Страницы одной жизни. Страница восьмая

Сергей Убрынский
      Вернусь   в  Егорьевск   конца  тридцатых   годов.   -   Наконец - то  дочка.   Нет,  мой  отец  не  произнёс  этих  слов,  по  крайней  мере,  моя  мама  от  него  их  в  тот  день  не  слышала.  Но  он  был  очень  радостным  в   майский   тот   день,  пригласил     соседей,  на  столе  стоял    букет  сирени   и  всё  вокруг,  казалось,  было  принизано  запахом    этих    весенних  цветов.   Отец  хотел  назвать    дочь  Майей,  раз   родилась  в  этот  месяц,  23  мая  1938  года,  но,   кто  - то  отсоветовал,  сказав,  если  назвать   Майей,  так   всю   жизнь   она   и  будет   маяться.  Выбрали  другое  имя  -  Салихат,  соседи  перевели    на  свой   лад,  - Сима,    так    и  называли  её. 
Сестра  моя  и  лицом  и  характером  вся  была  в  отца.  В  чём – то   ей   повезло,  по  крайней  мере,  в  отличие   от  меня,   хоть   и  не  долго,   рядом   с  ней   были  и  отец  и  мать.  Она  с    детства  слышала   родную  речь,    могла  говорить  на   родном  языке.  Потом,  вернувшись  в  Дагестан,  я  пойму  как   это  важно,  уметь  говорить  на  языке  своего  народа   с  самого   рождения.     Моя   сестра    с  самого  детства   отличалась   непоколебимой  убеждённостью,  что  за  правду,  какой  бы  она  не  была,   нужно    бороться  до  конца.  Она  терпеть не  могла  лжи  в  любом  её  проявлении.  Человек,  хотя  бы  однажды  сказавший   ей   неправду,  навсегда   терял   её   уважение.   Возможно,  она    понимала,  насколько  это  жестоко,  но   не  могла   поступиться    принципами.    Вместе  с  тем    была    доброй  и  отзывчивой,  если  дело  касалось,   оказать   кому - то   помощь.   
   Училась   только  на  отлично,  однако,  после   седьмого  класса,  устроилась  на    работу,  а   учёбу   продолжала  в  вечерней  школе.  Это  было  вызвано    необходимостью   помогать  матери,  которая,    не  зная  отдыха,   трудилась   в  нескольких  местах.  Помню,  что  и  я  тогда,  лет   с  десяти,  с  одиннадцати,  пытался  подрабатывать,  и  приносить  в  дом    какие - то  деньги.    Меня   за  это  ругали,  а   потом   смирились,   видя,   как  все    мальчишки   с   нашей   улицы,   раздобыв   тележки,    дружной   гурьбой   устремлялись    на   вокзал    встречать   московский   поезд.
 Поручив  тому,  кто   постарше   возрастом,  присматривать   за   мной,  -   мама   с  улыбкой,  сестра   с  нескрываемым   осуждением,   отпускали.   Самый   честный  способ   заработать   деньги,  для    нас   заключался   в  том,   чтобы  успеть  к  поезду  из  Москвы    и,    завидев    пассажира    с   чемоданами,  предлагать  свои  услуги  в   качестве   носильщика.  По  возрасту  я  был,    пожалуй,   самым    младшим,  зато   был    очень   выносливым   и  мог  с  тележкой,  где  меня  за  чемоданами  и    видно  не  было,   хоть  на  край  города    бежать  за    идущим   впереди  пассажиром. 
Однажды,  одна     нарядно  одетая   женщина,   у  которой  и  вещей-то   с  собой   особых    не  было,  сойдя  с  поезда,  остановила  меня,  положила  в  мою  тележку   какие - то   лёгкие    сумки   и  попросила довезти  до  её  дома.  Жила  она  недалеко  от  вокзала,    за  две, три  улицы.  Открыла  калитку,  пропуская  меня  во  двор,  а  потом  предложила   в  дом  пройти,  обещала  напоить  чаем.  Конечно,  хотелось   зайти,  тем  более  к  чаю,   она  могла    и  конфеты    положить,  но   я   рассчитывал   вернуться  на  вокзал,  пока  всех  пассажиров   не  разобрали  и,  прямо  так,  сказал  ей  об  этом.  Она  улыбнулась,  спросила,  сколько  я    собираюсь   на  этом  заработать. 
   -   Как  сказать,  сколько?  При  хорошем    пассажире,  да  если  повезёт   ещё  и  двух. Ну, сколько?  Можно  и  трёшку   получить.
   -   Три  рубля?  Женщина  всё  также  улыбалась,  затем,  не  сводя  с  меня  глаз,  раскрыла   сумочку,  достала  оттуда   червонец  и  протянула  мне. 
     -  Нет,  не  надо.  Вы  мне   рубль   дайте,  за  то,  что  вашу  сумку  привёз.  А  эти  деньги  я  не  заработал, -  наотрез  отказался  я  от  таких  больших  денег,  зная,  что  сейчас  поступаю  правильно,  потому  что  можно  брать  только  то,  что   честно   заработал
     -  Глупенький,   считай,  что  я  тебе  их  подарила,  -  настаивала    она,   протягивая   деньги.
       -  Нет,  -  уже  не  так  решительно,     отказывался   я,  хоть   и   был  соблазн,  взять  деньги,  раз   дают,  и  идти  домой.   
 В  конце  концов,   я   всё  же   их    взял,  не  выдержал.  Тем  более,  она  попросила  меня   крючок  на  дверь  сарая   прибить,  так  что, в  каком - то  смысле,  я  их  действительно  заработал.  И  чай  мы  с  ней  пили  у  неё  дома  за  столом,  накрытым  большой  белой  скатертью.  Чай  был  с  конфетами   и  вареньем.  Напротив  стола,  на  стене,   висели      фотографии,   две   из   них  мне   запомнились.   На  одной     мальчишка     в      синей    матроске,    прищурившись,   он    смотрел,   как   я   съедаю   одну  за   другой   конфеты,  запивая  их  сладким    чаем.
  -  Это   мой   сын,    сейчас    ему   было   бы    столько  же    лет,  как    и   тебе.   
Женщина   вздохнула  и   стала   доливать  чай   в  мой   стакан.  Теперь   я  рассматривал  другую  фотографию,   где   была    изображена    красивая    женщина  в  большой  белой  шляпке,   она   была   похожа   на    артистку,  и  мне  даже    казалось,   что   я   уже   где-то    видел   её,    но  где,  в   каком   фильме,  не  мог  вспомнить.
   Словно  читая    мои  мысли,  женщина   спросила:  -  Что,  так  и  не  узнал,   на  кого  она  похожа?   Затем  прошла  в  другую  комнату,  вернулась,    держа  в  руках  точно  такую   же   шляпку  как  на  фотографии,  надела  её.
    -  А  сейчас?
    -  Так  это  вы,  -  удивился  я,  переводя  взгляд   с  её    лица   на  фотографию,  -  Вы,  что,   артистка?
Всё  так   и  было,  как  я  сейчас  вспоминаю.  Почти  всё  так,   только  отдельные  детали  помнятся   смутно,  но,  эти   фотографии,  и  то,   как  она   ответила   тогда,    запомнилось  довольно  отчётливо.
   -  Артистка? -   с  какой  то  печальной   задумчивостью   повторила   она  вслед  за  мной  и  тут  же  рассыпая  весёлый   смех,  вскинула  голову  в   белой  шляпке, -  Нет,  просто  женщина!
В   следующий   раз   я   увидел   её   через  пять  лет,  в  декабре   1959   года.  Я  шёл  в  библиотеку,  которая  находилась   рядом  с  лётным  училищем.   Пронизывающий     ветер  забивал  снегом   открытое  для  него  пространство  на   моей   одежде.  Мои  усилия  поднять  воротник  и  спрятать  руки  в  карманы  пальто  были  тщетными,   потому  что   воротник    тут  же   снова  падал,  а  рукава   пальто,  из  которого   я  давно  вырос,  были  короткими.   Снег  обжигал   лицо, бил  по  щекам    и,  казалось,  из  всех  кто   ему   встречался   в   этот   день,  именно  мне  пытался  он  преградить  путь  и  заставить  вернуться   назад.  Но,  назло  ему,  я  шёл   вперёд,   наклонив  голову    и,  наверное,    был  похож  на  упрямого   бычка,   который   пытается    столкнуться  с   ветром    лбом.  Если  я  действительно  так  выглядел  в  ту  минуту,  то  это  должно  было  от  души  позабавить,  не  менее   упрямый   ветер.  Который    мог   сразиться  со  мной  не  только   лицом  к  лицу  но,  пренебрегая   правилами  честной  схватки,  налететь  сзади,  ударить  в  бок,  или   просто  подставить  подножку,  что  он  не  раз  и  делал.  Возможно,  я  бы  действительно  сдался  и  вернулся  домой,  если  бы   рядом   не  остановился  автобус.  Кто - то  приоткрыл  дверцу   и   спросил,  как  проехать   к  лётному  училищу.
  -  Давайте  я  вам  покажу,  я  тоже  туда  направляюсь,  -  ответил  я,  вползая  в  салон  автобуса.   Именно  вползая,  другое  слово  трудно   подобрать,  видя,  как  я,   вцепившись  за  поручни   окоченевшими   руками,  пытаюсь    переступить  через     покрытые  ледяной  коркой  ступени.   
    -  Куда  здесь  ехать,  вверх,  или  направо?  спросил   водитель,   который    ещё   умудрялся   сквозь   залепленное   снегом  лобовое  стекло  различать,  где  расходятся  дороги,   из  которых  одна  идёт  вверх,  а  другая   направо.
      -  Вверх,  указал  я    рукой, -  а   дальше,    я    скажу,  где    нужно    будет    повернуть.
В   автобусе   было   тепло.  И  мне  удалось,  растерая  ледяные  руки,  вернуть  им   тепло,  настолько,  что   мог  сгибать  и  распрямлять  пальцы.
 Я  стряхнул  снег  с  одежды   и   заметил,  как  внимательно  меня  разглядывают   сидящие  в  автобусе  люди.  Мне  тоже  было  интересно  на  них  смотреть,  на     женщин,  а  их  было  большинство,   и   все  сплошь,  в   дорогих  шубах,  на   мужчин  в    кожаных  пальто   подбитых    мехом.
   -  Мы,  понятное  дело,  артисты,  -  обратился  ко  мне  тот,   чья  шея  была  обмотана   белым  шарфом, -  у  нас   сегодня    здесь   концерт,  нашим  зрителям  никуда  идти  не  нужно,  это  курсанты  училища,   они,  наверное,   давно   в  зале  сидят,  нас  ждут.  А  вы,  молодой  человек,  позвольте  вас  спросить,  куда     направляетесь  в  такую  погоду?
      -  В  библиотеку, -  коротко   ответил  я,    меня  покоробило    это    высокомерное    обращение,  как  будто  даже  с  насмешкой, - «молодой   человек»,   да   ещё   это  -  позвольте   вас   спросить.  Так,   раньше   всякие    господа   говорили,   а  теперь,  наверное,  только  артисты  и  разговаривают,  -  подумал   я.  И  тут   заметил   её,  ту   самую   женщину,  которой   я  тогда   сумки   подвозил  на  тележке.
     -  А  давайте  его  к  нам  на  концерт  пригласим?  -  сказала    она,   обращаясь   к  своим  спутникам,  улыбаясь   при  этом   так  же,   как  и  в   тот    раз.   
Я   так   долго,  не  отрываясь,   смотрел   в    её  глаза,  что  она    слегка  смутилась.  Конечно,  не  узнала,  не  могла   меня   узнать.   Сейчас   перед  ней   просто  был   юноша,  который,   как  она  думала,   наверное,   вспоминал,  что  видел  её  раньше     в  кино.  И  всё.  И   уж   никак   не  тот  мальчик,  который   тогда  напомнил    ей    её    сына?   Да,   возможно,   она  долго  ещё  вспоминала  о  нём,  видела  вновь  и  вновь   его   лицо, но  это  навсегда    осталось  там,  в   том   её     безвозвратном    прошлом.
    -  Ну,  что  же  вы,  возьмите,  -  женщина  протянула    пригласительный  билет,  где   были    указаны    и   место  и  ряд.  И  это  напомнило  мне,  когда,   так  же,  как   и   сейчас,  с  той   же   улыбкой,   на   том   же    лице,   она   протягивала   мне   когда-то   деньги.
      -  Спасибо,   обязательно  приду,  -  сказал  я  этой   женщине,  у  которой    были   грустные  глаза,  несмотря  на  то,  что  она  улыбалась.
      -Вот  и  хорошо, -  ухмыльнулся   мужчина   с  белым   шарфом,  -  А  то  мы  думали,  что  вы,  молодой   человек,   откажитесь,  тогда  бы  наш  концерт,  увы,  мог  бы   не   состояться. 
Он   посмотрел   на   сидящих   в   автобусе,   рассчитывая,  что   всех   рассмешат   его   слова.  Но   никто   не  засмеялся   и  даже   не   улыбнулся,  видя,   как   я  демонстративно,   даже   не   посмотрел  в  его   сторону.
  Подсказав  водителю,  где  надо  свернуть,  чтобы  проехать  к  главным  воротам,   ещё   раз  поблагодарив   за  приглашение  на  концерт,    я   вышел  из  автобуса.
 Да,  всё  это   так   и   было.  И   ранняя  весна,  пришедшая,  после  зимних  холодов.  И   я,    сразу  повзрослевший  в  тот  год,  переступив     из  детства  в   юношескую  пору,  как    через  ручейки,    по    которым    ещё   недавно  пускал   бумажные   кораблики.   С  высоты   своего   возраста,   я   смотрел,    как   теперь,    то  же   самое,    делают    мальчишки   из   младших   классов.   Покачиваясь  на  воде,  медленно  плывут   по  течению    их    белые   кораблики,   унося  с  собой  размашистые  кляксы   на    странице,    вырванной   из    школьной   тетради.