Ступени таланта

Владимир Токов
         Сидят двое пожилых мужчин в центре зала  Снейдерса Эрмитажа против картины
« Лавка с дичью» и тихо ведут беседу. Им не очень сильно мешает экскурсовод, рассказывающий группе о картинах, тесно висящих на стенах зала. Чувствовалось стремление руководства музея вынести из огромных запасников, как можно больше картин, что бы их увидели люди - нате любуйтесь, у нас много еще есть что показать. Они всегда приходили в этот зал, потому, что  были заядлыми охотниками. Такое изобилие охотничьих трофеев в лавке, трогало у них внутри какую то струну, колебание которой будило охотничий азарт, так знакомый им с юности.
          Это была их седьмая  экскурсия по Эрмитажу за последние тридцать лет, после того как жизнь разбросала их по разным городам. Виктор жил в Ленинграде с рождения, маленьким пережил первые месяцы блокады, чудом остался жив при эвакуации по льду Ладожского озера. Учет экскурсиям вел он, как принимающая сторона. Володя приезжал из Москвы. Тридцать лет назад его по работе перевели в Москву, и он раз в два- три  года старался приехать на могилки родных. Положить цветы, посидеть, поговорить с ними. После этого ему становилось легче,  он уезжал в Москву, чтобы  жить дальше. Одному уже семьдесят, второму скоро будет семьдесят.
            Они учились в одном институте, все годы учебы сидели за одной партой, дружили семьями. Первые годы после окончания института их группа собиралась каждый год  одиннадцатого мая  в девятнадцать часов у памятника Кутузову рядом с Казанским собором. С годами встречи сошли на нет. Три года назад - на сорокалетие окончания института, собралось лишь семеро из группы 24 человека. Через год умер еще один - Иван, на даче которого  организовывалась юбилейная встреча.
Время берет свое. Раньше четырехчасовые экскурсии по музею они проходили на одном дыхании, ни разу не присев. Были убеждены, что, проходя по залам музея, заряжаются энергетикой от картин, которым по  четыреста – пятьсот лет. И были абсолютно убеждены, что их увлечение значительно полезнее, чем у героев фильма Э. Рязанова « С легким паром»- ходить 31 декабря в баню.
А сегодня, не прошло и часа, как Виктору стало не хватать воздуха, у Володи -  свело мышцу  ноги.  Сели отдохнуть, смотрят на картину.
          Виктор в свободное  от работы время, сколько себя помнил, увлекался  рисунком, а Володя писал рассказы в стол. Виктор никогда не рисовал портреты, потому что ему казалось, тот, кого он рисовал, мог сказать - а у меня нос не такой, или мои глаза ничего не выражают. Поэтому он рисовал пейзажи и натюрморты. Ими были заполнены все свободные в квартире места в шкафах, на полках, антресолях. Много картин раздавал знакомым на дни рождения. Но никогда не продавал, не выставлял на выставках. Он понимал, что его картинам чего - то не хватает. Он мучился, старался  изо всех сил, но не получалось. У Володи точно также с рассказами. Не писать он не мог, рука требовала сначала ручку, а потом клавиатуру компьютера. Появлялся рассказ, прочитав который он клал его в ящик стола, к тем, которые были написаны вчера, месяц и год назад.
Может еще и это сближало их - примерно одинаковый уровень таланта, который не позволял им добиться каких то успехов в своих видах искусства. А им бы этого хотелось. И очень хотелось разобраться, почему все это происходит?
Володя говорит Виктору
      - Хочешь, я расскажу тебе анекдот, правда мне кажется, что это не анекдот, а было на самом деле?
 Виктор отвечает,
        - Расскажи, мышцу пока все равно не отпускает.
-Хорошо, слушай.

        -МЭР Москвы -Лужков Ю.М.на совещании у Президента, сидя рядом, спрашивает у Матвиенко -губернатора Санкт - Петербурга: «Валентина Ивановна, объясни, пожалуйста, почему в Санкт – Петербург приезжают  молодые люди из деревни на работу и уже через три  года  называют себя Питерцами. А у меня и после десяти лет проживания в Москве - все  лимитчики, лимита»?
Валентина Ивановна подумала и отвечает:
« Это вопрос сложный, причин много. Но, главная из них, мне кажется, у вас в Москве, Юрий Михайлович, в музеях мало картин  четвертой ступени таланта, гениальности. Смотря на которые, молодые люди впитывают, поглощают энергетику, заложенную художником в картину, что  меняет их на глазах. Вам надо их приобрести в Третьяковскую галерею и тогда все пойдет на лад».
- А что такое четвертая ступень таланта? Спросил Виктор.
- Давай поговорим об этом на следующем привале - ответил Владимир.
-Я не могу еще передвигаться, настаивал Виктор.
- Хорошо, я  расскажу тебе, как отвечали мудрые на этот вопрос и на вопрос: почему через сито истории просыпаются и уходят в забвенье девяносто девять процентов созданных людьми картин, скульптур, стихотворений, прозы. Пройдет пятьдесят, сто лет и новые поколения даже не вспомнят о тех, кто сегодня шумит, претендуя на историческую память. Какое то время родственники, друзья будут поддерживать интерес к творчеству ушедшего из жизни, как им кажется, таланта. Но историю не обманешь, не проведешь, он все равно будет забыт, если не обладал четвертой ступенью таланта, гениальностью, даром божьим.
Проиллюстрирую универсальное определение ступеней таланта для всех видов искусства  на живописи, хотя еще раз повторяю - это определение относится и к поэзии,  к прозе, музыке, скульптуре, архитектуре.
- Первая ступень таланта – это когда, начиная от ребенка, человек берет кисть, карандаш и начинает пытаться что- то изобразить. В результате у него на рисунке виден дом, кувшин, дерево  в виде силуэта. Какой дом, что за кувшин, что за дерево - не понять.
- Вторая ступень таланта - когда на рисунке можно определить, что нарисованный дом из оцилиндрованного бревна или кирпичный, кувшин - стеклянный, а дерево – береза. Этой ступенью таланта обладают девяносто процентов населения планеты.
- Третья ступень таланта – когда  на рисунке видно, что кувшин хрустальный. Если изображен человек, по глазам можно определить его характер, что его сейчас тревожит, галстук на нем шелковый, изумительной красоты. Таких людей на планете мало, но встречаются.
- Четвертая ступень таланта - когда художник, нарисовав картину по уровню третьей ступени, за время работы пропитывает ее энергетикой дара, сверху данного ему богом, мук творчества, ночных бдений. Что даже через пятьсот лет вызывает у зрителя мурашки на коже  при подходе к картине. Это гении, их на планете со дня  ее образования, единицы. И никто на земле сегодня не может сказать, сколько столетий еще будут действовать их энергетические чары на людей. Может быть вечно.
 Вот такие картины предлагала купить Лужкову Ю.М. для Москвы  Матвиенко В.И., чтобы быстрее преобразовывать,  поднимать культурный уровень молодых людей, ежегодно приезжающих в столицу на работу из деревни.
-Понял Виктор, что такое четвертая ступень таланта? Успокойся дорогой, мы с тобой относимся ко второй ступени  творческих деятелей. Ты можешь идти?
- Нет, надо  найти здесь врача. Боль не проходит, не могу двигаться. Нужен укол.
 Так заканчивался их седьмой поход в Эрмитаж для подзарядки энергетики.