Храм в Барселоне будут строить вечно

Юрий Красавин
СВЯТОЙ ДОЛГОСТРОЙ

Самый красивый в истории человечества храм не спешит быть завершённым

Каждый город гордится своими храмами. Именно в них архитекторы всех времен и народов дают волю своей фантазии, чувствам и прозорливости. Застывшая музыка фасадного убранства привлекает туристов со всего света. Куда-то едут сотнями, куда-то — тысячами. Поток туристов в Барселону исчисляется в 2,5 млн. человек ежегодно. Особое великолепие городу на берегу Средиземного моря придают шедевры Антонио Гауди — великого архитектора минувшего столетия.

Планируя поездку в Испанию, с нескрываемым предвкушением ожидал встречи с его творениями, и особенно с храмом Саграда фамилия, который, если совершенно правильно, именуют  Искупительным храмом Святого семейства.

Вас здесь не стояло

Парк Гауди в Барселоне — непременное место туристического паломничества. Здесь зритель чувствует себя то в толпе, то наедине с парковым убранством и архитектурными шедеврами причудливых форм. В парке много уличных музыкантов, особенно — гитаристов, а дорожки неизбежно выведут вас к площадке, с которой открывается широчайшая панорама Барселоны, где невозможно будет не заметить её главное здание — недостроенный, в лесах стоящий храм Святого семейства.

Каждый день к входу в него с утра и до вечера выстраивается очередь из иностранных туристов. Около часа пришлось стоять в томительном ожидании, приготовив свеженькие, хрустящие купюры, а именно с такими россияне едут на европейские курорты. Туристический доход так и сыплется в кассу музейного предприятия. Кстати, при входе меня чуть не обманули со сдачей, но зачем говорить о прозе? Лучше продолжим о поэзии.

Заняв по российской традиции очередь, медленно обошел собор кругом и попытался его сфотографировать. Не так-то это легко — нельзя объять необъятное! С одной стороны мешает солнце, с другой — строительные леса... Над острыми, словно только что вылепленными из мокрого песка шпилями высятся башни строительных кранов. Иногда стрелки высотных механизмов скрещиваются, и кажется, что вот оно, логическое завершение более чем столетнего долгостроя! В истории человечества были, конечно же, и более длительные периоды строительства. Вспомним хотя бы историю с библейской Вавилонской башней. Известно, чем закончилась идея выстроить здание до небес. Но испанский гений учел печальный опыт и спроектировал Саграду фамилию так, что это будет самый высокий храм в мире, но его высота не превысит Божественное сооружение — гору Монжуик в Барселоне.  Храм должен быть 170, а гора — 173 метра в высоту.

Дела давно минувших…

В 1882 году пятьдесят каменщиков и подсобных рабочих, которым помогали восемь телег с лошадьми, приступили к работам в полной уверенности, что к концу десятилетия, то есть через восемь лет, на месте, где стояли хрупкие лачуги, будет возвышаться храм модного тогда неоготического стиля, и это вполне удовлетворит заказчика — общество святого Иосифа. Членам религиозной общины и простым барселонцам удалось собрать лишь минимум пожертвований, поэтому самый первый архитектор Франсиско Вильяр сделал проект для них бесплатно, но переругался с заказчиками из-за мелочей и передал дела своему ученику. Антонио Гауди обещал возвести собор уже за 18 лет, но когда строительство началось, неизвестный филантроп ссудил вдруг будущему храму столь крупную сумму денег, что фантазия у амбициозного архитектора разыгралась не на шутку. И в самом деле, зачем завершать строительство, если есть спрос на прекрасное, а деньги сыплются словно с неба? Сын медника стал фантазировать настолько сильно, что грезил храмом и не мыслил уже своего существования вне стройки.

Он прослыл погруженным в себя чудаком, который, тем не менее, ловко ловил в задумчивости мух левой рукой, а в карманах носил сырые яйца, которые считал верхом строительного совершенства, а также самой вкусной и здоровой пищей. В 1926 году Гауди попал под трамвай недалеко от строительного объекта. Он умер в больнице, как нищий, потому что никто не признал в грязном и оборванном старике ведущего строителя. Храм продолжили возводить по проектам Гауди, но в 30-е годы прошлого столетия их потеряли. Потом вроде частью восстановили, но такое ли уж имеет это значение? Даже сам Гауди при жизни осознавал, что его идеи ветшают ещё до их воплощения.

Уже которое поколение ведущих архитекторов вслед за Гауди пытаются довести Саграду фамилию до ума, но пока конца-края завершению творческих амбиций не видно. В прошлом году, когда я побывал в Испании, строители обещали сдать собор к 2026 году, к столетию трагической гибели Гауди, но в такой срок мало кто верит. Идеей храма стало непрерывное совершенство, и, как сегодня это очевидно, завершение строительства будет означать потерю значительной части интереса к объекту.

Знает только ветер

Внутри самого собора попадаешь в мистический мир светотеней, создаваемый уникальными фресками. Здесь не требуется свечей или светильников, чтобы увидеть великолепие изнутри. Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через сто лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты.

По замыслу гения, ветер, проходя через отверстия башен, будет звучать как настоящий хор. Пока лишь слышно, как где-то наверху стучат отбойные молотки. Работы по завершению храма не прекращаются ни на день, но люди здесь уже молятся. Римский папа Бенедикт XVI  признал в 2010 году храм годным к богослужению.

Быстрому окончанию строительства препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы сооружения. Согласно компьютерной модели каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.

В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По мнению   искусствоведов и художников, современные архитекторы, продолжающие работу над строительством собора, только портят то, что успел создать Гауди, а их планы не согласуются с его концепцией.

В этой связи в Испании все громче звучат призывы остановить строительство, оставив храм в том виде, в котором он находится сейчас.

*   *   *

Кстати, европейский лоу-костер Ryanair с 1 апреля  этого года открывает новую линию: из аэропорта финского города Лаппеэнранта — в испанскую Жирону, что в каких-то ста километрах от Барселоны. Транспортные расходы россиянам можно уложить в полторы сотни евро на человека, если купить билеты заранее. Весеннюю поездку следует планировать уже сейчас и, только своими глазами увидев главное творение Гауди, решить, надо ли его завершать.

Опубликовано также:
http://novved.ru/obshestvo/22751.html