День учёбы в Медицинском

Евгения Брагина
               
                "Евгения, помни и не забывай лучшие студенческие, 1967-69 годы»
                Татьяна Авдашкевич 

                Первая  пара – ХИРУРГИЯ

 Перед занятиями Татьяна Авдашкевич ворвалась в аудиторию с песней – шлягером:
 «Ты мне вчера сказа-а-ла
Что позвонишь сего-о-дня–а
И не назначив ча-а-са,
Сказала просто жди-и.
И вот сутра валну-у-ясь
Я жду у телефо-о-на
И беспокойно се-э-рдцэ
Стучит в маей гру-ди-и…»  -
К ней подскочила Галка Блинова и они продолжили уже вместе, обнявшись, ещё громче, не хуже, чем Бюль Бюль Оглы:
«Быть может ты забы-ы-ла
Мой номер телефо-о-на
Быть может ты смеё-о-шься-а
Над верностью мае-е-й
Но я не панима-а-ю
Зачем ты так серди-и-та
Ну перестань смея–а-ться-а
И позвони скаре-э-й…»
 - Всем привет! – обратилась ко всем Авдашкевич
Вместе они подошли к столу на «камчатке», где кто сидел, кто рядом стоял - целая компания других, оживлённо беседующих, семнадцатилетних  девчонок.
 - Девки, вы что сума сошли? С самого  утра накрашены? Сегодня же математика,наша классная, Нина Дмитриевна все равно заставит вас тушь с глаз смывать! - воскликнула Авдашкевич.
 - Мы вчера  в кафе ходили, в Метелицу, на новом Арбате. Приехали домой поздно и не успели краску с глаз смыть, а Бобылёва вообще, смотрите, как перекрасила волосы из чёрных в солнечно - рыжий цвет! А знаете, как новый Арбат теперь называют: "Вставные челюсти Москвы!" – затараторила  Люда Мясникова. Все засмеялись.
 - Ну ждите, Дмитриевна устроит всем проверку, взбучку и "челюсти"! Ну и как погуляли? – спросила Галка Блинова?
 - Отлично, лучше не придумаешь! – ответила Мясникова.
 - У Ирки Левичевой был сногсшибательный наряд  и самые высокие сапоги, У Мясниковой, как видишь, самые размалёванные глаза и самая короткая юбка, у Таньки Ларичевой самые красивые, длинные и блестящие волосы и платье, смотри какое модное - воротник хомутом назад, на спине хлястик,оно сейчас на ней! Какой все имели там успех! – продолжила она.
 -Удивляться нечему, Ирке шмотки родственники из Югославии присылают, Мясникова краситься любит и юбки короче всех носить, а вот действительно, а отчего  это у тебя  так здорово волосы блестят и где ты себе такое платье сшила? – спросила Авдашкевич у Ларичевой.
 -«Евой» помыла, шампунь такая, новое средство для мытья волос, в аптеке метро у Трёх вокзалов купила, за шестьдесят копеек, - ответила Таня Ларичева, встряхнув волной шелковистых с блеском волосЭ А платье сшила, вон посмотри в окно, напротив через дорогу ателье.
 - А вы вчера в кино  билеты достали  на «Ещё раз про любовь?» - спросила она.
 - Да, такую любовь посмотрели! Комическую и трагическую! А перед сеансом зашли с Женькой Брагиной к Галке Блиновой домой в Измайлово, посмотрели современную квартиру двадцатого века, не то, что наши бараки в Черкизово! – доложила Авдашкевич.
 - Девочки, посмотрите на портрет, который я вырезала из журнала – ну вылитый Либерман, наш хирург, только в морской форме! - подошла к компании Женя Брагина.  Портрет начал переходить из рук в руки и появились возгласы:
 - Да, действительно, очень похож. Ну вылитый Либерман. Одно лицо, а может это действительно он?
 - А давайте ему на первой паре на стол подложим, что он скажет? – предложила Женя.
 - Давайте! – Выкрикнула Блинова  и,  взяв портрет  в руки, положила на край преподавательского стола.
 Все засмеялись над проделкой, стало интересно, что будет?

 Почему то с другими преподавателями,  мужчинами,  все были на широкой ноге,  например с преподавателем  литературы Александром Борисовичем Лукьяненко, вообще дружба, и на выставки и в театр вместе компанией, а вот с преподавателем -хирургом не удавалось  даже побеседовать на отвлечённые темы, например, о его семье, жене и детях. Он как-то не откликался  на  разговоры по душам и такого контакта не было.
 - Звонок, девочки, по местам! – проговорила Татьяна Будилина, наша староста.
Все одели белые халаты  и уже  расселись, когда  в дверь вошёл Либерман Михаил Яковлевич, преподаватель по хирургии, статный мужчина, выше среднего роста,  брюнет с приятными чертами лица, красивыми чёрными глазами и с проседью на висках.
 Либерман, поприветствовал всех и сел за стол. Все замерли, когда увидели, как  он посмотрел на портрет из журнала, лежащий  на краю стола, взял его и стал  крутить  в руках.
Люда Кузнецова пропищала:
 - Правда вы похожи? Может это Вы? А почему в морской  форме, вы что, в  морфлоте служили или  может в кино Вас снимали?
 - Никто меня не снимал,  моряком я не был, моё призвание быть врачом - хирургом, а кто это принёс и сюда положил? – задал он встречный вопрос.
Блинова и Брагина – опять пропищала Кузнецова после небольшой паузы.

 - Так – сказал Либерман, - Блинова и Брагина - выходите отвечать!
Девочки замерли  недоумевая, потом  встали и подошли к столу с округлившимися глазами.
 - Блинова, отвечаем на вопрос, что такое АСЕПТИКА?
 - Брагина, приготовиться, отвечать  на вопрос, что такое АНТИСЕПТИКА?
 - Асептика... Это такой….   Метод … способ…  борьбы… с  гнойным  заражением  около  раны… и… что с ней соприкасается… - промямлила Блинова.
 - Блинова,  то есть АСЕПТИКА  - это  комплекс мер против попадания микробов в рану и на всём поле, что с ней, с раной, соприкасается.
 - Дальше, Брагина, что такое  АНТИСЕПТИКА?
 - Антисептика… это такой способ борьбы…, то есть комплекс мер  по предупреждению  заражения микробами около раны… и что с ней….  - также медленно произнесла Брагина.
 - На всём поле, что с ней, с раной соприкасается, Брагина, продолжил Либерман,  утвердительно  кивая  головой. - Повторяем по очереди, что такое АСЕПТИКА и АНТИСЕПТИКА ещё пять раз.
 В конце всё было повторено уже без запинки.
 - Подходите обе к доске! – Либерман встал и, пройдя через аудиторию к противоположной стене, встал, повернувшись к ним лицом.
 - Разделили мелом  доску на две части. Пишем рецептуру по латыни! – продолжил Либерман.
 - Взять, рецепэ, двоеточие, гидраргири гидрогении  бихлорати  10%- 200,0 грамм, далее -сигнатура, дай обозначь, да сигн - по латыни…. Как будете принимать?- задал провокационный вопрос Либерман.
 - По 1 столовой ложке -3 раза в день – отрапортовала Блинова и они обе начали выводить сказанное на доске.
 В группе послышались  смешки. Их руки неуверенно замерли в воздухе, но всё же  дописали – смешки не предвещали ничего хорошего!
Большими  шагами, Либерман быстро преодолел расстояние до доски, взял мел в руки и широким жестом перечеркнул  то, что было написано: «По 1 ст. ложке -3 раза в день».
 -ЭТО СУЛЕМА! ЯД! – воскликнул он, стирайте и пишите крупными буквами – ЯД!!!VENENA!!! Вот так! Написали? Какие вам, по 1 столовой ложке 3 раза в день! Запомните на всю жизнь, гидраргирум  бихлоратум - СУЛЕМА – это ЯД! И внутрь её принимать нельзя, одну столовую ложку приняли и сразу - смерть!
 -Рисуйте череп с костями! – неожиданно строго сказал он и уселся за стол.
Девочки у доски переглянулись и начали  молча и покорно  рисовать черепушки со скрещенными костями внизу.
Все взорвались со смеху и хохотали, пока они не дорисовали до конца
Когда череп и кости были нарисованы, Либерман опять встал и развернулся лицом к доске.
 - Так, Брагина, у тебя не череп, а снеговик какой-то получился, исправляй, делай впалые скулы!
 - Блинова, глазницы пошире  нарисуй, а то он у тебя как будто глазки строит! Вот теперь страшно!
 - Ну что запомнили , что СУЛЕМА - это ЯД?
 - Да, запомнили – сказали они разом.
 - На всю жизнь запомнили?
 - На всю жизнь запомнили? - Одновременно произнесли  провинившиеся.
 - Теперь  идите на свои места, остальные, кто не знал, тоже запомнили, что СУЛЕМА – это ЯД? Очень хорошо. Об учёбе думайте, а не о глупостях с похожими  портретами.
 Прозвенел звонок.
После перерыва происшествий не было, кроме инцидента с нашей старостой, Таней  Будилиной, она завалилась в обморок. Вообще она была какая -то прозрачно -  худенькая, меланхоличная  и малокровная, как кисейная тургеневская барышня. Либерман подбежал к ней, взял её на руки  придав горизонтальное положение - голова ниже тела и привёл её в чувство. Когда она пришла в себя, Либерман задал всем попутный вопрос:
 - Что такое обморок?
 Кто как, все наперебой ответили и выяснили, что это кислородное голодание мозга.
 - Опасно ли это для жизни? – был следующий вопрос.
 - Нет, это же кратковременное явление – пропищала Кузнецова.
 - Обморок, это очень страшно! Это опасно для жизни! – взревел Либерман
 - Что в этом случае надо сделать? Первая помощь? Кузнецова?
 - Поднять ноги кверху… последовал писклявый голос.
Взрыв смеха!
 - Да не поднять ноги кверху, а опустить голову вниз! -  выкрикнул он.
Опять взрыв смеха!
  -Как себя чувствуешь, Таня? Всё хорошо? Отлично! Записываем  название лекции:
 « Операционная, инструменты и методы стерилизации». Прозвенел звонок.

  После перерыва и лекции, Либерман разговорился по душам, рассказал о себе, что учился в 3-ем Медицинском институте города Рязани, его невеста, а  теперешняя  жена, очень красивая женщина, ждала его, когда он окончит службу, потом  учёбу и дождалась. Вся группа невольно прониклась к нему и к его жене симпатией. Рассказал о детях. Вобщем  стал для группы  окончательно своим и  бесконечно уважаемым. Контакт был налажен. А портрет после занятий куда-то бесследно исчез.
 Следующая  парой была - математика.