Когда кактусы колятся

Олег Маляренко
Павел Петрович Герасимов много лет подряд  был моим начальником. Отличный и опытный специалист, он по праву занимал эту должность. Любую самую сложную проблему он разрешал удивительно легко и быстро. И почти всегда безошибочно, так как интуиция и эрудиция подводили его редко. Никогда не опасался брать на себя ответственность и не прятался за спины подчинённых. Никого в обиду не давал, но и расслабляться тоже. Можно сказать, что Павел Петрович был строгим, но справедливым.

Слабой чертой начальника была его излишняя разговорчивость или словоохотливость. Говорил он часто, увлечённо и с удовольствием. Рот у него закрывался редко, и если это случалось, то это означало, что занимается делом, требующим повышенного внимания. Наш отдел с пониманием подходил к простительному недостатку начальника. Часто ли мы прислушиваемся к тому, что говорит или исполняет радио? Вот и мы воспринимали разговоры Петровича всего лишь как лёгкий шумовой фон, не причиняющий неудобств и не отвлекающий от дела.

Темы разговоров начальника были неисчерпаемы, но была одна, которой он не касался никогда. Это была его личная жизнь. Павел Петрович был трижды женат. Первая и вторая жёны родили ему по дочери, а у третьей был сын от предыдущего брака. Третью женитьбу начальника вряд ли можно было назвать счастливой. Об этом напрашивался вывод по поговорке, которую он высказывал при случае: «Первая жена – от бога, вторая – от чёрта, а третья – сама чёрт».

Подлинной страстью Павла Петровича были кактусы. Те, которые выращиваются в горшочках. Им он отдавал всё тепло своей души, словно это были его отпрыски. Колючие и суровые, различные по размерам, цветам и формам кактусы являют собой символы стойкости и выдержки. Казалось, что Петрович знает о кактусах всё. Этим пользовались многие кактусисты завода, приходя со своими вопросами. Он всех внимательно выслушивал и давал ценные советы. Свою обширную коллекцию начальник пополнял постоянно. Убывающим в командировки он непременно заказывал кое-что из колючих растений, и они привозили.

Один раз я побывал у Петровича дома. В двух комнатах на всю ширину окон стояли многоярусные полки, густо заставленные коробочками с кактусами. На подоконниках стояли опрыскиватели, баночки с удобрениями, лопатки и вилки. Отдельно лежала стопка книг опять-таки о кактусах. Вооружившись сильными очками, наш кактусист колдовал над растением. Он оторвался от этого увлекательного занятия, взял кактус в руку и спросил меня:

- Гарик, как тебе нравится этот красавец?
- Бесподобный! Уверен, что лучше его нет на свете. Пожалуй, это жемчужина вашей коллекции. Только я его бы слегка побрил.

Петрович уловил моё лукавство.

- Тогда ты ничего не понимаешь в кактусах. Таким толстокожим как ты нет входа в волшебный мир кактусов.
- Вынужден согласиться. Вы как всегда правы.

Когда я уходил домой, то подумал о том, что человек без увлечений просто пресно проживает дарованную Богом жизнь. Именно увлечения свободно и непринуждённо помогают раскрыть душу и наполниться счастьем.

В одно утро Павел Петрович пришёл на работу позднее обычного, чего прежде за ним не замечалось. Вид у него был печальный, и на удивление не проронял ни слова. Определённо, у него что-то стряслось, но спросить об этом никто не решался. Если посчитает нужным, то расскажет сам. Наступила, если можно так выразиться, гробовая тишина. Это внесло атмосферу подавленности и растерянности. Вот тогда и пригодилось настоящее радио, которое долго молчало из-за ненадобности.

Целый день начальник испытывал отдел своим молчанием, если не принимать в расчёт чисто служебные разговоры. Ну, что же? Бывает и такое! Завтра, возможно, всё образуется. Конечно, факт словесного воздержания сильно взволновал коллектив, но вида не показывали. Естественно, были различные версии такого небывалого явления. Однако все они повисли в воздухе.

На другой день вчерашняя история повторилась. Павел Петрович словно воды в рот набрал. Казалось, безудержный фонтан его словесного потока, наглухо застопорился. Это было уже серьёзно.

На счастье, на заводе работал близкий друг начальника. Вот от кого, пожалуй, у него секретов нет! К этому другу и делегировали группу дотошных представителей на предмет выявления истинных причин непонятного поведения шефа.

Оказалось, что жена, мягко говоря, не приветствовала увлечения Петровича кактусами. В конце концов, он психанул и выбросил все растения в мусорный контейнер. Именно выбросил, а не раздал или продал. Таким образом он в один момент избавился от своего увлечения. Такой произошёл у него нервный срыв. И теперь в его жизни образовалась незаполненная пустота.

Потеря любимого детища тяжело далась Петровичу. Он как-то осунулся и посерел. Весёлый азарт в его глазах исчез.

Наши остряки тут же нашли аналогию истории начальника с классическим произведением, которое испокон веков изучают школьники на уроках русской литературы. Для тех, кто ещё не догадался, речь пойдёт о «Муму». И в самом деле, Герасимов – это Герасим, роль собачки Муму играли кактусы. За кадром оставалась «барыня», по воле которой Герасим утопил несчастное животное. В данном случае ни в чём не повинные кактусы. Так же как и у литературного героя, у Петровича наступила депрессуха.

Прошла неделя или более того, и начальник вернулся в обычное состояние. Фонтан излияния слов заработал вновь, и на этот раз бесперебойно. Все облегчённо вздохнули. Любой кризис рано или поздно проходит.

Незадолго до обеденного перерыва Петрович обратился к конструкторам:

- Кто из вас знает, что такое филумения? 

Вопрос был неожиданным, поэтому на него никто не ответил.

- А это всего лишь коллекционирование спичечных этикеток. Вот им я и решил заниматься. У кого есть интересные этикетки, то принесите. Приму с благодарностью.

С тех пор жизнь отдела вошла в прежнее русло.


Когда спустя много лет я вернулся в родной город, то в сквере случайно встретил бывшего начальника. Постарел, поседел, но взгляд остался прежний – мудрый и весёлый. Прогуливает породистую собаку, вокруг которой резвится щенок.

- Павел Петрович! Рад вас видеть! – воскликнул я. – Как поживаете?
- Лучше всех. По крайней мере, не хуже других пенсионеров. Недавно женился. А вот моя жена.

Петрович показал на сидящую на скамейке приятную старушку.

- Поверишь мне, Гарик, она – та женщина, которую я искал всю жизнь. Жаль только, что это случилось на закате.
- Здорово, что вы её встретили. Теперь есть кому скрасить вашу старость. А что вы коллекционируете сейчас?
- К сожалению, сейчас не до коллекций. Хотелось бы завести несколько собак, но средства не позволяют. Вот и устроился волонтёром в питомник для бездомных собак.
- Павел Петрович, вы по-прежнему такой же деятельный и добрый. Я вам искренне благодарен за то, что вы меня, тогда зелёного парня, многому научили в профессии. Желаю вам крепкого здоровья и долголетия.
- Спасибо тебе, Гарик. Постараюсь выполнить твои пожелания. А тебе не нужна собака? Могу подобрать подходящую.
- До собаки я ещё не созрел, но при случае буду иметь вас в виду. А кактусами вы больше не увлекаетесь?
- Ещё как увлекаюсь! Благодаря ним я стал знаменитостью городского масштаба. Обо мне писали газеты и снимали для телевидения. Многие считали, что в наших широтах кактусы не могут расти в открытом грунте, но мне это удалось. Одним из них можешь полюбоваться.

Неподалеку я заметил большой разлапистый кактус, словно перенесённый сюда из Мексики или какого-то Эквадора. На фоне такой экзотики некоторые люди фотографировались.

- Павел Петрович, - сказал я с улыбкой, - вы можете зарабатывать на своём питомце за съёмки. К примеру, по десять рублей за каждую.
- А ты, Гарик, представляешь меня, взимающим плату за дар природы?
- На это у меня воображения не хватает.
- Вот и я о том же. Кстати, можешь снять кактус как память обо мне.

Я сделал несколько снимков смартфоном.

- А теперь гони десятку! – рассмеялся старик.