Крещатик. Бессарабка и Бессарабский крытый рынок

Влад Каганов
БЕССАРАБКА И БЕССАРАБСКИЙ КРЫТЫЙ РЫНОК
 
Если к концу ХIХ века Крещатик блистал новыми нарядными домами, Бессарабка по прежнему представляла неприятнейший контраст – торговую площадь, захламленную небольшими, хаотично расставленными деревянными лотками, на которую «являлись караваны верблюдов из Бессарабии и Крыма, и киевские старожилы помнят, с каким любопытством горожане сбегались смотреть на диковинных зверей» - читаем в издании за 1898 год.
Здесь были постоялые дворы, а единственным капитальным строением на площади был цирк Жермена Бретона, который ночами освещали керосинные фонари.
В 1869 году, площадь попытались «облагородить» и установлили на ней памятник Богдану Хмельницкому, после чего она стала носить имя украинского гетмана. Впрочем, спустя некоторое время памятник был перенесен на улицу Софиевскую, и на площади всё осталось по-старому.
Все, начиная властями и заканчивая простыми киевлянами, отчетливо понимали, что площадь нужно облагородить, построив цивилизованный рынок. Однако, как обычно, достаточных средств в местном бюджете не было.
Средства - 500 тысяч рублей - на строительство рынка, завещал известный киевский миллионер, «сахарный король» и меценат, на средства которого  содержались еврейская больница в Киеве и многие еврейские школы - ЛАЗАРЬ ИЗРАИЛЕВИЧ БРОДСКИЙ (1848 – 1904). Кроме того, Л.И.Бродский приложил немало усилий для строительства на улице Шота Руставели здания Центральной (Хоральной) синагоги, которая в народе известна как синагога Бродского.
Правда, одним из непременных условий было, что часть чистого ежегодного дохода от аренды всех помещений  рынка и торговых площадей будет направляться на благотворительные цели.

Летом 1908 года был проведён закрытый конкурс проектов строительства крытого рынка на Бессарабке. Победителем стал польский архитектор Генрих Юлианович (Юльевич) Гай, имевший к тому времени, опыт подобных работ, в частности, до этого он успешно спроектировал здание крытого рынка в Варшаве.

ГЕНРИХ ЮЛИАНОВИЧ (ЮЛЬЕВИЧ) ГАЙ (1875-1936). Родился 10 января 1875 года в Варшаве. Окончил гимназию Войцеха Гурского, изучал архитектуру в Институте гражданских инженеров в Петербурге, где в 1898 году получил диплом инженера.Позже продолжал образование в Париже, Вене и Мюнхене; некоторое время жил в Италии, Алжире, Тунисе. После возвращения из-за границы начал работу в Варшаве.
        В 1906-1910 годах руководил строительно-монтажными работами на возведении Костела Святых Симона и Елены в Минске.
С 1909 года член Круга архитекторов в Варшаве. В начале декабря 1908 года участвовал в Первом съезде польских архитектуров. Некоторое время работал в Минске. Начало первой мировой войны встретил во Владивостоке. Организовал там польскую колонию и исполнял обязанности консула. В 1919 году вернулся в Польшу.
 
В течение следующего года осуществлялась доработка проекта, и в 1910 году началось строительство. Причем, за получение престижного заказа боролись 10 подрядчиков. По результатам проведенных в августе 1909 года торгов, подряд получила фирма «Лейзер Гугель и Калмановский», а руководство работами было поручено осуществлять архитектору и гражданскому инженеру Михаилу Бобрусову, который даже специально выезжал в Европу для ознакомления с подобными сооружениями и особо с холодильными установками.

          МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ БОБРУСОВ (1878-1955) В 1904 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров по специальности гражданского инженера. С 1907 года работал в Киеве в должности городского архитектора. В 1910-11 гг. преподавал в Киевском политехническом институте, а также  на Киевских технических курсах - техническое и архитектурное черчение, позже был помощником заведующего. Кроме того, некоторое время был техником Киевского Благотворительного общества. Осуществил строительство значительного количества военных казарм для расквартированных в городе полков.
         После 1917 года переехал в Москву. В 1934 года был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде», однако был освобожден.

ПРОЕКТ БЕССАРАБСКОГО КРЫТОГО РЫНКА

Проект Бессарабского рынка воплотил все новейшие тенденции в архитертуре начала ХХ века - сочетание конструктивизма (применение металла, железобетона и стекла) с традиционными художественными элементами и местными мотивами украинской народной архитектуры, которые угадываются во всех деталях здания - в высоком стеклянном покрытии, в остроконечных крышах на башенках, в декоративном орнаменте, напоминающем вышиванки.
          В то же время архитектор Гай, стремясь показать особенности используемых материалов и конструкций, оставил балки над оконными прорезами, балконные кронштейны и другие конструкции открытыми.
            Свое место в архитектурной композиции заняли витрины наружных магазинов, громадные окна и световые фонари главного зала, цепочки небольших окон административных помещений второго этажа. Даже две башенки, акцентирующие левый и правый фланги, были не только для красоты: в одной из них разместили бак для воды, в другой – компрессор для технических потребностей рынка.

При этом. конструкция здания была невероятно сложной. Толстые кирпичные стены сочетались с многотонным металлическим сводчатым каркасом (эффектная ажурная конструкция которого вошла неотъемлемой частью в интерьер), на который опиралось перекрытие остекленной крыши. Светопроницаемая крыша, опирающаяся на металлическую ферму, позволила добиться недоступной до того времени освещенности внутреннего пространства.               
         Часть внутренних стен  торгового зала и полы покрыли глазурованной керамической плиткой, изготовленной на фирме «Дзевульский и Лянге», которую в 1883 году, в г. Опочно Радомской губернии (сейчас – территория Польши) организовали ЯН ДЗЕВУЛЬСКИЙ и братья ЮЗЕФ и ВЛАДИСЛАВ ЛЯНГЕ.

О высоком качестве производимой акционерным обществом «Дзевульский и Лянге» продукции говорят полученные награды: золотая медаль в Киеве (1897), большая серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже(1900), почетный диплом Гран-при на международной керамической выставке в Санкт-Петербурге (1901), почетный диплом и золотая медаль в Брюсселе(1903), первая премия в Ревене и «Диплом о признании» на выставке в Ченстохово (1909)

Над оформлением фасада здания скульптурными композициями в стиле народного искусства работали талантливые студенты Киевского художественного училища, ученики известного украинского скульптора, художника и педагога Федора Петровича Балавенского - Татьяна Руденко, Петр Сниткин и Алексей Теремец.

  ФЕДОР ПЕТРОВИЧ БАЛАВЕНСКИЙ(1864-1943).
В 1896 году занимался в известной Киевской рисовальной школе Николая Мурашко, в 1903 году закончил Петербурскую  Академию искуств, получив звание художника. Работал в области станковой и монуметально- декоративной пластики.
В 1907—22 годах был преподавателем Киевского художественного училища, где руководил мастерской скульптуры.

Это Татьяна Руденко, Петр Сниткин и Алексей Теремец украсили фасад орнаментом и барельефами с мотивами украинского искусства: горельефами «Крестьянин с волами» и «Молочница». Кроме того, высокий художественный уровень присущ, выполненным в металле фонарикам; кованным воротам с рыбами и рыболовными сетями, головам быков и композицией «Гуси в полете». К сожалению, молодые скульпторы так и не создали в Киеве больше ничего значительного в монументальной пластике. Татьяна Руденко, после училище, вышла замуж и уехала из города; Алексей Теремец, как рассказывали, тяжело болел и рано умер.

          ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ЩЕЛКАН-РУДЕНКО(1892 - 1984) - скульптор, педагог, член Союза художников СССР (1936).
          В 1910 году окончила Киевскую женскую гимназию, и, одновременно,в 1908–1914 годы училась на скульптурном отделении Киевского художествественного училища у Федора Петровича Балавенского(1864-1943).Одна из первых работ– декоративное панно «Молочница» – была размещена на фасаде Крытого рынка в Киеве (1910).
В  1911 году впервые представила на выставку художниц Киева композиции «Катерина в изгнании» и «Катерина встречает москаля» (по произведениям Т. Г. Шевченко).
В 1914–1916 годв в Петрограде посещала художественную студию Леонида Владимировича Шервуда(1871-1954)  и Михаила Давидовича Бернштейна(1875-1960) В этот период создала работы академичиского направления – статуэтки «Гимназистка» (1915), «Портрет инженера Тульского завода Д. Ананьева» (1916), «Врач-хирург Г. Соболевский» (1916).
В 1921–1932 годы жила в Туле, в 1924 году работала над созданием барельефов для сквера Коммунаров. В 1935 году была делегатом 1-го областного слета стахановцев, где познакомилась с передовыми рабочими станкостроительного завода. Результатом стала серия портретов рабочих.
В 1932-1940 годы жила в Челябинске, преподавала рисунок и лепку в студии Дома художественного воспитания детей, на базе которой была создана изостудия Дворца пионеров.Для детского сада станкостроительного завода создала цикл скульптур на тему Материнство, для здания железнодорожного вокзала- фигуры кариотид. 
С 1940 года в Москве. В 1940–1950-е годы работала над военной тематикой в скульптуре. В 1952 году закончила работу по оформлению фасада Сталинградского областного драматического театра им.А.М.Горького.
С 1952 года разрабатывала в скульптуре тему балета.Последний раз принимала участие в художественной выставке в 1983 году.

   
          ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ СНИТКИН (1890 - 1946)- скульптор, мастер декоративной и малой пластики, педагог. В 1910 году окончил скульптурное отделение Киевского художественного училища, где учился в мастерской Федора Балавенского. В 1911-1912 годах учился в Петербургской академии художеств.
        В 1909 году участвовал в исполнении рельефов на античную тему для фасада киевского дома инженера Ф. Исерлиса.
          С 1922 года жил в Феодосии, преподавал скульптуру в студии Николая Барсамова при Картинной галерее им. И. К. Айвазовского. С 1 июня по 30 сентября 1944 года работал в Феодосийском музее древностей в должности художника.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ
 
    3 (16) июля 1912 года прошли торжества по случаю открытия рынка, на которых присутствало все высшее руководство города и края: генерал-губернатор Киевской, Подольской и Волынской губерний, генерал-адъютант Фёдор Фёдорович Трепов(1854-1938); Предводитель киевского дворянства (1908-1911) Алексе;й Фёдорович Гирс(1871-1958); депутат Государственной думы В. Н. Проценко; киевский городской голова в 1906—1916 годах- Ипполит Николаевич Дьяков(1865—1934); гласные городской думы; представители городской и земской управ.
         Здание Бессарабского рынка было украшено флагами, цветами, на прилавках стояли иконы с зажженными лампадами. С фасадной стены торгового зала первых торговцев благословляла икона архистратига Михаила — покровителя Киева. После благодарственного молебна, приготовленные к продаже продукты были окроплены святой водой. Пел хор Софийского собора под руководством Якова Калишевского. Вечером того дня в ресторане Бессарабского рынка состоялся званый ужин, на котором присутствовали городские власти, именитые купцы и благотворители, пресса. Современники пришли в восторг от строения. «Здание крытого рынка производит весьма благоприятное впечатление. В нем, прежде всего, масса воздуха и света. Размещены места для торговли весьма целесообразно, проходы между местами широки и удобны», – описала 4 июля первые впечатления газета «Киевлянин».
А влиятельный в архитектурной и строительной среде журнал «Зодчий» писал: «Киев уверенно продвигается вперед, осваивая ранее неизведанные дороги. Теперь можно только позавидовать Киеву, который обогатился таким интереснейшим сооружением, как Бессарабский крытый рынок. Господам инженерам и архитекторам следует поучиться способности киевских мастеров металла, бетона и камня превращать эти сами по себе малопривлекательные для зодчества предметы в практичные произведения искусства».
         «За прилавками можно было видеть женщин в белых фартуках и кокетливо завязанных голубых или красных платках поверх волос; молодые люди немецкого вида пили в кондитерской кофе с молоком и читали зарубежные газеты; кучера в каракулевых колпаках или широких плоских шапках, с веерообразными бородами на груди, в длинных голубых или темно-зеленых кафтанах, опоясанных цветными шарфами, держались стойко и значительно, как северные божества, на своих небольших дрожках, запряженных хорошими лошадьми» - делился впечатлениями от посещения Бессарабки, спустя несколько лет побывавший в Киеве, известный французский писатель и публицист Виктор Тиссо (1845 -1917).

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

В общей сложности затраты на строительство Бессарабского рынка составили в 580 тысяч рублей. При этом, значительную часть этой суммы составляло техническое оснащение рынка, выполненное по последнему слову техники. Однако за весьма короткое время рынок не только окупил все затраты, но и стал сверхприбыльным предприятием, ежегодный доход которого оценивался в 117 тысяч 300 рублей.
          Так, подземная холодильная установка, специально заказанная в АО «Франц Круль» в Ревеле (Таллинн), стала первым подобным агрегатом в городе. Она не только обслуживала торговцев рынка, но использовалась всеми желающими для хранения продуктов – с немалой выгодой для города- ежегодная прибыль составляла тысячу рублей.

В состав рыночного здания вошли 31 наружный магазин, ресторан и обширный торговый зал. В зале отводили 88 мест для торговли мясом, салом, колбасой; 88 мест для сбыта зелени и овощей, молочных продуктов, хлеба; 27 мест для продажи рыбы.
      С двух роскошных магазинов город брал по 2,5 тысячи рублей. Еще 6 магазинов обходились арендаторам в 3 тысячи рублей каждый. Один магазин в проезде давал еще 4 тысячи чистой прибыли. Восемь магазинов арендовались за 1,5 тысячи каждый, 14 (в кольцевой части) - по тысяче. Ресторан площадью 150 квадратных саженей -платил 8 тысяч рублей. Арендаторам предлагалось 16 комнат «под офисы и конторы» по «скромной» цене — 200 рублей.

После постройки здания рынка, преобразилась и сама Бессарабская площадь. Она стала одной из самых привлекательных и посещаемых в городе.

К этому следует добавить, что в соседних с площадью домах, в разные годы жили: выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем ( ул. Б. Васильковская 5), композитор, дирижер и педагог Рейнгольд Морицевич Глиэр (ул. Бассейная 6), прошли детские годы будущего премьер-министр Государства Израиль - Голды Меир (Мабович) (ул. Бассейная 5 А)

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

Евгений Голодрига «Бессарабка навсегда! Малоизвестные факты о первом крытом рынке Киева»
        Сергей Лукьянов «История завода «Дзевульский и Лянге» в Славянске: из 19-го века в 21-й»
       «Крытому рынку на Бессарабке - 105 лет»
        «Щелкан-Руденко Татьяна Васильевна»