Памяти Григория Померанца

Майя Уздина
16 февраля умер Григорий Померанц. Человек, сумевший прожить жизнь, оставаясь
всегда самим собой,глубоко убежденным и ни при каких обстоятельствах не отступавшим от своих убеждений. А обстоятельсва были не простыми. Добровольцем пошёл на фронт. Был после войны арестован и сослан в Каргополь. Его жизнь была длинной, осмысленной,чистой.

Татьяна Толстая, писательница:

"Из всех ныне живущих духовных людей, тексты которых я читала, Григорий Соломонович – самый ясный и светлый".


Азарий Мессерер, журналист:

"Померанцу каким-то образом удалось прожить полвека при советской власти отщепенцем, свободным художником, не считаясь с принятыми в СССР жесткими правилами. Удалось, не кривя душой, писать только то, что он хотел. Ему повсюду отказывали, но он относился к этим отказам по-философски…

В России его начали печатать только в эпоху Перестройки, когда ему исполнилось 70 (!) лет, хотя во многих странах к тому времени его уже давно считали одним из крупнейших мыслителей современности. Именно мыслителей – Померанц предпочитает это более абстрактное понятие термину философ, потому что, помимо философии, его труды затрагивают многие другие гуманитарные науки: историю, культурологию, этнографию, социологию, лингвистику, литературу и теологию".

ДОБАВЛЕНО ПО ПРОСЬБАМ ЧИТАТЕЛЕЙ-

Награды

Орден Красной Звезды (16 августа 1944 года)

Орден Отечественной войны II степени (17 мая 1945 года)

медаль «За боевые заслуги» (22 декабря 1943 года)

медаль «За оборону Сталинграда» (20 декабря 1942 года)

медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

медаль «Ветеран труда»

юбилейные медали СССР


Библиография


Некоторые вопросы восточного религиозного нигилизма. Автореферат диссертации на соискание звания кандидата философских наук. М., 1968.

Неопубликованное. Мюнхен: Посев, 1972.

Открытость бездне: этюды о Достоевском. Нью-Йорк, 1989.
Г. Померанц Открытость бездне. Встречи с Достоевским. — М.: Советский писатель., 1990 г. — С. 384. — ISBN 5-265-01527-2

Г. Померанц Выход из транса. — Юрист., 1995. — С. 384. — ISBN 5-7357-0028-5
Зинаида Миркина, Григорий Померанц Великие религии мира. — Рипол., 1995. — С. 406. — ISBN 5-87907-016-6

Григорий Померанц Страстная односторонность и бесстрастие духа. — Университетская книга., 1998. — С. 618. — ISBN 5-7914-0035-7

Григорий Померанц Записки гадкого утёнка. — Российская политическая энциклопедия., 2003. — С. 464. — ISBN 5-8243-0430-0

Григорий Померанц Следствие ведет каторжанка. — ПИК., 2004. — С. 288. — ISBN 5-7358-0270-4

Биографические очерки и мемуары:

Записки гадкого утёнка (автобиография). — М.: Московский рабочий, 1995; 2-е издание. — М.: Росспэн, 2003.
 Статьи

Басё и Мандельштам // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1970. С. 195—202.

Диалог религиозных культур, или к читателям нашей книги // Дельфис № 11(3/1997)
Дзэн // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 8.

Дзэн и его наследие // Народы Азии и Африки, 1964, № 4.
Европейское наследие в становлении глобального диалога культур // Актуальные проблемы Европы. — Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2000. — № 2. — С. 15—35. — ISSN 0235-5620.

Парадоксы дзен (О течении буддизма) // Наука и религия. — 1989. — № 5.

Традиция и непосредственность в буддизме чань (дзэн). // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.

 Примечания

Показывать компактно
 Скончался философ Григорий Померанц.
 
«Православие и мир» (16 февраля 2013).

Григорию Соломоновичу Померанцу исполняется 90 лет

Григорйй Померанц «Живучесть древних основ

Диалог: Григорий Померанц

Киевский государственный еврейский театр: Полина Померанц Моисей Лоев «Воспоминания о Киевском Государственном Еврейском Театре имени Шолом-Алейхема: Поля Померанц»
Эмиль Каганов «Еврейские театры»

 «Записки гадкого утёнка»: «В райвоенкомате мне предложили ждать повестки (рядовой необученный, ограниченно годный по зрению). Я пошёл в комсомольский комитет ИФЛИ, попросил взять меня снова на учёт (накануне войны я снялся и прикрепился по месту жительства, как все лица без постоянной работы). Меня послали сперва подсобным рабочим на 24-й завод — там что-то строили, потом охранять обувную фабрику».

 «Записки гадкого утёнка»: «Наконец, хлопнуло по заду, как бы палкой. Я встал и пошел на перевязку. На медпункте залепили царапину. Вдруг раздался ужасный грохот, одна из потолочных балок рухнула, голову моего напарника сразу залило кровью, он дико закричал; а меня стукнуло по обеим рукам и по ноге. И вот теперь навалился страх. Показалось, что сейчас непременно крыша обрушится на голову. Судорожным рывком, как обезглавленная курица, я выскочил из избы, схватился за столбик крыльца и больше не мог сделать ни шагу. Онемела раненая нога

 «Записки гадкого утёнка»: «Беребисский задумался; видимо, перед его умственным взором развернулось штатное расписание. Потом в глазах мелькнуло „эврика“: „Я вас прикомандирую к редакции с зачислением в трофейную команду“».

«Записки гадкого утёнка»: «В это самое тягостное для меня время помначполитотдела по комсомолу, высокий красивый юноша, весь в блестящих ремнях, вдоль, поперек и крест-накрест, предложил мне стать комсоргом управления дивизии. Новые обязанности мои были несложны: один раз в месяц собрать членские взносы и иногда написать рекомендацию в партию от имени общего собрания (которое я ни разу не собирал). За взносами я заходил в штаб дивизии (комсомолец-переводчик), в прокуратуру (комсомолец-следователь)».

 «Записки гадкого утёнка»: «Незадолго до этого Черемисину кто-то указал, что человек ниоткуда, нигде не числящийся, в армии невозможен, и меня оформили сержантом, командиром отделения 291 гв. с. п. Сержант с наганом — это не хуже, чем младший лейтенант с автоматом (Ванька-взводный). Вполне гожусь на офицерскую должность… я пошёл в политотдел и написал заранее обдуманный текст: „Прошу направить меня комсоргом стрелкового батальона“. Уже по лицу писаря я увидел, что дело мое в шляпе. Комсоргов стрелковых батальонов всегда не хватало. Должность эта была некадровая. Кадры имели звание старший лейтенант (бывшие политруки) или капитан (бывшие старшие политруки). А комсорг стрелкового батальона — только лейтенант. После Сталинграда политработникам не велено было подымать стрелковые цепи».

 «Записки гадкого утёнка»: «Из госпиталя я съездил в штаб армии, предъявил справку о награждении орденом Красной Звезды и получил знак. Одной здоровой рукой трудно было прикрепить звездочку к гимнастерке. Я положил её под подушку, пошёл обедать, и больше своего ордена не видел. Его украли».

  В. Ойвин. Померанц Григорий Соломонович — философ, культуролог и писатель. Портал-Credo.ru (30 мая 2011). Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 19 ноября 2012.

 Е. Ямбург. «Я был счастлив…». Огонёк (№ 11, 10—16 марта 2008 года). Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 19 ноября 2012.

 Ссылки Викиновости по теме Григорий Померанц:
 
Персональный сайт pomeranz.ru ГРИГОРИЯ ПОМЕРАНЦА и ЗИНАИДЫ МИРКИНОЙ

Биографический очерк

Статьи и эссе на сайте Igrunov.ru

История России в свете теории цивилизаций. Лекция в ОГИ.

О Григории Померанце В. В. Игрунов

Григорий Померанц в «Журнальном зале»

Интервью Г. Померанца на сайте радиостанции «Эхо Москвы»

«Театральные» воспоминания Г. С. Померанца на сайте www.adagio.ru.

Померанц. Акафист пошлости

Сегодня наш народ способен избрать только очередного фюрера

Книга «Следствие ведет каторжанка»

«Открытость бездне. Встречи с Достоевским»

Эссе «Подлинное и призрачное счастье»

Эссе «Об уровнях глубины»

Эссе «Глядя на иконы Рублева»

Эссе «Пауза созерцания»

Маленькие эссе

Интервью «Катастрофы — путь к осознанию себя»

Авторская страница Григория Померанца на сайте писателя и психолога Владимира Леви

«Записки гадкого утёнка» — полная электронная версия второго, дополненного издания

М. Харитонов. ОСТАВАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ.К 90-летию Григория Померанца

Григорий Померанц. «Что значит — делай что хочешь?». Интервью электронному журналу «Частный Корреспондент» 17 марта 2009 года

Война и нравственность//Передача радиостанции «Эхо Москвы»

«Мы все равно чего-то не успели…», Наталья Голованова, Еженедельник «Мы Здесь»

(Иерусалим-Нью-Йорк), главный редактор Леонид Школьник

«Пауза созерцания». Григорий Померанц, Наталья Голованова, «Телекритика» (Киев) Фотоhttp://pomeranz.ru/foto.htm


http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/pomerants/

http://www.rg.ru/2005/09/05/pomeranc.html

http://www.bolshoi.net/vip/pomeranz-page.htm

http://antology.igrunov.ru/authors/pomerants

 ВидеоГригорий Померанц в Школе Злословия

Беседы с мудрецами. Режиссер Валерий Балаян на YouTube


СВЕТЛАЯ   ПАМЯТЬ  !

Прошло время со дня написание этой маленькой миниатюры в память.И мне захотелось дописать,то,о чём я помню,но промолчала.
Я встречалась с Григорием Соломоновичем. Он принимал участие в нескольких вечерах,организованных мною. Точно помню, даже сохранила снимок этой встречи, посвященной Осипу Мандельштаму. На вечере выступала и его жена-поэт Зинаида Миркина.Я была в восторге от его выступления,не знаю, уж как  выражался этот восторг взглядом, но на взгляд он ответил: "Я женат". Это было так смешно,и неожиданно,наивно. Что я могла ответить? Только поздравить.А далее мы обсуждали ещё одну встречу, которой не суждено было осуществиться. Вечер памяти А.Белинкова, вместе с которым Григорий Соломонович был в заключении в лагере "Каргополь"...