Уголок родной земли

Людмила Коломоец
Возвращение сюда, как праздник. Кажется,зайду сейчас в свой переулок и увижу там детство. Здесь, мы босоногие перепрыгивали через глубокие "згоны" -  дождевая вода смывая всё на пути бурным потоком летела к Днепру с верхней улицы  образовывала метровые борозды в земле, и какой тут асфальт удержится? Из красной глины, "добывая" её в дождевых бороздах, мы лепили игрушки. Мёртвого птенчика, упавшего с гнезда - бережно хоронили , делали крест из веточек и убегали купаться в реке.Купались до посинения или до "явления" бабушки. Её силуэт на берегу: правая рука спрятана под фартуком. Но мы то знаем, что  там она прячет широкий чёрный ремень. Поэтому быстро по очереди   выскакиваем  из воды и бросаемся врассыпную. Достанется тому, кого бабушка сможет догнать.
Росли мы вчетвером под бабушкиным присмотром - мал-мала меньше. Мы с сестрой Надеждой, и двоюродные - Светка С Толькой. Мне шесть,остальные погодки. Наши родители пропадали на работе.Бабушке было уже за семьдесят. Но никогда я не слышала, чтобы она повысила на нас голос. Хотя ремень из рук не выпускала, "для устрашения". С  десяти лет ей пришлось работать - смотрела за детьми местного помещика. Пережила революцию, гражданскую и Отечественную войны. Родила двенадцать детей, из которых выжило только четыре дочки, каждая со своей сложной судьбой. Старшая дочь с мужем в войну подорвалась на мине, оставив родителям шестилетнего Николая и пятилетнюю Зину. Так и пришлось бабуле всю жизнь быть воспитателем.
           Какая благодать  летом во дворе увидеть сны, под покрывалом  звёздного неба! Кровать стояла под домом. Спали мы на ней вчетвером "валетом". Сначала безумно хохочем и смешим друг дружку, потом рассказываем страшные истории. И засыпаем, рассматривая на небе звёзды, пытаясь угадать где там наши  четыре звёздочки, молимся, чтобы они подольше не падали.
Днём,спрятавшись в высоких зарослях "вiничя" я шила  тряпичные куклы, нашивая им волосы из чёрных или белых ниток, рисуя глаза, губы, нос карандашами. Других кукол у нас не было. Пряталась от всех просто помечтать, сочинять сказки и стихи. Наслаждение одиночеством для меня было роскошью. Так, как в семье я была старшей, а на улице -атаманом. На улице нас было человек пятнадцать. В какие игры мы только не играли? Какие забавы себе не придумывали.
 Вечером, через дорогу от столба до столба протянем нити и сидим в кустах, поджидая автомобилистов. Подъезжая ближе, водители ругаясь выскакивали из машин, обрывали нить, ещё больше ругаясь уезжали, а мы хохотали: нить в свете фар казалась толщиной в канат.
Ходили за город в овраги искать жовтобрюха. Бабушка рассказывала, что у этой змеи на хвосте шар, которым она может убить человека. Жовтобрюха мы не нашли. Вдыхая аромат полыни возвращались домой. Нашли поле гороха. Пригибаясь к земле, стараясь быть не замеченными рвали, кто за "пазуху" кто в подол. Завидев вдали объедзчика на бедарке, запряжённой лошадью, с кнутом в руке  убегали.
Однажды зимой мать принесла несколько веток облепленных красной ягодой. Я смотрела очарованно на эту красоту. На вкус тоже нам понравился. Это был глёд (боярышник). С тех пор боярышник у меня ассоциируется с белым снегом.
 Многие растения, мне кажется, растут только здесь. Вот кустарник, на берегу - мы называли его "дереза", его ярко красные ягоды напоминавшие по форме слезу мы обдирали и ели, не смотря на колючие шипы на ветках. Ели "калачики" - маленькие зелёненькие плоды павелики. С удовольствием объедали кустики паслёна. Лица и руки бывали чёрными от шелковицы.
Каждый раз возвращаюсь сюда я становлюсь взрослей и взрослей. А переулок всё такой же.
Здесь, в юности, меня ожидали ребята на свидание, пели песни под гитару, под цветущей вишней впервые поцеловались с парнем, который ухаживал за мной. Луна тогда так освещала город, что фонари были не нужны. Для меня -переулок самая светлая часть планеты. Пока не упала моя звезда с небосвода, по мере сил своих буду посещать её.

Альманах "Славянские колокола" г. Рыльск, Курской обл.