Страницы одной жизни. Страница пятая

Сергей Убрынский
 В  старом  семейном  альбоме   у  меня   хранится   фотография    человека,    который   очень   дорог   мне,  это   дедушки  Яков.    Он  на   этой   фотографии,     вылитый   дед   Мороз,  только  без   шапки  и  без  шубы.  Большая   борода,  пышные  усы,  толстый  ноздреватый  нос   и  удивительно  добрые  глаза.

 В  ту,  послевоенную  пору,  ему   было  лет,  под  девяносто.  Участник  русской  -  японской    войны,  в  последнее   время,  сколько     помню,  он  почти  не  поднимался  с  кровати,  ноги  у  него  совсем  отнялись.  Сказать,  что  он   пластом  лежал,   не   двигаясь,  не  скажешь,  потому  что  он  вовсе  и  не  лежал,  а   весь  день  сидел  на  своей  кровати  прижавшись  спиной  к  спинке  её.
 
Просыпался  он   раньше  всех,  с  первыми  лучами  солнца  и,  сердито  поглядывая  на  спящих,  на  печи  и  на  кроватях,  кричал,  вместо  будильника...

 -  Эрдик,  вставай!   Это   он   так,  сына  своего,  Эдуарда  Ефремова,  которому  в  то  время,  не  менее  лет   шестидесяти   было,  называл.
То  ли  на  этот  крик,  то  ли  оттого,  что  солнечные  лучи  всё  настойчивее  теребили  занавеску  облаков  на  небе,  во  дворе  начинали  кудахтать  куры  и  громче  всех,  как  всегда,  петух  Ефремовский,  которого   слышно  было  по  всей  улице  Старо-полевой.

 Расправит  свои  широкие  плечи  дедушка  Яков,  посмотрит  на  спящих  и  по  новой: -  Эрдик,  вставай!  Эрдик,  а  Зрдик...  Вставай!

Этот,  громкий   голос  дедушки   Якова,  до  сих  пор  в  моей  памяти.  Потому  что,  нередко   оставался  я  на  всю  ночь  у  Ефремовых  и  спал,  в  таком  случае,  обычно   на  печи.  Слыша  сквозь  сон,  это:  -  Зрдик!   Зная,  что  ко  мне  это  не  относиться, только плотнее  закрывал   глаза   и  продолжал  крепко  спать.

   Любил   дедушка  Яковь    поговорить,  особенно  с  нами,   малышами.   Подтянется  к  спинке  кровати,  что  бы  мы  могли   сесть  у  него  в  ногах  и  начинает  обо  всём   спрашивать. 
   До  того,  как  ноги  у  него  не  отнялись,  он  до  самой  старости  плотником  работал,  говорили,  что  большой  мастер   был  в   своём  деле. Особенно  ему   удавались  гробы.  Он,  в    работу  эту,  можно  сказать,  душу   вкладывал,  потому  что,   каждый    гроб,   делал    как  бы   для    себя,   к  себе  его  примеривал. 

Но,  получалось,  что,    когда  на  нашей   улице   умирал     кто-нибудь,   обычно   приходили  к  нему  и  он,  не  отказывая  в  просьбе,  отдавал   свой  гроб.
 А  потом,  попросит  сыновей,   чтобы   посадили    на  табуретку,  поближе  к  верстаку,  возьмёт  в  руки  рубанок   и,  в  течение   нескольких    дней,   новый  гроб   себе   мастерит.
 
Хоть, считай,  что   без  ног  он  был,  зато  верхняя  часть  тела,  плечи  и   грудь  были    у    него    в  косую  сажень,  добавь  к  этому  крепкие  узловатые   мышцы   рук,  бороду  до  пояса  и  будет  перед  тобой  настоящий   русский  богатырь.  Ну,  прямо   Илья  Муромец,    как  он  на  картине  изображен. 

 Дедушка   Яков   даже  чихал  с  богатырским   размахом.  Насыплет   на   ладонь   размельчённый   табак,  поднесёт   к   носу,  втянет   в  себя,  задержит  дыхание,  а  затем,  так   громко    чихнёт:  -  Апчхи!   
 Что  мы,  детвора,  казалось,   и,  ожидая   каждый  раз   это,  всё  равно   вздрагивали  так,  что  чуть  не  слетали  с   кровати.   А    он,  глядя  на  нас,  только  улыбался   в    ответ    и,  широкой   ладонью,   приглаживал   усы.
 
Отчего - то    казалось,  что  именно   ко   мне   относился   он   с   особой   теплотой.  Указывал   место   ближе  к  себе,  клал   тяжелую  ладонь    на   плечо,    чаще,    чем  других   спрашивал   и  про  школу   и  в   целом   о  жизни.
 Впрочем,  и  другим   мальчишкам,  которые   навещали   дедушку   Якова,    казалось,  что  именно   к   каждому   из  них    он   проявляет   особый   интерес,  и  каждый     гордился   такой   дружбой    с   ним. 
 Помню,  рукопожатие   его   ладони.   Она,  ладонь   дедушки   Якова,  была  и   податливо   тёплой   и,  одновременно,   с  какой  - то  шершавинкой,   словно   к  неотёсанной   доске   прикоснулся.  Крепкая   мужская   мозолистая    ладонь.    Когда   он  здоровался,    вид  у   него   был,    словно   он   сейчас   сильно      сдавит  мою  ладонь,   я    напрягал    все   силы,  пытаясь    в  ответ   сдавить   широкую    ладонь,  в   которой   утопали   мои   пальцы.   Дедушка   Яков  выдёргивал   свою  руку,   дул  на  неё   и,   глядя  на  меня,   покачивая   головой,  приговаривал:  -  Ты,   посмотри,   какой    он   сильный,  чуть  без  руки  меня  не  оставил.
Конечно,  я  понимал,  что  он  шутит,  но  всё  равно,  в  эти  минуты,  и  впрямь   ощущал,  что   в  моих  руках   есть   большая  сила.

Добрым  и  сильным   был  этот  человек.  И  в  переплетениях   этой  доброй   силы,   была   особая  житейская    мудрость,  которую,  не  осознанно,   я   ощущал   в  те  годы.
           Дом   дедушки    Якова     был     похож    на  него.   Такой   же   широкоплечий,   крепкий    и   вместе    с   тем   такой   же   старый,   будто   стоял   он   здесь,   посреди  улицы   бог  знает   сколько   времени,    а   все    остальные   дома,   словно     дорисованные   к   нему,   поровну    тянулись   по   обе   стороны.   Это   сходство   человека   с   домом,    в    котором   он   живёт,  отчётливее   всего   замечал   я   на  нашей   улице.
   Маленький   домик   в   два  окна,  как   удивительно   он   был   похож    на   тётю   Щуру,  которую    не  иначе   как   Щурупихой,   никто  не   называл.    Такая  же   маленькая,    очки  в  толстых   стёклах,  как   два   её окна.   Жила   на  нашей   улице   монашка,    сухенькая,   молчаливая,   в   белом  платочке   ходила.   И  дом   у  неё   был   таким   же   с   белыми   занавесками  на   окнах,   аккуратный   и  чистенький,   словно    после   дождя.     Верхняя   тётя   Поля   была  столь  же   представительной,   как   и   дом   её   в   два  этажа,   когда  то   весь   ей   принадлежащий ,   а  теперь   заселённый    несколькими   семьями.    Оттого   и    вид   у   дома   был   сердитым   и,  казалось,  что   верхние     окна  смотрят  на  те,  что  внизу,   с  пренебрежительным   высокомерием.   А    нижние,   с  заискивающим  подобострастием    посматривали   вверх,   ну,  точно     как   задняя   тётя   Поля,  на  бывшую   свою   хозяйку.
 
  Было    что  -  то    общее,   как  я  уже   говорил,    между   дедушкой   Яковом    и    ладно    скроенным   его   домом,   окна   которого   светились    доброй     улыбкой,    даже    в  пасмурную   погоду.   
 И,  ещё,  что  осталось   в  памяти.    Во   дворе   этого    дома  был  большой   сарай,   настолько    высокий  и  просторный,   что,    входя   в  него,   словно,    становился   меньше   ростом.     Вдоль   серых  дощатых   стен   висели    на   гвоздях    конские       сбруи,   тяжёлые   сёдла,  обтянутые   кожей,    длинные   брезентовые   плащи.   Выстроились   в  ряд    бочки,   пахнущие   кислой   капустой,  на   полках    стеклянные   банки   с  разными  соленьями.
 
  В  сарае    всегда   полумрак,    окон   в   нём  нет,  а   свет   просачивается   вовнутрь    только    сквозь   щели   в   стенах   и   через     отверстие    чердака,   куда  вела   шаткая    лестница.   Чувство   страха   овладевает,  когда     видишь    в   углу   длинный   свежевыструганный    гроб.  Замираешь,    затаив    дыхание,   но  всё   равно    подходишь    ближе.  Хоть   и    ругали,  если   заставали     в  том   сарае,   но,    снова   и  снова       тянуло    нас    к    этому    чердаку,  где    стоял   гроб,  из   которого,   казалось,    вот -  вот     должен   кто – то   появиться.   Мы  сами,  обычно,    и  появлялись,    изображая   из  себя    покойников.  Ради     этого    и   карабкались   на  чердак,   рискуя  свалиться   с  лестницы,  которая   скрипела  под  ногами     и,    в  любое  мгновение,   могла   рассыпаться.

  До  сих  пор    помню    ощущение   тесного  замкнутого   пространства,  когда  закрылся     крышкой   гроб,  в  котором  я   лежал.  Несколько   минут     прислушивался     к  голосам,   что  доносились   со  двора,   какой  - то   шорох    раздался   над   головой,  со  страхом   подумал  -   наверное,    мыши.    И,  откинув   тяжёлую   дубовую    крышку,   я,    в  тот  же  момент,    выскочил  из - под  неё.

            Боже   мой,  как   невероятно    давно   всё  это   было.   И  улица   эта,  Старо  -  Полевая,   и   маленькая,    наполовину   вросшая  в  землю   мастерская    отца,   где  я  вырос.  И   дедушка   Яков,  который,  казалось,  всю  свою    жизнь  только  таким  и  был,   в   половину    роста   богатырского.

              Один  раз  в   неделю,  чаще    в  субботу,  мы  все  вместе,  двое    взрослых   сыновей   дедушки  Якова,  внук  его  Володька  Ефремов   и   я,  как  друг  Володьки,  усаживали   дедушку    в  тележку,   точно   такую,  что  на  стройках  увидеть  можно,    и  отправлялись  всей  кампанией  в  городскую  баню.  Это  тоже  была  одна  из  особенностей  послевоенного  времени,  которая  не  изгладилась  в  памяти.  Баня  была  большая.  На  первом  этаже  располагалось  женское  отделение,  а  мужское   на  втором.  Очередь  всегда  была  длинная  и  тянулась,  чуть ли не  до  выхода.  Когда,  двигаясь  в   очереди,   доходил    до  верхней   ступени,   мог   облегчённо  вздохнуть  и   как  взрослый  крикнуть,  на  того  кто  пытается   пройти   в  дверь  мимо  тебя:  -  Эй,  дядя,   куда   ты  прёшь  без  очереди?
И  начинаются  выяснения,  стоял  он  здесь  или не  стоял.  Ниже  по  очереди   было  спокойней,  а  здесь,  возле  самой  двери,  откуда  выбивались  клубы  пара  и  запах  хозяйственного  мыла,  всё  время  разгорались  споры.  И  не  дай  бог отойти  от  стены  и  сделать  шаг  в  сторону,  тут  же  оттолкнут,  тогда   совсем  место  своё  потеряешь   и    будешь    без  толку   доказывать,  что   ты    здесь  стоял.
Когда   шли   в  баню  всей  семьей   Ефремовых,  да  ещё   на  руках  у  нас  был  дедушка   Яков,  никто  дороги  не    закрывал,  и  мы,  не  потратив  на  очередь  и  нескольких  минут,  оказывались  в  предбаннике.

      О  том,  что  такое  война,    мальчишки  конца  сороковых  годов,   нагляднее  всего   видели   не   по   фильмам   или   читая   книги  о  войне,  и  даже  не  столько  из  рассказов,  тех   же  фронтовиков,  сколько,  вот   в  такой  бане.
  -  А  ну,  малец,   потри    мне   спину,  -  протягивает   мочалку  кто -нибудь  из  взрослых.  Только  начинаешь  тереть,  как  тут  же,   рука   и   останавливается,   прикоснувшись    к    рубцу,  что  протянулся,  чуть    не  во    всю   ширину   спины.
  -  Да  не  бойся  ты,  этот  шрам  давно   зажил,   натирай    сильнее,  -  подбадривает    бывший  фронтовик.
 Редко    попадались  на  глаза,    у  кого    не  было   таких   отметин,  на  груди,  на  спине  или   на  ногах.  А  ведь  все  они  были  тогда,  как  сейчас  вспоминаю,   ещё,   достаточно   молодыми.  В  костюмах,  да  в  пиджаках,    разве  только  ордена   и  медали,  говорили,  что  перед  тобой   человек,   вернувшийся  с  войны.  Здесь,  в  бане,  когда  видишь  их   без  одежды,   начинаешь  понимать,  что  война,  это,    кроме    всего,    испытание   болью,   которая     оставила    свой    след.  Нет,  конечно,   мы,   мальчишки    так,   чтобы    особенно   и    не  рассуждали    об    этом,  но  из  того,  что   видели   перед  собой,   понимали,   какую    бессмысленную  жестокость,   несет  в  себе   короткое   это   слово  -  война.

           Первые   послевоенные  годы,  они  даже  в  памяти   воспринимаются  как  кадры   старой  кинохроники  в  чёрно - белом  изображении.  Вот,  только  что  говорил   о  бане,  добавлю     и  такое  воспоминание   о  ней.  Большое  серое  здание,  похожее  на  огромный  кирпич,   окрашенный  в  тёмный  цвет,  изнутри   тоже   преобладают  тёмные  тона,  почти  везде  чёрный  кафель,  чёрные  каменные,  под   мрамор,  ступени  широкой  лестницы,  чёрные  перила  и  чёрные  двери.   Но  всё  это  особенно  не  бросалось  в  глаза,  когда  баня   заполнена    людьми.  Банщики  в  белых  халатах,  белые  сорочки  и  кальсоны,  на   окрашенных  в  белый  цвет  скамейках.   Розовые  тела   с  мочалками  и  вениками,  на  белых  мраморных   лавках,   оттесняли   всё  тёмное,  словно  смывая  его   с   холодных   стен.

         Мама   работала   здесь    уборщицей  и  приходила     убираться,   каждым  поздним  вечером.    Я  тоже   приходил    с  мамой,  чтобы  помочь    ей   в   работе.    Мне   было   лет   десять,  и  мама  брала   меня   с  собой,   совсем   не  для  того,  чтобы  я   ей   помогал   убираться,  а  чтобы   не  оставлять  меня   одного   в   доме.   Помнится,  что  как   раз  в  это  время,   моя  сестра,   закончив    культ, просвет   училище,   была   направлена   заведующей   Домом  культуры     в   подмосковный    посёлок    Искра.  Так  что   у  мамы,  просто   и   не  было   другого   выхода,  как   только   брать  меня  с  собой.   До   бани,  что  находилась   на   улице   Ногина,  дорога    от    нашего   дома  занимала    самое   большее   минут   десять.      Мама    открывала   большую    скрипучую    дверь   своим  ключом,  брала   из  подсобного   помещения   ведро   и  швабру  и  приступала   к  работе.   Непривычная    тишина    стояла    в  это    позднее   время     в   бане,    пора   бы,   казалось,  привыкнуть   к   ней,  но,  каждый   раз,    в   такие  минуты,   и  лезла    мне  в    голову    разная  чертовщина.   Казалось,   все  тёмные  силы    сейчас    устремлялись   сюда.   Заново   обретало    голос  гулкое   эхо,  а  в  каждом   закоулке,   куда  не  проникал    тусклый   свет   от  висящих  под  потолком    ламп,   прятались    причудливые   тени.  Мне   было  по - настоящему  страшно,   когда,  оставляя   маму  смывать   струёй  из  резинового  шланга    остатки  мыла   с  каменных   лавок,   я   выходил   в  коридор.    Я  шёл,   прислушиваясь  к  своим   шагам  и  боязливо  вглядываясь   в  тёмные  проёмы.   Было  страшно   и   всё  же   хотелось  снова  и  снова    удаляться   вглубь    мрачного     коридора,  чтобы   вновь  испытать    волнующее  чувство,  чего  - то     страшно  таинственного   и  загадочного,  что   скрывали   в  себе   стены   холодного    серого    здания.    

               
         У  моей  матери  не  было  никакого  образования,  кроме  того,  что  дала  ей  жизнь.  Она  никогда  не  училась  в  школе,  не  сидела  за  партой,  не  носила  учебники  и  тетради  в  портфеле,  по  простой  причине,  в  то  время,  когда  она  родилась,  в  высокогорном   дагестанском  ауле,   не  было  школы. В    детстве,     научили  её   выводить   арабскими  буквами   своё  имя  и,  возможно,    этим   бы  и  ограничилось     её   образование,  если  бы  любознательная   девочка   сама   не   стремилась   узнать   больше.  Годам   к   десяти,  к   удивлению   многих,   Буновар    не  только   хорошо   знала  арабский  алфавит,   но   и  могла    довольно  бегло   писать  целые  предложения  на  родном  языке,  используя   арабские  буквы.    Русский,  в  те  годы  она,   разумеется,  не   знала   и   даже   о   такой  стране  как   Россия   имела   смутное   представление.  Это  только    потом,     когда    оказалась    в  Махачкале,    в    середине   двадцатых   годов,  стала   слово  за  словом,  понимать   незнакомую  ей  речь.