и сел в него. И стал ловить. «Они ни за что меня не узнают, не могут узнать. Механику свою я спрячу, а чутья у них никакого. Они меня примут за Гамлета».
Они действительно его приняли за Гамлета, страдавшего страданиями отечества и пришедшего к сознанию, что иначе как террором — нельзя ему помочь.

* * *

АЙХЕНВАЛЬД ЮЛИЙ ИСАЕЕВИЧ (1872 - 1928), литературный критик

Черт покается и к Богу придет, а Айхенвальд никогда не покается, и прийти ему совершенно некуда, п.ч., напротив, он ожидает, что все к нему придут и даже сам Бог признается во многих недостатках перед Его Величавым Величеством.

…Он влюблен в самого себя и особенно в свой слог …Творения влюблены в автора, а автор влюблен в творения. Хорошо? Не хорошо? Черт его знает. Не интересно. Нет менее неинтересного писателя, чем Айхенвальд. Говорит ли он правду? Говорит ли он неправду? Решительно все равно. Он вообще  НЕ НУЖНО.
_______________
Красота. Дон-Жуан. Курсистки с ума сходят. Правда, он урод по лицу, но ведь «не в лице дело» (бабья присказка). Пишет, как сам Пушкин. Правда – холодно, но ведь кто это разберет. По форме – совсем как Пушкин…  «Дал же ему Иегова перо в руки». «Перо»• в литературе решает все, – как копье на войне. Что же он пишет?
«Силуэты».
Уже критика прошла. «Не нужно». Пусть над «критикой» трудятся эти ослы Скабичевские... Мы будем писать теперь «силуэты», т. е. «так вообще», – «портреты» писателей, «характеристики», – причем читатель, – наш глуповатый русский читатель, – будет все время восхищаться характеризующим, а, конечно, не тем, кого он характеризует. И через это самый предмет, т. е. русская литература, почти исчезнет, испарится, а перед нею будет только Айхенвальд и его «силуэты».
Вы посмотрели направо – и видите Айхенвальда. Посмотрели налево в зеркало – и видите тоже Айхенвальда. Впрямь, в глубину, 3/4, назад, где угодно – всё – зеркала, и в них – один Айхенвальд.
– Ну, и ловок же жид. Как это он устроил. Нет больше русской литературы, а только везде Айхенвальд.

* * *

АКСАКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1823 - 1886), публицист, один из лидеров славянофильского движения.

"Попробуйте вразумить Западную Европу насчет России…
не вразумите! У нее нет даже органа для понимания России".
                Иван Аксаков


Отождествляя Европу с Петербургом, Ив. Аксаков говаривал: "Нужно стать к Петербургу спиною". Ну, и прекрасно, - для Европы и для Петербурга; но что же специально приятного или полезного получалось для такого стоятеля? Проигрыш, просчет; а что касается до сил, - то и яркое признание их незначительности.
Что такое Иван и Константин Аксаковы? Забыты, - и я не помню случая, чтобы кто-нибудь вспомнил.

* * *
               
АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817 - 1860), публицист, Идеолог русского славянофильства.

"Нравственный подвиг жизни принадлежит не только каждому
человеку, но и народам, и каждый человек и каждый народ
решает его по своему, выбирая для совершения его тот или
иной путь".
                Константин Аксаков

Несчастная сторона славянофилов заключается в том, что они все как-то скучно писали. Не скучно - а томительно, однообразно, монотонно. Без шутки, искры, огня и удачи. Есть что-то “несчастное”, что “тащится” во всех сочинениях славянофилов: и об “издании полного собрания их  сочинений”... действительно страшно подумать...
_____________________________
Доблестные потомки татар: КАРА-мзин, АКСА-ков, КИРЕЕВ-ский еще не приходили. Или – уже ушли в могилу. По-видимому, суть спасения России заключалась в том, чтобы «татары окончательно победили» и, победив, вошли ВНУТРЬ РУСИ. Они же остались на стороне, в Золотой орде: добродетельные, чистые, невинные. БОЖИЕ. Тургенев же и Чернышевский – это обычное русское слюнтяйство и нигилизм.
Жуковский благородный – это тоже сын помещика и пленной турчанки. Благородное на Руси – все от татар.

* * *

АКСАКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1791 - 1859), писатель

"Полная красота всякой местности состоит именно
в соединении воды с лесом".
                С. Аксаков

Мнение о Пушкине С. Т. Аксакова - это нисколько не интересно и не нужно.
_____________________
С. Т. Аксаков писал «Семейную хронику» дедов и родителей, но слишком уж все это спокойно, лишено рассуждений и суждения автора, «роман» и не брезжится нигде, нет прибавлений, вымысла,— и от этого труд Аксакова, впрочем, достопамятный и украшающий нашу литературу, однако, не есть в строгом смысле литературное произведение. «Мертвый повествует о мертвых» — сказать это было бы слишком, сказать так — больно; и, однако, крошечка этого есть. Удивительная сторона воспоминательной литературы Толстого заключается в том, что это есть воскрешенная жизнь, что она горит перед читателем,— и не «будто» живая, но подлинно живая, вся трепеща нравственным интересом, суровым судом или восхищением автора... Удивительно!

* * *

АЛЕКСАНДР I “Благословенный” (1777 - 1825), российский император

«Наши принципы и ценности — это суша …»
                Александр I


19-й век весь полон тревоги о крестьянине. И вовсе другом его были не Черныiевский с Добролюбовым, а Александр II, и даже Николай I, Александр I и Александр III (…) Только это чувствуется…
В думе клеветали и клевещут, что «царь был другом помещиков». Нет, именно – мужика. Помещики были «мелочь», как и все прочее.
_________________________
И вот третьего дня, к ужасу и недоумению, я слышу, что моему «Васе», предполагающему, что «Кронштадт в Камчатке», учительница толково, ясно, объясняет, до чего был «невозможен император Павел I»  и его «пришлось убить, на что дал согласие его сын и наследник», император Александр I Благословенный. Даже мне писать неудобно, а в газете неудобно печатать: к чему же это моему Васе…

* * *

АЛЕКСАНДР II “Освободитель” (1818 - 1881), российский император

«Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно».
                Александр II


Освободительная эпоха: Александра II. Нигилизм. Начало серьезной государственности. Начало серьезной церковности.
__________________
Государь Александр II в вознаграждение за то, что финны оставались спокойны в то время, как поляки в 1863 году возмутились и усиливались отложиться от России - отняв у Польши всякую тень самостоятельности, в то же время даровал финнам всяческую свободу, в таких размерах и пределах, как этого не имеет никакая часть России, но и не имеет никакая часть, например, Пруссии или Англии.
__________________________

Это как:
- Христа вам или Вараву?.. (освободить)
- Вараву! Вараву! а Его распни!!
Бейлис или Александр II выше, священнее, неприкосновеннее?
Вдруг евреи не только сами закричали, но вымучили у русских крик:
- Бейлис выше Александра II.
Вот так обернулись времена, вот так «пошел прогресс». Теперь уже ясно, что «русский прогресс» есть просто «прогресс еврейского благополучия» (13 марта 1914)
_______________________
НЕОГРАНИЧЕННЫЕ САМОДЕРЖАВНЫЕ революционеры, – так нужно формулировать дело...
Когда они убили Александра II, то во всей печати никто пикнуть не смел против них. И тайно содержимый евреями... «Вестник Европы» зашипел на полицию, каким образом она допустила «нарушить благоговейную тишину» какую-то бабу, заголосившую на площади Зимнего дворца о «злодеях»...
Она назвала «самодержавных» «злодеями», – когда о них шептались в обществе, что это «герои»...

* * *

АЛЕКСАНДР III “Миротворец” (1845 - 1894), российский император

«Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?»
                Александр III


Сумерки и сомнения.
Эпоха Александра III и Николая II
_____________________________
Известны “народные” картины, выпущенные после кончины Александра III, где Государь этот, в порфире и короне, был уносим в небо “буквальными” ангелами, с крыльями и белыми: они в сиянии, и он в сиянии.
_________________________
«Ничего не поделаешь, – говорит Всадник, – никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его «стиль», как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, – ту «единую душу», которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, – что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор...

«Ничего не поделаешь! Не едет»... Перед ногами – круча, и путь далек… Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем «чудище облом» царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя «ведь нужно же куда-нибудь ехать»... Между добрым, «благим предначертанием» Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет «злого умысла»... С другой стороны, видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось... [i](О памятнике Александра III Паоло Трубецкого, 1909 г)[/i]

* * *

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 – 1263), великий князб Владимирский

"Надо крепить оборону на Западе,
а друзей искать на Востоке"
                Александр Невский

   Разве вы не заставили таинственным гипнозом несчастное наше отечество забыть и Ярослава Мудрого, и Александра Невского, и даже Негра Великого ради своих Лассаля и Маркса.
 О проклятие... Понимаете ли вы теперь, что каждый честный и любящий Родину русский неодолимо и истинно чувствует в евреях проклятие России.
________________
…всё, «еврейство в революции», было коллективным Азефом, безличным Азефом: ибо по существу их цель – «передушить русских русскими же руками» – есть просто задача исторического еврейства, которому чту до «Ярослава Мудрого и Александра Невского и Сергия Радонежского»?
   Богораз, – скажите по правде: чту вам Сергий Радонежский?
 Или, может быть, он очень дорог Айхенвальду, Гершензону и Венгерову?
 Скажите, господа, с полной искренностью. Вы только полною искренностью можете поправить свое дело в России, которое, кажется, становится плоховато.

* * *

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356 — 323 гг. до н. э.) — македонский царь, полководец, создатель мировой державы

«Самая трудная война, которую я вел,
была война с моей женой Оливией».
                Александр Македонский


Щедрин около Гоголя, как конюх возле Александра Македонского.
______________________
Приписав это себе и своему таланту, а не своему историческому положению, не минуте, в которую он «пришел»,— Горький, естественно, потерял землю под ногами и ясность в голове; его «тащили», а он вообразил, что «тащит эпоху за собой»; его взяли с чужой поклажей и на чужих лошадях, а ему представилось, что он совершает какой-то «поход» Александра Македонского... Отсюда тон его принял совершенно нелепый характер,..— пока об Александре Македонском не заговорили полушепотом и частным образом: «да это просто расходившийся мастеровой», которого опоили дурманом.

* * *

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1872 – 1918), российская императрица, жена Николая II

Вчера рассказ доктора: когда бывшая императрица Александра Федоровна посещала лазареты раненых, то она имела обыкновение раздавать раненым крестики или какие-то предметы. «И вот русскому раненому солдату даст серебряный, в несколько копеек, а немцу непременно даст золотой, в несколько рублей». Можно ли найти имя этому? «Болью обливалось сердце, - сказал врач, - чем же мы, русские, хуже немцев?» А как все раненые это чувствовали? «Был ранен на поле битвы пулею. А теперь в ту же рану уколола женская булавка». Как это мелочно. Как это дерзко. Что могла бы ответить на это женщина и императрица. И как не сказать, - «к счастью, бывшая».

Вот когда ковалось падение трона. Потому что ведь сколько же было этих уколов. И как они глубоко входили в душу. Для этого нужно было не только «очень любить немцев», но и ненавидеть русских.

* * *


АМФИТЕАТРОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1862 - 1938), писатель, публицист

Когда ты истинный поэт,
Твори без фанаберий,
Не издавай свой юный бред
И не пиши мистерий.
                Александр Амфитеатров


Природа — и сотворительница, и насмешница. И вот случается, что в припадке насмешки она устроит человека, нарочно наделив его всевозможными способностями, но отнимет у него дар уменья распоряжаться этими способностями. И тогда получается картина, составленная из великолепий и нелепостей. Таков Амфитеатров...

Человек огромный, шумный, производительный, с большим животом, с большою головою, сын или внук протодиакона или архиерея — и революционер, когда-то сосланный, теперь убежавший в Париж — все черт знает для чего — обширно начитанный и образованный, но который пишет, точно бревна катает, вечно предпринимающий, вечно разрушающий, ничего не создающий, кроме заработка бумажным фабрикам...

По-видимому, не злой,— он вечно ругается или кого-то громит... За что— он и сам не знает... Все равно,— «гром есть»... Способный прожить три жизни и десять состояний, без сомнения никогда не обедающий в одиночку, вечером, несомненно, едущий в театр, если не занят статьею, «которая на завтра поразит весь свет»...

Приятно всегда смотреть на его самоупоение... В «наше безнадежное время» Амфитеатров шумит, пыхтит, как паровоз или даже два вместе сцепленных паровоза, с контрпаром в обоих... Свистит двумя свистками. И не замечает, до чего всем скучно.
_____________________________________
... этот фельетон, за котрый Амфитеатрова выбросили в Сибирь, был клеветнической гадостью человека о доме, в который его? прежде всего не приглашали, не пускали и где вообще нога его никогда не была.
Обыкновенная злоба лакея на барина. Этого барина он обкрадывал, но этот барин не догадывался ему дать “на чай”.
И раб злился. Клеветал. И писал фельетон. Пока в пьяном виде (говорят) не взял уж “слишком”.
Что же Россия? русские? Вместо того чтобы сказать: «Ты не рыцарь литературы, а лакей литературы», все кинулись за ним... Шум, говоры, слава. «Амфитеатров сделал себе судьбу». Ведь. он просто был болтун «на все темы», а теперь вырос в «политическое лицо».
«Лицо» сейчас стало целовать руки у всех эмигрантов.
Евреи; революционеры, левая оппозиция – все понесли его на руках... Амфитеатров! Амфитеатров! Амфитеатров сказал. Амфитеатров думает.
Между тем Амфитеатров меньше Ноздрева. Который все-таки колоритен. Тогда как Амф. без всякого цвета.
Только рост и вес.
__________________
Зачем Библия человеку? Достаточно “Полного собрания сочинений Амфитеатрова”....
Все будут думать как Амфитеатров, чувствовать, как Амфитеатров, и желать то, чего желает Амфитеатров.
_____________________
Он друг Максима Горького, и Максим Горький друг ему; Амфитеатров непрерывно у него занимает и пишет могучие фельетоны о могучем друге человечества.
_____________________
Чист Амфитеатров? Не чист? Не знаю. Он, конечно, не вор! Кто говорит. Но какая-то “культурная форма”, “с моноклем”, - не иметь “в кармане” и все-таки сытно позавтракать в хорошем ресторане с приятелями. “На то и друзья, чтобы умный человек был сыт”. Вот это “около хороших друзей быть сытым”, - с кляузничеством о друзьях на другой день после завтрака, - и есть то, что называется “европейской цивилизацией”

- Она уже не христианская. И хорошо, - говорит Амфитеатров, закладывая руки в карманы.
- Она политико-экономическая и социалистическая, - говорит он же, посматривая на столы с закусками.
- Я покушаю, а вы заплатите.
Это и есть альфа социологии. - И наливает рюмку абсента и опрокидывает за галстух.
Талантливый человек.
Вообще талантом на Руси быть хорошо.

* * *

АНДЕРСЕН ХАНС КРИСТИАН (1805 – 1875), датский писатель

Русский человек задарма и рвотного выпьет, - сказал Андерсон смеясь

* * *

АНДРЕЕВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ (1871 - 1919), писатель

«Он был человеком, который заболевает от перемены квартиры,
а тут являлось столько нового, что он мог умереть».
                Леонид Андреев


Л. Андреев взирал сверху вниз и на Толстого, и на Достоевского, а таких “мелочей”, как К. Леонтьев и Страхов, они и по имени, конечно не знал.
Вполне смешное зрелище, вполне жалкое. И думаю, без всякой услады.
________________________________
После  десятка лет «дрыганья ногами в воздухе» Л. Андреев повис в нем, как мертвец
___________________________
Л. Андреев все-таки русский писатель. И над которым, все-таки когда-то горела звезда. Пусть из сусальной золотой бумаги. Но он - судьба, имя, приключение русской литературы.
_____________________
Послушать печать, то самое замечательное, что у нас появилось на религиозные темы за последнее время, - это «Иуда Искариот» и другие» Андреева-Смердякова. Произведение совершенно лакейское…

* * *

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111 – 1174), великий князь  Владимиро-Суздальский

«Я белую Русь городами и селами застроил
и многолюдною сделал».
                Андрей Боголюбский


Андрей же, получив Киев, возненавидел землю свою, род свой и, бежав с образом Богоматери на север, в холодные леса, срубил село и дерзостно назвал его «Боголюбовым»,  и еще более дерзостно поверил, что отныне из него, а не из старого священного Киева, будет расти ствол нашей истории: «И повеле, взять, разорить Киев».

Угрюмый Андрей явился живым и личным отрицанием всего киевского цикла нашей истории, светлого среди всех печалей, не озабоченного никакими помыслами, отдававшего каждому дню столько сил, сколько их оставалось от прошлого. Ни Мономахом, ни мудрым Ярославом, ни самим Владимиром, никем из светлого среди всех бед гнезда Рюриковичей… не хотел стать Боголюбский – отшельник, готовый сжечь все это гнездо, из которого, однако, сам вышел, но не любил и не уважал его. Уединяясь в церковь, в долгие часы ночного бдения, он молился, неизвестно о чем, как молились потом государи наши и весь народ… И так молившийся князь, строитель церквей и городов, «опал в лице» при одной вести, что там на юге, его повелению осмелились насмехаться… В этом гордом властительстве, в этом уединении в себя, но без какого-либо просветления и углубления душевного, в этой медлительности движений и недостатке слов сказалась уже вся Москва с ее великой миссией, с ее исторической озабоченностью, с ее дальнозоркими святителями и монашествующими угрюмыми царями… На пять веком замолкла в нашей земле поэзия, принизилась мысль, все сжалось и вытянулось по одному направлению – государственного строительства…

…И до сих пор бессознательно живем мы…, бессильные что-либо придумать здесь новое и оригинальное. Идеи царя и подданного; служения и прав, на нем основанных; сознание общих нужд, за которыми не видны личные интересы… - все это создано было в то время, и от всего этого мы едва ли уже когда-нибудь высвободимся.

* * *

АННА ИОАНОВНА (1693 – 1740), российская императрица.


Мое постоянное желание было управлять моими подданными
мирно и справедливо, но я подписала пункты и должна знать:
согласны ли члены Верховного тайного совета, чтоб я приняла то,
что теперь предлагается народом?
                Анна Иоановна


Бывали эпохи, как правление Анны Иоановны, которые невольно называешь в уме своем «коронованным злодеянием».

* * *

АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1855 – 1909), поэт

«По сердцу и мыслям провел ты
Мне скорби тяжелым смычком.»
                Анненский

Мне тоже думается, что в примечаниях следовало восстановить полностью слово самого И. ф. Анненского. Так мы обязаны к памяти поэта, вообще каждого, поэтический настоящий дар настолько редок и в себе самом несет такой особый аромат «поэтической филологии», непременно личной, непременно особенной, что тут нельзя терять ни одной черты, никакого штриха; даже «знаки препинания, если они немного неправильны, следовало бы сохранять или оговаривать в примечаниях. «напечатанное»  должно быть «факсимиле» души написавшего.

* * *



АРАКЧЕЕВ  АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1769 - 1834), граф, всесильный политический и военный деятель при Александре I.

«Без лести предан».
                Аракчеев


Скормила мальчика евреям литературочка...
Теперь просят свободы и, кажется, - получат. Будет по три мальчика скармливать в год... Но придет и Аракчеев сюда, и тогда мы порадуемся, как они, вымаливая “чего-нибудь”, будут стоять у него в передней, а “дежурный адъютант”, оглядывая тогдашних Гессенов и Набоковых, будет говорить: “Цыц. Не разговаривайте. Можете обепокоить генерала, который еще не проснулся”.
И “проснется” генерал... Но пройдет мимо “к делам”, махнув в сторону литературы с равнодушным “потом”...
И редакторишки опять придут...
Но генерал “опять будет спать”...
Пока не скажет адъютанту:
“Ты глуп. И не догадаешься сам сделать дело, которое мне решительно некогда делать. Чего они лезут? Устав? Штрафы? Всякого хулигана штрафуют и их штрафуют, насколько они хулиганы. Устав? Пушкину не нужен устав, а собакам нужен вовсе не дорогой и трудный устав, а  плетка в рубль ценой. Этой плеткой я буду их бить всякий раз, приговаривая: “Все-таки это не так больно, как Ющинскому, над прокалыванием черепа которому вы не заплакали. И теперь о вас никто не будет плакать”.
________________________
Об Аракчееве только и кричат, что он откусил кому-то нос. Ну, положим, откусил, но ведь не осталась от этого "безносой" Россия.

Да ОДИН Аракчеев есть гораздо более значущая и более ТВОРЧЕСКАЯ, а следовательно, даже и более ЛИБЕ-РАЛЬНАЯ… личность, чем все ничтожества из 20-ти томов "Былого"… Шиллер и Шекспир - писали об Аракчееве, а вовсе не о Желябове. Поэзия-то, философия-то русской истории, ее святое место - и находится под ногами...

* * *

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 до н.э), древнегреческий философ

«В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть
изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными».
                Аристотель


“Энтелехия” есть термин Аристотеля, и — один из знаменитейших терминов им самим придуманный и филологически составленный. Один средневековый схоласт прозакладывал черту душу, только чтобы хотя в сновидении он объяснил ему, чтo в точности Аристотель разумел под “энтелехиею”. Но, между прочим и Другим, у Аристотеля есть выражение, что “душа есть энтелехия тела”. Тогда сразу определилось для меня — из ответа Флоренского (да и что иначе мог ответить Флоренский, как не — это именно?), что “бабочка” есть на самом деле, тайно и метафизически, душа гусеницы и куколки.

Так произошло это, космогонически — потрясающее, открытие. Мы, можно сказать, втроем открыли душу насекомых, раньше, чем открыли и доказали ее — у человека.

Сейчас — давай рассматривать, “что же она делает?”

“Собирает нектар”, “копается в цветах”. Это подозрительно и осудительно. Но, в самом деле: у бабочки — совершенно нет рта, нет — ничего для питья и для принятия твердой пищи….

* * *

АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1878- 1927), писатель

Кстати, я как-то спросил об Арцыбашеве:
- Должно быть атлет? Кентавр? Сколько росту?
- Не знаю,— небрежно отвечал мне литератор.— Я видел его раз на одном вечере, где все читали о любви, и, кажется, он ко многому прислушивался и потом воплотил это в «Санине». Он поет с чужого голоса. Тут были в Петербурге вечера, руководимые людьми, гораздо умнее и, главное, ученее его. Но там говорилось о персидской любви, об индийской любви, о греческой любви, и вообще о «любви у народов». Люди были ученые, к любви довольно равнодушные, но интересовавшиеся ею, как ориенталисты — знаменитым Розеттским камнем. Помните историю иероглифов и клинописи? Да, вы спросили об Арцыбашеве? Сидел и пил вино. Он кажется глухой или полуглухой, с легким пушком на подбородке, застенчивый, тихий и невзрачный.
—  Вот! А я думал — кентавр.
И я вспомнил в «Смерти Ивана Ильича» того бедного гимназиста с синими, нездоровыми кружками под глазами, которого так жалел отец. Именно я вспомнил восклицание Толстого, вложенное в уста Ивана Ильича:
—  Все, все теперь этим страдают...
С тех пор, я думаю, гимназисты выросли и некоторые из них, может быть, обнаружили даже литературные дарования; и, кто знает, уж не готовят ли «Полные собрания сочинений»! На этот раз надо пожелать, чтобы они прилагали и «портреты авторов». Так будет «комментаристее».

* * *

АФРОДИТА – в греческой мифологии ьогиня любви

Великие песни Гомера пропеты о женщине, о которой мы не знаем, «где же у нее душа». Но и позднее, далее мы видим тоже.

Афродита ясно «для выставки», а не «для дома». И это решает все.
«Я ее не люблю».
А это кончает и женщину. Страшный глагол, но его приходится выговорить: все Афродиты – не женщины. Странно, страшно, но – так.
«Она не сладка мне».
Она вечно «постыла». Как этот вечно остынувший, холодный мрамор.

«Афродиты» суть именно «не богини», потому что они слишком уж «из мрамора».

Уж если для кого особенно пришел Христос, то для греков: «Дети Мои, как о многом вы не догадались! О многом и лучшем, о многом и еще прекраснейшем».