Как по заданию Мингазпрома воду возили

Антон Ромашин
Примерно в 1973 году между  СССР и Народной республикой Болгарией было заключено межправительственное соглашение о поставках российского природного газа.  Реализовывать это соглашение должен был, естественно, Мингазпром*. Месторождения природного газа находились в восточной части СССР, поэтому для транспортировки газа в Болгарию необходимо было построить газопровод. На пути газопровода оказались реки. И, на последнем участке, за Дунаем,  территория Румынии. Для укладки труб через реки необходимо было прорыть траншеи по дну этих рек. Для этого был привлечен технический флот, т.е. его специальные суда – земснаряды.
*)Мингазпром – Министерство газовой промышленности СССР.

В этом контексте особенно интересен последний этап работы по прокладке газопровода, в частности, преодоление реки Дунай и выход на территорию Румынии. По реке Дунай проходила государственная граница между СССР и Румынией, поэтому часть работы проходила уже ЗА ГРАНИЦЕЙ. Это специальным образом учитывалось, т.к. за работу на акватории Дуная на румынской его принадлежности, кроме заработной платы в рублях, была предусмотрена оплата в валюте.
Простая человеческая логика говорит о том, что выгодно подольше выполнять работу ЗА ГРАНИЦЕЙ, что бы заработать больше валюты, но, если это нельзя осуществить по технологическим причинам, то это можно «организовать» самим в силу специфики работы технического флота…, в которой мало что понимают другие и, которую любой техфлот всегда выполняет и в прямом и в переносном смысле «в мутной водице».
Одного из начальников каравана  техфлота** А.В. Нидалюка, по просьбе Мингапрома, откомандировывают в его распоряжение. Таким образом, Нидалюк должен был  принимать работу у своей же материнской компании, в которую по окончании  работы на Газпром он и должен вернуться. Вернется с триумфом! Т.к. будет работать, не на благо страны, а главным образом, на благо техфлота, выполняя указания его начальника. Точнее, конечно, сказать на благо начальника Н.В. Стебуненко. Это похоже на гипотетическую ситуацию, когда, например, предлагают принять экзамен… у самого себя.

**)Караван  техфлота – группа судов, в том числе одного земснаряда, грунтотвозных шаланд, буксира и др., выполняющих  морские строительные работы по дноуглублению или рефулированию, т.е. намыву территории.

Такая практика полностью оправдает себя, т.к. Нидалюк, по возвращении из командировки, получит должность начальника планового отдела управления  техфлота, а через несколько лет и должность заместителя начальника управления техфлота. Правда, тут ему помогло еще одно качество: он был изощренным и непревзойденным  подхалимом начальника управления.
Так вот, он стал участником некоего сговора, в результате которого был значительно завышен объем работы, выполненной на румынской стороне. А делали это просто. Ведь не будут дноуглубители  рыть траншею глубже, шире и т.д. Т.к. работа фактически уже выполнена, но из-за мутной воды результатов не видно…
Дальше они просто имитировали работу: землечерпалка работала, но черпала не грунт, а воду и подавала ее в грунтоотвозные шаланды, которые отвозили ее  на положенное расстояние и сливали, делая вид, что сбрасывают грунт. А тов. Нидалюк все это фиксировал, актировал, приписывал, как по – настоящему выполненный объем. В результате, за эти работы была получена дополнительная валюта…, но это не все … Начальнику техфлота и иже с ним какая – то должна быть выгода, иначе чего весь этот огород городить. Все члены экипажа расписывались за эту дополнительную валюту, но получали только ее часть… «Делиться надо!», правда, справедливо, хотя и давно, задолго до лихих 90-х было устроено?!
Вообще  в техфлоте существовала классическая формула «выполнения и перевыполнения» плана. Проектировщики, при подготовке проекта, использовали соответствующую информацию о морских или речных глубинах в местах проведения работ.  Ведь нужно же было куда – то сваливать грунт, полученный в результате черпания. Днем, конечно, сваливали в места, определенные проектом проведения работ. А вот ночью – в места расположенные гораздо ближе. Эти ночные свалки назывались «комсомольские»…и были они значительно ближе расположенные. За счет таких "комсомольских" методов работы экономилось топливо, ресурс морских технических средств и т.д. и т.п…
А грунт, вываленный не туда…?, ну ведь можно потом сослаться на морские течения и т.д. и т.п.
Но грамоты, переходящие знамена, ордена, премии за все это получены…
Таким образом, происходило «награждение непричастных», а при случае  и «наказание невиновных», алгоритм ведь тот же…
Таким образом, школа Остапа Бендера продолжала  пополнять одесские  предприятия и организации «квалифицированными» кадрами.

АэС,19.02.2013 г.