Шахматы и жизнь

Олег Долгов
                Перечитывая  прекрасный рассказ
                В.Набокова «Защита Лужина»…

                При всей простоте и скромности
                В его облике было какое то величие.
               

     Вечерело.  За окном  строительный кран до следующего утра бессильно  уронил в снег свой  грязный ковш. Мы втроем  сидели в прокуренной  комнате спорткомитета , решали кто поедет на очередной чемпионат мира среди юношей. Победителем отборочного турнира был  Борис  Соловьев  и  мы, как говорится, готовили  постановление, хотя  прекрасно понимали, что окончательное  решение примут, как всегда, в ЦК.
     - Что скажете, Петр Петрович, все посмотрели на представителя  КГБ.
     - Парнишка вроде неплохой, крупного за ним ничего нет, почитывает, Солженицына и всех прочих, но не распространяет, а то мы бы не посмотрели, что хороший шахматист, вмиг бы рога открутили. Иногда болтает лишнее, ну этим многие грешат. Конечно, с делегацией поедет наш человек, так, на всякий случай.
     - Но этот Ваш представитель, что нибудь понимает в шахматах?
     - Да это и совсем необязательно, у него  другие функции.
     - Все же пускай не очень маячит перед глазами, не прессует.
     - Человек опытный, он все знает.
     - Что скажет тренерский штаб?
     Гроссмейстер  Болеславский  на мгновение задумался.
     -Борю я знаю давно, с восьми лет ходил в наш шахматный кружок  Дворца пионеров.  В девять лет  в сеансе одновременной игры  выиграл у самого Михаила Ботвинника. Конечно, чемпион мира одновременно играл против  тридцати человек, но это всё были наши ребята, им палец в рот не клади, было много ничьих. И ошибся  то  уважаемый Михаил Моисеевич в защите Каро-Кан совсем немного, но уже тогда  Боря в миттельшпиле играл в силу хорошего мастера. Шуму было много. Весь  Дворец сбежался посмотреть  на такое чудо. А тот и ухом не повёл, как будто не произошло ничего особенного. Тут же стал показывать где была ошибка и как надо было сыграть.  Вы знаете, после этого случая я его зауважал и, честно говоря, поневоле стал уделять больше внимания. Сейчас, несмотря на молодость, играет в силу гроссмейстера, хотя еще надо поработать над дебютной подготовкой и игрой в эндшпиле.
     - И что тогда, когда  он и в этом преуспеет?
     - Сильный гроссмейстер должен быть универсалом, сильно играть не только в середине партии, но и в дебютной части и в эндшпиле, предела в совершенстве нет. Без сомнений именно его надо посылать на турнир.
     - Вы знаете, председатель спорт комитета посмотрел на нас,  я сам неплохо играю, в силу первого разряда, разбирал его партии, иногда сам не пойму внутреннюю логику ходов… - Ну что, так и порешим?
                . . .
     Помню, когда я был ещё совсем маленький, папка пришел с работы и по привычке  сидел на нашем старом диване и пил чай из граненого стакана с подстаканником.
     - Ну что сынуля, хочешь я тебя научу играть в шахматы.
     -Конечно хочу, только я уже умею…
     - Когда же ты научился?
     - А я видел, как  ты играешь с дядей Сережей.
     - Ну что ж  давай попробуем.
     Мы начали играть и я быстро проиграл.  От огорчения заплакал, ведь я был уверен, что выиграю, ведь это так просто, двигай деревянными фигурками и всё.
     - Давай прекращай это мокрое дело и   серьезно займемся  шахматами.
Для начала  рассмотрим дебют четырех коней.
     Теперь я с нетерпением ждал, когда папа придет с работы и мы начнем играть в шахматы. Постепенно я играл всё лучше и лучше, появилась какая то уверенность в себе. Часто играл с гостями и папуле очень нравилось,если  я выигрывал. Особенно я любил играть с  дядей Сережей, он много мне рассказывал о шахматных чемпионах: Александере, Стейнице, Ласкере, Алехине, Капабланке.  По вечерам  меня как магнитом тянуло в  «Сашкин садик» посмотреть как играют взрослые.  Чаще всего играли «на интерес», но бывало и на маленькую водки. Особенно меня интересовал один старичек, все  уважительно звали его дядя Саша. Говорили, что в молодости он работал в цирке   «коверным». Каждый вечер он появлялся, неся под мышкой старенькую деревянную доску в которой побрякивали шахматы, садился играть и обычно «под ноль» выносил всех желающих. Однажды он пригласил и меня сразиться. Я очень старался и все же проиграл.
     - Что же ты в защите Грюнфельда совсем не волочешь? Надо брат  внимательно читать шахматную литературу,  а на самодеятельности, даже очень хорошей, далеко не уедешь. Хочешь хорошо играть, надо основательно работать, без этого никуда. Иначе серьезные ребята тебя всё время будут  «выносить в одну калитку».  А вообще молодец играешь свободно и раскованно.  С авторитетными игроками  не боишься играть.
     - Я никого не боюсь.
     - Ну и молодец, приходи мы ещё сыграем.
Мы часто играли и для меня это всегда был праздник.
     С тех пор я покупал много книг ведущих мастеров, правда читать особенно не любил, стал каждый день  ходить в шахматную секцию  Дворца  пионеров. Помню какой ажиотаж  вызвали  шахматные радио матчи с США и Англией. Наши разнесли их как детей. Американцы пытались хитрить, своего самого сильного игрока  Самуэля  Решевского посадили за вторую доску, но все равно наш  Вася Смыслов выиграл. Мы все ходили праздничные, как будто это мы сами сидели за доской. Это была наша общая шахматная победа.
     Папа ушел из семьи и я остался на попечении мамы, она не препятствовала моему увлечению, всегда переживала за меня. В нашем дворе меня тоже малость зауважали, даже  Козел мимоходом кивал головой.          Помню как года два назад он верховодил нашей дворовой шпаной и я, хоть и был   моложе вздумал с ним подраться. Зачем то я каждый день следил  стали ли мои пальцы потолще. Я был уверен, что это напрямую связано с увеличением силы. Но пальцы оставались, как и прежде худые и грязные. И вот однажды во дворе, ранней зимой и состоялось наше сражение. Драться я не умел, беспомощно размахивал руками, как будто в каждом кулаке я зажимал  пешки и предлагал противнику выбор цвета фигур. К своему позору от волнения я описался. Козел  умело заехал мне в нос, полилась кровь. Раньше дрались до первой  «кровянки» и бой прекратился. Это сейчас люди совсем озверели, как эсесовцы бьют ногами. Потом , мы ,конечно, помирились, даже пару раз сыграли в шахматы, он  с треском проиграл, хотя я ему немного подсказывал. В конце второй партии  Козел заорал  и от злости перевернул доску, сделал, как мы тогда говорили, «китайскую ничью». Хорошо еще, что не заехал доской по голове, он такой был злой на весь  «белый свет.» Через год поступил в ПТУ, стал учиться на токаря. Всем показывал свои мускулы приговаривая  « мы, рабочий класс». 
     Я как то простудился, неделю сидел дома и ко мне почти каждый день приходил дядя Сережа. Разумеется мы играли в шахматы и подолгу разговаривали. Было так интересно, ведь он разговаривал со мной как со взрослым.
      - Понимаешь Боря весь мир  без конца воюет и так будет всегда..
     - Да ведь война закончилась, мы победили.
     -Это всё идет еще от наших предков. Борьба экономиий, цивилизаций, технологий, даже в обычных спорах есть  некоторые элементы войны.  С одной стороны это всё ведет к дальнейшему мировому прогрессу, с другой приводит к жесточайшим войнам. В общем борьба противоположностей.
     - Как, и при коммунизме?
     - Конечно, просто это будет борьба мнений, как развиваться в дальнейшем… Вернемся к нашим шахматам. С одной стороны это искусство, с другой - спорт, желание победить, стать лучшим. И серьезные  шахматы требуют серьезнейшей работы, на одних способностях далеко не уедешь. И только лучшие из лучших будут вносить что то свое, таких конечно совсем немного.
     - Я бы так хотел стать таким, как наши гроссмейстеры.
     - Ну что ж, в жизни ничего невозможного нет.- Я запомнил эти слова, на всю жизнь.
     У нас во Дворце все время проводились турниры, сначала для получения разряда затем уже можно  было бороться за звания кандидата в мастера и, страшно подумать,  мастера спорта. Мой первый учитель Яков Зак научил меня многому, потом гроссмейстер Толуш привил понимание комбинационной игры и окончательно отшлифовал гроссмейстер Бондаревский. Знание  основных дебютных построений и игре в эндшпиле  это его заслуга. Всем им я безгранично благодарен. Перворазрядником я стал довольно быстро, в пятнадцать лет  я уже мастер спорта и с гордостью носил значек на пиджаке. Как один из способных молодых мастеров стал получать стипендию, чем очень порадовал любимую мамулю, у нее так сияли глаза.
     - Боренька, ну какой ты молодец. Хоть делом занимаешься, не гоняешь собак во дворе…
                . . .
     - Слушай Мари, ну что ты в нем  нашла. Длинный как «коломенская верста, волосы во все стороны, взгляд какой- то странный. И вообще связывать свою жизнь с « гомо советикус». Ведь за тобой ухаживали такие достойные люди как Стасик, племянник Оболенских, банкир Пьер Дюваль. Конечно, бывший чемпион мира и сейчас один из лучших, но всё же…
     - Зося, ты понимаешь, что такое любовь? Всем своим существом я чувствую его безграничное  обожание полное погружение в наши отношения. И такая  спокойная мощь таланта, он одновременно и прост и сложен. А какое благородство. Матч на первенство мира с Бобби Фишером этим шахматным гением.  Ведь тот в отборочных матчах разнес  всех советских под ноль.  Такого никогда не было. И Даже Петросян, как никто другой  понимающий позицию на доске и великий умелец обезвредить надвигающие угрозы, не смог устоять.  Стало ясно, что  в шахматный мир вошел настоящий профессионал, боец другого, более высокого уровня.
      Начинается матч, Боря выигрывает первую партию, на вторую тот не соизволил явиться.  Что бы сделали  буквально все другие ? Счет уже 2:0 в нашу пользу. Правильно, подали протест и все – матч окончен, чемпион остается чемпионом. Но мой любимый не пошел на это  Матч продолжился, в третьей партии Боря проиграл и понял каким фантастическим игроком является Бобби.  И Фишер  победил.  До конца жизни они оставались друзьями.
     - Да это поступок… Тут уж ничего не скажешь.
     - Он всегда отличался независимостью, своим пониманием событий.  Еще совсем мальчиком, после турнира на первенство мира среди юношей, который он безоговорочно выиграл, одержав восемь побед и сделав всего две ничьи, спросил у руководителя  делегации:
     -Как же так, в Бельгии не изучают марксизм-ленинизм, а живут лучше нас. Сквозь юношеский наив уже проглядывала взрослая усмешка. А все эти бесконечные  партийные комиссии перед выездом за границу. Боря везде вел себя  достойно, отвечал на все вопросы  то, что думал, а не то, что от него ждали. Согласись, для этого нужно обладать незаурядным мужеством. Сказать, что все советские газеты врут, даже центральная Правда. Несмотря на гигантский талант его могли просто уничтожить. Но  это не главное, мы просто любим друг друга и всё. И знаешь, куда бы мы не приходили в любые компании  он сразу становился центром, не прилагая к этому никаких усилий.
    - Слушай, как ты вышла замуж, рассказывают всякие фантастические байки.
     - Мы стали жить вместе в моей квартире в Гендриковском переулке. Всё было замечательно, но мне хотелось как то узаконить наши отношения. Приезжаем  в Киев на очередной турнир естественно вместе. Поселить нас в одном номере, как мужа и жену невозможно. Борю просто выгоняют из моего номера в 11 часов вечера. И потом я постепенно я взяла на себя все административные хлопоты. Мне хотелось всё время быть рядом, быть нужной. Надо делать всю черную работу: расписание на три дня вперед, гардероб, питание, билеты. Я хорошо понимала, что шахматы, это громадный труд, фантастическое упорство. Ведь на международных турнирах он встречался с «вундеркиндами», невероятно одаренными игроками, каждый хотел быть первым. Ну вот, например, Самуэль  Решевский, многократный чемпион Америки, 100% вундеркинд  научился играть в шахматы в четыре года. Как победить такого?
Что мне ещё нравилось в Борисе. Он никогда не психовал ни дома, ни за шахматной доской – сама невозмутимость, даже если делал редкие ошибки. В глазах многих  я долгое время  была» неизвестно кто и как меня зовут «.
     Нас никак не хотели регистрировать, выдумывали всякие глупости, руководствуясь ещё  директивой Сталина запрещающей браки с иностранцами. Правда после смерти вождя народов  эту живодерский акт отменили, но все равно не хотели регистрировать   И я пошла Ва банк.      Приехал наш президент Жорж Помпиду, как всегда устроили званый вечер с обильными  возлияниями и приглашением соотечественников. Я подождала пока две главы государств изрядно выпили, подошла к Помпиду и невинно опустив глазки спросила: « Как он относится к любви».  Ну как французы относятся к любви?  Ответ был очевиден: - О конечно, любовь это самое прекрасное в жизни.
      - Тогда почему же господин президент нам с Борисом не дают возможности стать мужем и женой. Тот  через переводчика обратился к  Брежневу. Бедняге  ничего не оставалось как  сказать, что это какое- то недоразумение.
На следующий день, утром нам позвонили из Дворца бракосочетаний  и почтительно просили прийти. Естественно лично присутствовал директор дворца  и высокие должностные лица с охапками цветов. Вот такая смешная история.
                . . .
     Поезд тихонько постукивал на стыках, я ехал домой. Обычная история, в Париже я вспоминаю о Москве, в Москве думаю о Париже. За окном проносились пустые поля, грязные полустанки все как всегда. На границе  строго поглядывали на нас и багаж, правда открывать чемоданы не просили, так всё строго-вежливо. На лицах естественно полная невозмутимость. Дома меня никто не ждал, остались какие то обрывки воспоминаний, событий многих уже нет, в старом доме остался один хулиган, Козел, который, как это ни странно, стал директором электролампового завода, теперь на работу его возили на  Волге. В старой моей школе не осталось ни одного прежнего педагога, только бывшая лаборантка Тося директорствовала.Сама школа стала какой то маленькой, а столовая в которой мы  ели такие замечательные пончики стала гордо называться  кафе. Я специально спрашивал насчет пончиков, но они давно исчезли, а так хотелось бы выпить жиденького чая, пахнущего веником  с удовольствием съесть пончик, потом вытереть руки обтерханным платочком.
     Мари как то спросила:
     - Я наверно глупая и ничего не понимаю, но в чем смысл шахматной борьбы, для чего всё это, какое место они занимают в современном мире.
    - Ты не глупая и вопрос очень умный, не знаю смогу ли я точно ответить на него.  Понимаешь человечество так устроено, что оно постоянно ищет что то новое, необычное, полезное и красивое иногда бесполезное. Всё это заложено в генах, там глубоко. Вот существовали монеты из золота и серебра, нет подавай человечеству более удобные бумажные ассигнации. Все, казалось достигнут предел- удобно и просто.  Появились кредитные карточки.  Шахматы это и спорт, ведь все хотят быть первыми, лучшими, но главное это стремление в каждой позиции достичь совершенства, преимущества, сейчас в данную минуту. Здесь как и везде в творчестве, как замечательно сказал наш  Александр Сергеевич Пушкин: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность». Это не исключает и определенного  риска, даже парадоксальности, желания  жертвуя качеством, создать мощную атаку. Вот посмотри, как играет Таль, зачастую делая неправильные ходы, которые потом в тиши кабинета отлично видны. Но в пылу яростной атаки ему проигрывали даже такие корифеи, как Ботвинник.
     - А ты тоже ему проигрывал?
     - Бывало, особенно на первых порах, потом приспособился, все же раскусил этого рижского волшебника.
     Во время войны я был вместе с  детским интернатом отправлен в Алма Ату, кормили неплохо, собирать крошки не приходилось. Потом вернулись в Ленинград, все окна заклеены крест накрест полосками бумаги вырезанными из старых газет. Многие здания были разбиты, но на улицах строительного мусора не были, жители всё убрали.  Потом школа, фил фак Университета и всегда моя всепоглощающая страсть- шахматы.
    На сборах познакомился с лыжницей  Ларисой, она входила в молодежную сборную и вся группа  летом продолжали тренировку. Как то она пригласила в раздевалку и не стесняясь стала переодеваться. Я старался не смотреть и все же мельком увидел эту скульптурную молодую грудь и всю ладную фигуру.  Через пару недель она пригласила к себе домой, мы хотели пойти в театр и сказала:
     - Отвернись, я переоденусь-  и попросила помочь расстегнуть бюстгальтер. Я неловко возился с какими то металлическими застежками, потом она обернулась ко мне, слегка приподняла свои груди и сказала:
     - Хочешь, все это будет твое. Конечно ни в какой театр мы не пошли и через пару месяцев поженились. Жили довольно весело и дружно. Проблемы начались позже , когда она не смогла попасть во взрослую сборную. Стала курить и потихоньку попивать. Эти желтые зубы, вечный дым в комнате стали раздражать и мы довольно мирно разбежались.
     И вот я встретил Мари. Посольства любят приглашать видных деятелей театра, науки и спорта на свои вечера. Начался небольшой концерт. Вышла красивая девушка и приятным грудным голосом объявила:
     -Дворжак, славянский танец.- Необыкновенно красивые волны музыки заполнили зал.
     - Кто  такая?- спросил я у знакомого актера.
     - Что понравилась? Это внучка белого генерала  Щербачева, видного деятеля эмиграции первой волны. Не советую, во первых за ней ходят такие киты, что тебе ничего не светит и вообще неприятностей не оберешься. Впрочем, если хочешь, познакомлю.
     После концерта меня подвели к Мари  я церемонно поклонился, думаю что это вышло у меня довольно смешно и   … пригласил танцевать. Мы стали встречаться и я скоро понял что влюблен.
Когда вернулся с ответственного турнира – матча претендентов признался что люблю и делаю официальное предложение. Она просто посмотрела на меня и поцеловала. Губы почему то были очень горячие. Этим она все сказала- такой хороший и ясный ответ.
Я пришел домой, лег не раздеваясь на диван и всё вспоминал, как она улыбнулась и поцеловала меня. Не спал всю ночь, мои губы хранили воспоминание  о нежном прикосновении. Как то она спросила:
     -А юмор в шахматах есть, без него как то скучновато?
     - Конечно есть, но он довольно специфический.  Играют  С. Решевский и наш  одессит Ефим Геллер, естественно не в субботу, Самуэль, как правоверный еврей в субботу не играет. Фима вчистую  проигрывает, у него пешка и ладья против трех пешек и ладьи. Такие партии обычно сдают без доигрывания. Решевскому приносят кофе и он помешивая ложечкой коротко бросает:
     - Ну что сдаете партию.-  Геллер в ответ делает убийственный ход ладьей на  Ф 3 и Решевский с ужасом видит, что пат неизбежен – ничья. Фима заказывает себе чаю и небрежно побрякивает ложечкой.
     - Н да, высший класс.
     Прошло  много лет и мы перестали интересовать друг друга. Она любила Париж, c его свободой, какой то легкостью, кафе, всей атмосферой этого великого города, а я был  где то далеко, далеко. Мы развелись, я остался один и тут мне крупно повезло.  Мне во всем стала помогала Гликерия Петровна, из волонтеров. Мы стали очень близкими людьми. И сейчас она открыла дверь  купэ и поинтересовалась, что я хочу на завтрак.
     - Все, что угодно, только вместе с Вами. – В ответ она улыбнулась такой чудесной улыбкой.  Два раза в год я обязательно приезжал в Сегеж в мою шахматную школу, купил им столики, хорошие комплекты шахмат, платил за аренду и за всё, всё – чтобы дети могли заниматься  шахматами. У нас уже были два перворазрядника, а Миша Соловьев стал кандидатом в мастера в 14 лет. Хороший такой парняга, очень ко мне привязался и звал  дядя Боря, что мне конечно нравилось.  Только приедешь, он сразу:
     - Дядя Боря сыграем «сицилианку». Я был у него в гостях, две сестры « на выданье», мама такая приветливая, напекла пирогов с  черникой и рябиной, посидели, поговорили за самоваром. Она  за сына благодарила, все порывалась завернуть с собой пирогов.  Надо подумать куда его отдать в спортивный интернат, что бы парень рос дальше.
     Завтра утром приедем в Москву. Не хотелось думать о грустном и все же где будет мое последнее пристанище. Наши замечательные поэты писали об этом, помните у Бродского:
                Ни страны, ни погоста
                Не хочу выбирать.
                На Васильевский остров
                Я приду умирать.
     Или у Владимира Маяковского:   
                А в конце скажу,-
                Других желаний нету.
                - Встретить я хочу мой смертный час,
                Так как встретил  смерть товарищ  Нетто.
     Увы судьба у обоих повернулась по своему. Великие сыны России, прекрасные строчки. Можно жить где придется,  но умирать надо на Родине.