Осенняя любовь Михаила Пришвина

Родионов Виталий Константинович
1.

Писатель Михаил Пришвин – вдохновенный поэт русской природы.

Михаил Пришвин с благоговейным трепетом описывает бесценные сокровища природы.

Михаил Пришвин живёт и творит с исповедальной доверительностью к матери-природе.

Михаил Пришвин – это «синий василёк» и «голубая незабудка»: мужская и женская половины его богатой души.

Нельзя не согласиться с мыслью Михаила Пришвина, что любовь – это цветение жизни.

Любовь – это сердечные объятия душой и плотью: к такому её пониманию приходит Михаил Пришвин в зрелые годы.

Настоящая любовь в понимании Михаила Пришвина – это реальное счастье, живое сердечное чувство.

Михаил Пришвин убеждён, что любовь – это объятия двух человеческих сердец, а не одного всечеловеческого сердца к неведомо какому человеку!

Истинная любовь есть нравственное сотворчество.

По-женски целомудренный Михаил Пришвин произносит пророческие слова: «Не пролетариату, а вам, женщинам, принадлежит будущее».

Михаил Пришвин наполняет свою жизнь природой, детством, любовью, творчеством, мудростью. Это делает его счастливым.

Вселенская пирамида Михаила Пришвина состоит из природы, личности, семьи, общества, культуры, цивилизации, которую завершает дух: это почти как у французского учёного и мыслителя Тейяра де Шардена. Умная мысль.

Михаил Пришвин ищет спасения от психопатологической достоевщины и розановщины в мире природы, царстве животных, человеческой любви.

Природа, человек, любовь – вот мировоззренческая триада Михаила Пришвина.

2.

Пережитая в студенческие годы платоническая любовь к молодой особе не мешала Михаилу Пришвину в последующие годы удовлетворять похоть со многими женщинами.

Взяв жёны крестьянку, Михаил Пришвин прожил с ней более 35 лет. И всё это время он мечтал встретить культурную высокообразованную женщину. Не раз он мысленно рисовал себе рафаэлевскую мадонну на бересте – ту, с которой вынужден был состоять в браке долгие годы.

Михаил Пришвин – по натуре эмоциональный человек. Он мыслил по-женски: в любви он быстро привязывался к объекту внимания и столь же быстро разочаровывался в нём.

Михаил Пришвин – целомудренный ребёнок без любви к женщине и с любовью к женщине, ибо в обоих случаях видел в ней мать. С этим ничего нельзя поделать. Это инстинкт, не подвластный воле человека. Пиши соломоновы гимны любви, - всё равно будешь младенцем перед умной женщиной! Так случилось с престарелым Михаилом Пришвиным.

Творя словесный гимн любви, Михаил Пришвин не замечал, что угодил в капкан молодой умной женщины. Он вёл себя, как простой человек, вышедший из народа: дескать, «наконец-то я понял жизнь, значит, буду жить иначе»!

Михаил Пришвин выказывал себя «софистом» в последней любви, переиначивая её в первую, стариковскую страсть – в юношеское чувство. Что ж делать: надо же поэтически настроенному прозаику оправдать свой неуклюжий шаг!

Анализируя свою старческую любовь к молодой женщине, Михаил Пришвин зарывается в нее, как червь в землю. Однако описывает он это чувство высоким поэтическим слогом. Красивое слово для писателя важнее факта любви. Он стремится к идеальной любви вместо того, чтобы взглянуть в ее бездну – туда, где властвует инстинкт! Действительно, нет любви вне инстинктов, чего Михаил Пришвин не понимал или не хотел понимать.

Любить высокообразованную молодую женщину, будучи старше её едва ли не на три десятилетия, и при этом фиксировать на бумаге каждый свой и её шаг, каждое движение души – это психологическая пытка для женщины. Не есть ли такое «изучение» прекраснейшего из наших чувств делом учёного-натуралиста? Как бы Михаил Пришвин не прикрывался поэзией слов, он совершал неблаговидное дело по отношению к супруге!

Известно, с каким вниманием и чуткостью Михаил Пришвин изучал природу. С тем же глазом натуралиста он анализировал любовь к молодой женщине, каждое движение своей и ее души. Какой женщине это понравиться? Какое чувство сохранит свою свежесть? Из любви и счастья Пришвин осуществлял литературный проект! Ум и талант писателя поглотили живое чувство любви!

Поздняя любовь Михаила Пришвина была не чем иным, как слепым наваждением, усиленным магией слов. «Дневник любви» писал скорее поэт, нежели трезво мыслящий человек.

Михаил Пришвин исследовал свою осеннюю, но цветущую любовь как необычное природное явление! Однако был ли он способен на глубокое чувство любви – это ещё вопрос!

Поздняя любовь Михаила Пришвина была искушением плоти, нравственным испытанием целомудренного человека. И что же? Знаменитый писатель-охотник оказался в плену семейной обывательщины!

Михаил Пришвин под старость лет вознамерился совершить революцию в описании чувства любви. Какое мальчишество! Какое тщеславие!