Казаки Гречкины. Приговор Петру Гречкину

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Репродукция из книги В. Толстова "История Хоперского полка", 1900 г.

***

КАЗАКИ ГРЕЧКИНЫ
ПРИГОВОР ПЕТРУ ГРЕЧКИНУ

27 апреля 1932 года оперуполномоченный ТОС ОГПУ П. Щур окончил составлять заключительное обвинение по делу Петра Абрамовича Гречкина. 30 апреля прокурор Невинномысского района согласился с обвинением его в преступлении, предусмотренном Статьей 58 п. 10 УК.

Петру Гречкину вменялись в вину его высказывания в 1930 году при проведении кампании по сплошной коллективизации на хуторе Казинском-2:
- В коммуну идти не надо! Там нет порядка, там все лодыри. В коммуне будет хуже, чем при крепостном праве…

Вскоре, на другом собрании он говорил:
- Зачем нам коллективизация? Нам колхозов не надо! Мы будем жить без колхозов, как жили наши деды. В колхозы пусть идут батраки…

Уже, будучи членом колхоза «Раздольный» П. Гречкин на колхозном собрании высказался против обобществления посевов:
- Зачем нам обобществлять посев? С обобществленного посева колхоз сдаст хлеб государству, а мы будем голодные…

***

Не осталось без внимания следствия позиция П. Гречкина по отношению к советско-китайскому вооруженному конфликту на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).

Эту уникальную железную дорогу построили русские инженеры и рабочие в 1897-1903 годах. Она, проходя через Манчжурию, соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога и полоса отчуждения вдоль КВЖД принадлежали России и обслуживались её подданными. В 1920 году китайцы на некоторое время берут дорогу под свое управление. Четырьмя годами позже Советский Союз сумел убедить своего соседа заключить соглашение, по которому КВЖД возвращалась в собственность СССР.

 Это обстоятельство вызвало неудовольствие не только у значительной части китайских чиновников и милитаристов. Возвращение дороги в собственность Советскому Союзу вызвало откровенную зависть у США, Японии, Англии, Франции. Они неоднократно выдвигали идею интернационализации КВЖД, целью которой являлось устранение СССР из числа её владельцев.

В 1929 году в Манжуро-Чжалайнорской операции принимали участие казаки. 17 ноября части 5-й Кубанской отдельной кавалерийской бригады Константина Рокоссовского, форсировав реку Аргунь в районе села Абагайтуй, обошли чжалайнорскую группировку китайцев, взяли высоту 101 и перерезали железную дорогу Манчжурия-Харбин. Артиллерия бригады расстреляла поезд противника, шедший в г. Манчжурию.

Подошедшие части 35-й стрелковой дивизии комдива П. Иванова взяли разъезд Аргунь. С севера город Чжалайнор атаковала советская 36-я стрелковая дивизия комдива  Е. Барановича с ротой танков МС-1. Атака танков была неожиданной как для китайцев, так и для красноармейцев. И те и другие «…как зачарованные глядели на двигающиеся стальные черепахи, изрыгающие огонь». [12]

Танки вышли на железную дорогу Манчжурия-Чжалайнор и перерезали ее. На приморском направлении советские части Тихоокеанской стрелковой дивизии и 9-й отдельной кавалерийской бригады Приморской группы войск А. Лапина при поддержке авиации перешли советско-китайскую границу и взяли г. Мишаньфу.

30 ноября 1929 года правительство США  направило Китаю и СССР ноты о прекращении военных действий и урегулировании конфликта на КВЖД мирным путем в соответствии с пактом Бриана-Келлога, участниками которого являются обе стороны. 1 декабря в Хабаровске начались советско-китайские переговоры о перемирии. 22 декабря был подписан протокол об урегулировании конфликта между СССР и Китаем. За советской стороной были восстановлены должности управляющего КВЖД и одного его заместителя. Китай обязался покончить с деятельностью белогвардейских банд в Манчжурии. К концу декабря с территории Манчжурии были выведены советские войска. [13]

Казалось, что конфликт ликвидирован, однако в 1931 году Манчжурия была оккупирована Японией. Провокации в районе КВЖД продолжались. Слухи о нестабильной обстановке на Дальнем Востоке докатывались до жителей станиц Северного Кавказа.

- Гражданин Гречкин! Ты говорил хуторянам, что китайцы вместе с японцами захватили КВЖД, арестовали там коммунистов, скоро объявят войну? - допрашивал оперуполномоченный Щур подследственного.
- Да, говорил…
- Откуда у тебя такая провокационная информация?
- Так казаки промеж собой балакают… Да и меньшой брат Иван в газетке вычитал.

- А что насчет хлеба ты высказывался? – задавал вопросы сотрудник ОГПУ.
- Ничего…
- Как ничего? Вот один свидетель показывает на тебя. Читаю твои речи: «…Хлеб, который мы сеяли, вряд ли придется убирать! А если уберем, то урожай японцы заберут…»
- Брехня! Я такого не говорил… Наговоры!
- А вот еще твои высказывания по этому вопросу: «…Знаете, почему нам дают большой план по хлебозаготовке? Советская власть хлебом откупается от японцев, чтобы они не вели войну…»
- Нет… Нет! Не говорил. Клевета… - стоял на своем Петр.

***

Как известно в 1930 году на Кубани активизировались банды, которые расправлялись с советскими активистами, коммунистами и комсомольцами, коммунарами, колхозниками и их семьями. В это время Петр Гречкин состоял в коммуне «Чекист».

Оперуполномоченный привел его слова, высказанные в поле во время весеннего сева: «…В горах появилась банда! Скоро появится на наших полях… Тогда нам, коммунарам, придется разбегаться!»

Опустив голову, Петр молчал, надежд о выходе на свободу становилось все меньше. Хотя, он знал, что советская власть не всех осуждала сурово. Часть кулацких хозяйств оставались в своих селах или переселялись в обособленные поселения в пределах края или района. Так, в Северо-Кавказском крае спецпоселения для кулацких семей имелись в Дубовском, Прикумском и Дивенском районах. На каждое бывшее кулацкое хозяйство отводилось в среднем по 8 га земли, из расчета по 1,5 га на едока. [14]

Оставалась последняя процедура следствия – очная ставка. Вскоре она состоялась.

 Как сквозь туман он видел своих земляков, жителей хутора Казинского: Потаенко Ивана Тимофеевича, Юрченко Павла Федоровича, председателя колхоза «Раздольный» Коновалова Сергея Григорьевича, Левда Егора Степановича, Коломойца Василия Антоновича, бывшего председателя коммуны Конорезова Льва Моисеевича  и других.


Петру Гречкину ничего не оставалось, как со всем соглашаться и подписывать бумаги там, где ему указывали. Он обвинялся в том, что «…проживая в хуторе Казинском-2 Георгиевского станичного совета, систематически проводил антисоветскую деятельность, направленную на срыв проводимых советской властью в колхозе мероприятий, выразившейся, как в открытых выступлениях на собраниях, так и в скрытой форме, направляя удар своих действий на проведение хозполиткампаний,  и в основном на развал колхозов с целью дискредитации идей коллективизации, то есть, в преступлении предусмотренном Ст. 58 п. 10 УК».

Оперуполномоченный ОГПУ писал в обвинительном заключении: «…Полагал бы: Настоящее следственное дело по обвинению Гречкина П.А. в преступлении, предусмотренном Ст. 58 п. 10 УК, в контрреволюционной деятельности в сельской местности, в социалистическом секторе, направить для рассмотрения в Крайполиттройку при ПП (Полномочном Представительстве) ОГПУ Северо-Кавказского края и Дагестанской ССР, предварительно согласовав с прокурором Невинномысского района, и с сего числа перечислить содержанием под стражей за Крайполиттройкой ПП ОГПУ СКК и ДССР. 27 апреля 1932 г.» [1]

***

4 мая 1932 года Петра Гречкина из Невинномысского районного отдела ТОС ОГПУ направили в Пятигорский изолятор. Там он был обследован медицинской комиссией, признан здоровым.

4 июля Тройка ПП ОГПУ СКК и ДССР постановила: «…Гречкина Петра Абрамовича заключить в исправительный лагерь на 3 года. Зачислить срок с 7 марта 1932 г.»

Здесь же, в Пятигорске состоялось последнее свидание с женой. Что скажешь за пятнадцать минут? Евдокия поддерживала мужа:
- Ничего, Петя! Слава Богу, что не расстрел… Сдюжим! Папаня будет помогать… Алексею и Ивану мы не чужие…
Она держалась, заставила себя не расплакаться. А Петр только и твердил:
- Детей… Детей береги!

Уже вечером граждане, обвиненные по 58-й статье, были отправлены в спецвагоне в пересыльную тюрьму краевого центра – Ростов-на-Дону. Каждый из них, под стук колес: «…так-так, тук-тук», думал о своем. Но, «кающихся грешников» среди них не было…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

18 февраля 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков