Родственные отношения в родительском поколении

Михаил Желамский
После освобождения и до 1947 г. Данила Лукьянович проживал в Пустошке, где работал в Леспромхозе – растил скотину, овощи для фронта. А в Иванцеве на мельнице в это время проживали некие белорусы, друзья Данилы, к которым тот часто приходил из Пустошки в гости. Там же бывала и Матрена Михайловна.

В 1947 г. Данила женился на Матрене. Мама рассказывала, что Данила Лукьянович не был беспорочным супругом. У него были романы, за что тот часто просил прощения, и получал его, т.к.  мужчин тогда было мало. Прямо в Иванцеве, на другой стороне реки жила некая Настя, к которой дед ходил. Матрена узнала, и "отказалось от него", после чего Данила и просил прощения опять. Деду было тогда примерно 58 лет. Молодец!!!!
 
Я хорошо помню своего дедушку Данилу. В школьные каникулы я гостил у него  в деревне. Помню походы с Иванцево на Ласино. Собирались с вечера, утром выходили рано, шли пешком по лесу. Несли подарки – сушки, печенье. Чем ближе подходили, тем более портилось настроение у мамы, и поднималось у отца. Гостили недолго – день, от силы два и назад, с обратным характером изменения настроения. Я был маленький, не понимал причин, но помню хорошо всех участников похода. В Иванцево провожали Матрена Михайловна и Данила Лукьянович. В Ласино встречали Ксения Яковлевна, Екатерина Семеновна персонально, ну и две деревни ещё. Маме явно было неуютно на Ласине, а отец радовался. Ходили в гости к знакомым и родственникам. Меня отец брал с собой, знакомил со всеми. 

Дед Данила даже приезжал к нам во Мгу. Мы тогда жили где-то на Луганской. Я еще в школу не ходил.  Было это после Нового Года. Когда елку стали собирать,  я хотел какие-то ленточки выбросить, а Данила отругал: «Вот будет война, пойдешь на базар и выменяешь ленточки  на хлеб». Не забуду никогда…
 
Вечерний из Ленинграда поезд рано приезжал в Невель. Рано утром дед Данила встречал, и мы ехали на автобусе до Таланкино, а оттуда – пешком до Иванцево. Именно по этой дороге бежала мама меня рожать в Таланкинский роддом. А на Иванцево бабушка Матрена начинала сразу пилить Данилу: «Мальца загубил, черт старый, где болтались столько времени?»

Мама до 47 года жила в Полоцке у брата матери – Павла, где работала в столовой. По достижении 16-летия встал вопрос о прописке, но т.к. паспорта не было, то пришлось вернуться в Иванцево.

Петр Федорович  - являлся племянником Матрены Михайловны и двоюродным братом тётушки Надежды, которая являлась также двоюродной сестрой моего отца через родную сестру деда Семёна - Полину Степановну.  Петр Федорович – муж Анны Степановны, приемной дочери Матрены Михайловны. Жили они в Москве. Я часто заходил к ним в гости во время работы в курчатовском институте.  Помню, еще Матрена Михайловна была жива. Последние годы она была парализована и доживала свой век там. Похоронена она в Москве, на Митинском кладбище, там же и Петр Федорович оказался в последствии. Хороший был мужик, родню как говорится «соблюдал». Умер совершенно неожиданно. Отпевали Петра Федоровича в церкви на Соколе. Затем похороны, поминки на квартире. Я там чего-то говорил. Мишка Россомахин еще был жив, Акимыч – Якименок.

Я помню, как мы с отцом довольно часто заезжали к тёте Наде – его двоюродной сестре по отцу, особенно перед поездками на Ласино – всегда. Они жили где-то в районе Финляндского вокзала, мужа тети Нади звали Валентин, и он, как говорили, погиб от жизни.

Про Иванцево у меня сохранились самые прекрасные воспоминания. Утром просыпаемся в деревенской кровати на пуховых перинах. В окно светит солнце, а бабушка Матрена готовит завтрак, возится у русской печки. Блины, сметана, варенье, мед. Тетушки мариновали грибы. ..  А на Троицу  Матрена на могилках закуску раскладывала. Ох, и вкусно же было.
 
В то же время наш двоюродный брат Виктор практически непрерывно  отсидел в тюрьме 13 лет. Родители развелись, рос безотцовщиной. Мой отец его навещал и сожалел, что все так получилось.

Дина Ивановна -  это другая двоюродная сестра моего отца, из Якушовщины, со стороны матери отца - моей бабушки. Летом 1979-го года, за год до его смерти, мы с отцом приехали в деревню в очередной раз. В том числе ходили и к тетушке Дине. Тогда автомобиля еще не было, и ходили пешком. Туда шли с отцом с утра, он показывал свои охотничьи места, откуда, действительно, взлетали при нас огромные глухари. В Лешнях заночевали – тетушка положила нас с отцом на печку, а утром мы все вместе пошли обратно на Ласино. Это – наиболее яркое воспоминание! Я шел впереди по песчаной дороге, а отец с Диной Ивановной сзади, и всю дорогу разговаривали, вспоминали родню, молодость…

У Дины Ивановны три мужа. Первый – отец всех её троих детей. Он утонул давно в озере. Тетушка отзывается о нем положительно: «Лёшка хороший. Ну, бывало, запьет. Но ненадолго же. А потом – работает».  Второго мужа я уже видел сам – Вениамин такой был. Лентяй, лодырь, тетушка его ругала: «А кабы ты подавился…». Он взял, подавился рыбной костью, да и помер. Теперь третий – Борис. Положительный мужик. Сильно не пьет.  Мы с братом всегда приезжаем к Дине Ивановне во время моих визитов. На ту самую печку посмотреть, где мы с отцом ночевали.
Думаю, что моя дорогая тетушка Дина Ивановна может служить положительным примером для всех женщин моего рода. Абсолютно не стерва, это факт! К мужчинам относится уважительно, т.к. в деревне без мужика не проживешь, не то, что в городе, созданном мужчинами для женщин. Ну и родню уважает, не в пример другим нашим женщинам. Но у нее есть некие черты от ведьмы, это тоже факт. Она ходит в лес, и встречает там лесных людей, уж не знаю -  как их называть. Она сама рассказывала. Да и вообще – в глаза посмотрит, так непросто взгляд выдержать, говорит: "Ну-ка, посмотри на меня".  Так что, видно – бывают и положительные примеры, и даже среди ближайшей родни.  Мы с ней и в Верятино ездили, на прямую родину мамы. Не отказалась, поехала, с первого же слова. Где еще у нас такое увидишь среди женщин?
 
Нина – любимая родная сестра моего отца. А её сын Виктор не знал адреса своего дяди Николая, хотя жил рядом. И мой брат Александр не жил у них ни одного дня: «Что я там не видел, если вы друг на друга не смотрите?». Поэтому дядя Николай у своей сестры Нины часто «занимал круговую оборону» от жены. А я помню, как дядя Николай уезжал с Ласино в Сегежу, а потом и семью с собой забрал. Бабушка его «наделяла» в дальний путь тремя рублями, при мне: «Колька! Наделяю!». И лишь на кладбище жена Рая у Николая попросила прощения. А ранее говорила: «Я не могу с ним жить». 
 
Литва, город Ионишки, деревня Скильвяне, хозяин Шимайтес. В самый голод тетушка Нина работала там после войны с 45 по 47 гг. – кормила 25 овец, 14 свиней, стадо гусей, кур, цесарок, индеек. Хозяин платил ей 3 пуда пшеницы в месяц и кормил. Её брат, а мой дядя, Николай тоже 3 месяца был в работниках  рядом,  у других хозяев, потом сам уехал.
Мой отец приехал за Ниной, и забрал её в деревню. Возвращались на поезде, где проводник попытался дать свои комментарии. Но отец только что демобилизовался, а перед этим всю войну прошел – тетушка рассказывала мне на похоронах Николая, что тот проводник был очень счастлив, что отделался лишь испугом, и долго потом извинялся перед отцом…
 
Я был и остаюсь благодарным Богу за моих родителей. Теперь прошу его только дать мне сил, чтобы довести все начатое до конца. Папа и мама уже там, и все другие старшие родственники тоже. Они и на этом свете появились раньше меня, чтобы приготовить все к моему приходу. И на тот свет они попали передо мной, и также приготовят там все как надо. Поэтому мне не страшно будет переходить. Меня ждут там хорошие люди, показавшие в этой жизни любовь ко мне.

Вот такие были отношения между родственниками в предыдущем поколении. Сложные, но они, на мой взгляд, были более родственными, чем сегодня в наших действующих поколениях. Я прекрасно помню, как мы регулярно получали письма из деревни, а то -  и посылки с гостинцами. Я помню, как отец постоянно помнил и о родине, и о живущих недалеко родственниках, как мы ездили к ним. Как же эти отношения трансформировались в сегодняшнее безразличие, под названием – самостоятельность и независимость детей?  Как можно не зависеть от своей культуры, от памяти предков? Как можно забыть о том, что без них не было бы сегодняшних независимых и забывших своё родство людей? Будем разбираться дальше…