Сенбернары

Всеволод Мохов
   Лето в Тбилиси в разгаре. Воскресенье. Жарко! Посидеть бы дома с кондиционером, но надо идти на рынок. У меня трудное задание - продать щенков от нашей собаки - Леды. Все домашние уехали на дачу, взяли и Леду с собой, а щенков оставили мне, поручив обеспечить им искуственное питание и в ближайшие дни попытаться их продать или просто подарить кому-нибудь. Пока я на работе - они своим писком изводили соседей!
   Продавать что либо на рынке, мне не приходилось ещё со времен войны. Тогда это была острая необходимость. Отец с матерью за неделю сошьют два десятка домашних туфель с помпончиками, а в воскресенье я с отцом тащимся на вещевой рынок и распродаём всё пары.
   Я в те годы был студентом и мне всегда было не по себе от такого рода занятия, но что поделать — надо было зарабатывать в эти трудные годы.
   А вот собак продавать не приходилось мне ни - ког -да!! Как их продавал бравый солдат Швейк - герой Ярослава Гашека - я хорошо помнил и смеялся над тем, как Швейк перекрашивал собак, чтобы они были привлекательнее или чтобы хозяева собак не опознали их.
   Но моя проблема заключалась в том,что Леда наша была из породы "дворпинчер" – «дворянской породы» (от слова "двор").
   Её подобрали щенком по дороге из деревни наши соседи. Это был пушистый, рыжеватый клубочек. Соседи подарили нам этого щенка, из которого выросла удивительная собака. Никого никогда не укусила, выходила встречать меня у станции метро -это в 5 минутак от дома. Щенков она приносила по 3 - 7 штук. Ей подкладывали в это время котят и она преспокойно их выкармливала. Как-то лежит она на пороге квартиры и кормит котёнка. В это время кто-то проходил мимо. Пройдя мимо такого зрелища несколько шагов, он остановился, обернулся, снова посмотрел на собаку с котенком. -"Как будто я не пьян! - сказал он - но такое вижу впервые!"
   Когда котенок подрос - он спал рядом с приёмной матерью.
   Как-то котёнок спустился во двор и к нему подбежал поиграть щенок-боксёр. Наш котенок изогнулся дугой и стал шипеть - других собак он не хотел признавать. Леда, увидев это, пулей кинулась с лаем вниз по лестнице. Сцена была великолепная – «боксёр» залез под машину, Леда  лает на него, а котенок рядом с ней шипит и фыркает! Щенков удавалось раздавать, но всему есть предел! Красивых расцветок ещё как-то брали, но так как отцов у щенят было так же много, как и самих щенят, то оказывались в одном помете с рыжеватыми, как Леда, и другие сочетания цветов "со многими неизвестными". Их уже никто не хотел брать. Вот и поехал я на рынок с двумя щенками. Сколько же за них спрашивать? - думаю. Скажу много - неудобно, ведь не породистые! Мало - поймут,что дворняжки! Мне лишь бы даром взяли - денег не надо, домой обратно же не нести! А подбросить в чужой двор не могу -жалко!
   Приехал на наш "птичий рынок", а там собак .. видимо-невидимо, в десять раз больше, чем покупателей. Плохи мои дела! Подходят дети, погладят - "Ой, какие хорошенькие!" И всё! Ни цену, ни породу не спросят! Я тут же говорю - берите бесплатно, но тогда на меня уже смотрят подозрительно! Настроение у меня никудышное. И вдруг меня окликают - "Кого это ты принёс?"
Смотрю сотрудник из моего института - Миша Лебанидзе -он работал в отделе снабжения и сбыта. Вроде бы профессия подходящая для моего случая?! Он искал болонку для подарка теще. Очень уж он её любил ( тёщу -не болонку!). Я ему и поведал о своей горькой доле "Ничего, со мной не пропадешь, ты мне только не мешай! И тут, как по заказу - "Дяденьки, продаёте собачек? Сколько хотите за них?"- спрашивает мальчуган лет 12-ти. Я говорю -"10 рублей". - "Дяденька, не шутите, я правда хочу купить собаку!"-Тут уже инициативу берёт в свои руки Миша - "Всего за 30 рублей. Уезжать надо на дачу, вот и продаём дешево" В то время породистые щенки стоили от 150 до 400 рублей. "А какой они породы?"-"Сенбернар"- не задумываясь выпалил Миша.
Я почувствовал, как мои уши мгновенно стали гореть огнём, хотел сказать, что это шутка, но Миша меня уже оттесняет плечом в сторону «Не мешай!» . Мальчуган согласился взять- побежал в толпу искать свою мать.Услышав, что продают сенбернаров, подошли взрослые парни, стали торговаться -"Уступите за 20?". Я тут же махнул рукой-"Ладно,берите последнего!" (Это из двух - второй последний!!). "Ой, а у него один глаз больной, бельмо кажется" . Я,действительно, не обратил на это внимания. Тогда Миша предложил -"Берите другого, может мальчик не придёт".- "А это, наверное, не чистый сенбернар?". "Да, нечистый, пополам с кавказской овчаркой" — отвечает Миша. У меня тут же из памяти всплывает старый анекдот, как в одном ресторане в Одессе посетитель заказал котлеты из рябчиков. Когда ему принесли, он попробовал и усомнился -"Это разве рябчик?". "Нет-с,пополам с кониной-с" - "Как это пополам??" — "Ну как - один рябчик — одна лошадь!".
   Расплатились мои покупатели и ушли. Тем временем вернулся мальчик с матерью. Она недоверчиво смотрит на щенка и спрашивает-"А она большая вырастет, где нам её держать?"- "Да, это не болонка, будет среднего размера"- выкручиваюсь уже я сам. Я не знал, что сенбернары относятся к группе крупных собак!
   -"А она мяса много будет есть?". Тут уже во мне что-то взыграло, я почувствовал себя в роли бывалого собаковода и, с деланной обидой за друзей наших меньших, ответил :"Извините, если вы собираетесь кормить животное травой или сеном - купите себе барашка!" На неё моя реплика мгновенно подействовала. Почувствовав себя виноватой за бестактный вопрос, она всё же поинтересовалась - "Чем же этого щенка кормить?". Вы думаете я знал чем? Опыта у меня не было никакого и я дипломатично уклонился от прямого ответа - "Чем обычно кормят щенят в таком возрасте — тем и кормите! Начните с молока, а когда немного подрастёт - можно и подкармливать". А сам думаю -"А действительно - чем? Что сказать?. Но у моих покупателей опыта было не больше, чем у меня. Мы молча смотрели друг другу в глаза. Всё,думаю, сейчас меня разоблачат. "Чем подкармливать?". И тут, на мою большую радость, невысокого роста старушка, как из под земли мухомором таким выросла!- "Я всё вам сейчас расскажу,у меня тоже сенбернары росли". Надо же, думаю,как это Миша "угадал", какие у бабушки щенки были?
   Я извинился, что у меня скоро поезд отправится ( на дачу надо ведь ехать!) и попросил рассчитаться.
   Итак у меня в кармане неожиданно целых 50 рублей! Я быстро стал удаляться из толпы и только завернул за ворота, как слышу мужской голос -"Товарищ, подождите!". Я тотчас прибавил шагу, так как решил, что потребуют обратно деньги или бить будут за "сенбернаров". Сразу в памяти возникла картина, когда герой "12-ти стульев" Остап Бендер удирал в Васюках от доверчивых шахматистов. Но меня быстро догнали. Я приготовился к худшему!Сердце учащённо забилось!Но. .."Скажите, у Вас больше нет щенков? Я мог бы приехать завтра к вам домой!" - - О—о- х!! - "Нет,больше нет! Остальных у-у-.. чуть не сказал я -"утопили". Остальных мы у- у- же продали на прошлой неделе".
   Всё! Опасность миновала! Вернулся домой, пришел в себя от пережитого, а потом сходил на центральный рынок, купил на все деньги клубники - целых 10 килограмм - и сварил варенье на зиму.
   А осенью, на городской выставке собак, наша Леда получила медаль за красоту и редкость породы. Председатель жюри, прибывшая из Москвы, определила,что это довольно редкая порода - торфяной шпиц. Мужа ей в Тбилиси не нашлось и она продолжала приносить нам "сенбернаров".