Самоопределение как норма и проект

Павел Купин
                Культурологическая версия
   В основе самоопределения лежит полагание смысла жизни, выбор одного из четырёх вариантов: дело, забота, любовь, здоровье (Франкл), каждый из которых является концептом присутствия человека в мире, квинтэссенцией его существования.
   Траектория жизненного пути строится, исходя из ценностей в направлении идеала в свободном поиске ресурсов индивидуального роста. При этом важно резервировать средства и материал развития для принятия решений в ситуациях ограниченного времени. Проблема самореализации заключена в развёртывании должного в действительное (модальная методология Зильбермана).
   Выделяют четыре формы самоопределения: а) точка пространства, где можно быть в определённое время; б) история собственного статуса и образ будущего; в) причины создавшегося положения, цель и способы выхода из него; г) качество и количество социальных связей.
   Противоречием современного общества, которое буквально «раздирает» ткань повседневности, выступает конфронтация идеологии развития (технологический аспект) и философии сберегания (экологический аспект).
   Возникновение и становление культурологического подхода, который вырабатывает целостное восприятие человеческой деятельности, позволяет надеяться на благоприятный исход этой борьбы в постинформационную эпоху.
   Взрыв ментальности, порождённый взаимопроникновением западного и восточного образов жизни, интерпеллирует к выходу на новый уровень понимания, возможно, созданию третий сигнальной системы человека. Отказ от концепции мультикультурного общества и выдвижение идеи «одного мира» (Бадью) закладывает фундамент объединения людей на принципах «содружества».
   Распад социума на субкультуры, эгоизация нац и прочих меньшинств, увеличение числа психопатологий свидетельствует о том, что мы на грани аннигиляции человечества как вида. И этот процесс уже не остановить. С другой стороны вырастает поколение детей «индиго». Представляется, что это новый биологический и психосоциокультурный статус организованной материи.
   Ситуация даже не глобального, универсумального масштаба. Но она соразмерна человеку Наш шанс –  выведение «корпуса» (см. одноимённую работу Жан-Люк Нанси) из семантического пространства, разрыв связки «означаемое – означающее» (Кристева); выведение тела из-под диктата разума («дух догоняет тело» – Г. Преображенский), признать примат телесности духовностью.
   «Всё познаваемо и всё познаваемое должно быть выражено в слове» (Кант). Но слово – это пустой знак, его наполняет содержанием читатель/слушатель. Письмо – «двойной жест» (Деррида), вытекание мысли из тела и отсекание коннотаций. Письмо – это телесная практика, а не «духовное упражнение» (Адо).
   Недавно объявили конец книги. Действительно, сейчас время издательских продуктов и текстовых сообщений. От этого зависит установка восприятия. Для первого нужно «отринуть недоверие» (Пелевин), для второго это не требуется. Важен телесный контакт с листом бумаги или клавиатурой компьютера. Но скоро и этого не будет. Останется касание луча света сетчатки глаза. Мы будем самоопределяться, закрывая или открывая веки. Общение сведётся к выразительным возможностям зрения. Вывод кажется фантастическим только для тех, кто не любит видеоэффекты американских блокбастеров.