Выходила на берег Катюша

Ирек Фатхелисламов
             14 июля 1941 года под Оршой впервые нанесли удар по врагу советские реактивные минометы - "Катюши". Появление этого нового вида оружия было полной неожиданностью для фашистов и вызвало в их войсках настоящий переполох.

             Мой собеседник - один из бывших командиров легендарного орудия младший сержант Ахтям Галиевич Валеев.

           - Существует несколько версий происхождения названия этого миномета. Наиболее вероятные, пожалуй, связаны с заводской маркой (буквой "К") на первых боевых машинах и с популярной во время войны одноимённой песней, - замечаю я.

           - Да, это так, наверное, - соглашается Ахтям Галиевич. - "Катюши" наделали тогда много шума, хватало разговоров о них, всевозможных предположений. А еще было много радости наших солдат за сокрушительную технику. И мне приятно, что я знаю о "Катюшах" не понаслышке.
             Судьба так распорядилась, что после окончания семи классов из родной деревни Райманово подался я в Нижний Тагил, в ФЗУ. Был 1939-ый год. Ремеслу обучали на оборонном заводе. И когда нас выпустили из училища, я еще полгода работал там. Потом вернулся домой, в деревню. Уже вовсю шла война. Военкомат направил меня на курсы шоферов, а после окончания учебы вручил повестку в армию.
             В Москве попал в учебный отряд подготовки специалистов для работы на "Катюшах". Старательно изучали мы многозарядные пусковые установки. До сих пор помню все данные на них - и где выпускались, какой индекс имели, и какой вес, калибр у них был, число направляющих, продолжительность залпа... Грозным оружием я тогда владел, - хитро, по-молодецки подмигнул мне бывший артиллерист. - Получив военную специальность наводчика, попал я, 18-летний парнишка, в 47-ой гвардейский минометный полк. Командовал им Анатолий Филиппович Коломейцев, ныне генерал - майор, герой Советского Союза, живет в Москве. А командиром батареи был Семен Карпович Почукаев. Я с ними до сих пор переписываюсь. Открытки присылают к праздникам, в гости приглашают. Да мы со старухой все никак не можем вырваться - хозяйство не пускает: корову, бычка, теленка, еще кое-какую домашнюю живность держим.
           - Как же их одних оставишь? - подключается к разговору жена Ахтяма Галиевича - Янгиза Рахимовна. - Мы с дедом жизни себе без живности не представляем... Я сама тоже из деревни, родилась и выросла в Япрыково. С Ахтямом живем уже 44 года, из них 40 - в Тубанкуле. Вырастили сына и двух дочерей. Пять внуков уже есть. Дети у нас хорошие, заботливые, во всем поделилась радостью - Янтиза Рахимовна. А Ахтям Галиевич потихонечку продолжил рассказ о боевом прошлом:
           - Из Москвы путь лежал на Курскую Дугу. Оттуда - под Киев. В Житомире нас разбили. Оставшиеся в живых вернулись в столицу за пополнением и боевой техникой. Получили мы новые "катюши" (если первые предназначались, в основном, для поражения открытой живой силы и огневых средств, то эти привлекались для поражения живой силы и огневых средств в окопах, траншеях и разрушения оборонительных сооружений полевого типа. Поражение цели достигалось обычно одним залпом).
             Из Москвы нас перебросили в Бессарабию. К тому времени я стал командиром орудия, младшим сержантом и нес ответственность за боевую машину и расчет. Со своей "Катюшей" пересек границу Румынии, проехал всю Венгрию, исколесил Чехословакию. А после войны до 1947 года служил в Степанакерте.
             Иногда во сне вижу понтонную переправу через Днепр и Дунай, обстреливающие нас танки, как на яву разговариваю с комбатом, который, сраженный пулеметной очередью, пал под Белой Церковью...

             У ветерана задрожал голос, к горлу подкатил комок, заблестели глаза...

           - Это потом уже на его теле мы обнаружили семь пулевых ранений, а тогда, спрятав командира под соломой в землянке, нам спешно пришлось перебраться на другое место. И уже ночью наша группа в составе четырех человек отправилась за телом комбата. Туда-то мы добрались благополучно, а вот обратный путь оказался трудным: через реку надо было переправиться. И вдруг, откуда не возьмись, - немецкий танк на мосту. Открыл огонь трассирующими пулями. Пришлось добираться вплавь. Меня спасло то, что я плыл, сняв с себя одежду, и на другом берегу облачился во все сухое. А ребята этого не сделали и здорово простудились. Прибыв в часть, мы со всеми почестями похоронили комбата.
             Таких эпизодов было немало. Наши гвардейцы оставили добрую память о себе. Боевое знамя полка в настоящее время хранится в Центральном музее Вооруженных Сил. Чтят память о нашем полку 78-ая и 126-ая Волгоградские школы, школа № 3 в Калаче-на-Дону, Ильевская школа, краеведческий музей г.Ахтырки (под Ахтыркой высится обелиск с номером нашего полка). Знают о нас в Егоровской сельской школе Фалештского района Молдовы, в школе - интернате №30 г.Москвы и на фабрике им.Петра Алексеева.
             Родина и меня, своего солдата, не забыла. За вклад в победу наградила медалями "За отвагу", "За взятие Вены", "За взятие Будапешта", а также орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени.

           - Председатель совета ветеранов войны Д. Иванков говорил, что вы, якобы, еще и моряком служили...

           - Было дело. В 1947 году после лечения в госпитале получил отпуск, поехал на родину поправлять здоровье (во время отдыха, кстати, я и познакомился со своей будущей женой - в столовой, в очереди за пельменями. Она тогда училась в Уфимском училище культпросвета). А после отпуска был откомандирован на Балтику. Пришлось постигать азы морского дела. Дослужился до боцмана торпедного катера. Погоны младшего сержанта заменил на нашивки старшины 2-ой статьи.
             Демобилизовался в 1950-ом году. До самого выхода на пенсию, а было это в 1979-ом году, работал оператором, затем старшим оператором в НГДУ "Туймазанефть". Да и выйдя на пенсию сразу не ушел с работы - долго еще трудился оператором. А сейчас - все. Кручусь только в личном хозяйстве. И спасибо совету ветеранов, Дмитрию Мефодьевичу, что не забывают меня.

           - А вы знаете, что Иванков тоже был причастен к "Катюшам"? - спрашиваю у Ахтяма Галиевича. Тот удивлен. И я поясняю: "Сразу после начала войны он, новороссийский выпускник группы токарей железнодорожного училища, был направлен на завод "Красный двигатель", где делались стабилизаторы для снарядов этой машины".

          - Да, мы все тогда делали одно общее дело. И, как видите, отстояли-таки независимость Родины. Лично я отдал Отчизне восемь лет действительной срочной службы. Служил добросовестно, с честью и достоинством выполнил наказ родителей и односельчан. Сейчас ребята призываются в армию всего на один год. Надеюсь, что и нынешняя молодежь не подкачает в случае беды, что и мои внуки продолжат традиции деда, полностью отдадут себя служению народу.