Будущее, которого мы не заказывали

Виктор Постников
Каролин Бейкер

13 февраля, 2013
Countercurrents.org

[Обзор только что вышедшей книги Джона Майкла Грира,  доступной в  онлайне.]

Если вы зайдете на страничку Джона Майкла Грира на Amazon Page  вы будете поражены, сколько книг он написал, и поймете, что собрать все его статьи в онлайне практически невозможно. Жадный до чтения,  плодотворный писатель, прекрасный мыслитель, работы которого пересыпаны чудесным юмором, Грир стал одним из самых выдающихся и доверительных голосов среди тех, кто пишет о коллапсе индустриальной цивилизации.

Его последняя работа "Будущее, которого мы не заказывали: пикойл, психология,  и миф о прогрессе", опубликованная  лондонским издательством Karnac Books, вышла вслед за книгой  «Мистические учения живой Земли: введение в духовную экологию».  Обе работы отличаются более глубоким погружением в психологию, чем предыдущие, и демонстрируют стиль, в котором серьезные мысли дополнены душевностью.

"Будущее, которого мы не заказывали"  начинается с  главы “Кризис, о котором молчат” , в которой Грир рассказывает о хитросплетениях и акробатических номерах общества, отрицающего кризисное состояние,  и представляющего тех, кто осмеливается говорить о нем,  в лучшем случае, как имеющих “личное мнение”, а в худшем - как патологических типов.  Действительно, пропасть между дискурсом в  культурной среде и реальностью поражает, когда Грир говорит о “страшном”.  Например, кривой Хубберта и вытекающих из нее тяжелых последствиях. Но даже во времена энергетического кризиса 70-х общество игнорировало выводы Хубберта и преуспело лишь в том, чтобы выработать защитный механизм отрицания. И как замечает Грир:
«Ни одно из произошедших перемен не повлияло на действительность, т.е. на зависимость индустриального мира от ископаемого топлива, в частности,  от нефти. 

Мир  преуспел в том, чтобы игнорировать эту зависимость еще в течение нескольких десятилетий, и таким образом загнал себя в угол, из которого практически нет выхода.  Горькая ирония современной истории состоит в том, что именно эти несколько десятилетий слепоты, купленные с помощью политического маневрирования,  как раз и  составляли отрезок времени, за который можно было осуществить переход от ископаемого топлива к более долговечному источнику*.

Реальность пикойла заставляет общество искать ответ на вопрос о ценностях — что  в действительности важно для нас?  И пытаясь ответить на вопрос, мы сталкиваемся с центральным мифом нашей культуры. Грир использует слово «миф», но не в том смысле, в котором его используют многие,  т.е. как синоним заблуждения.  Напротив,  он использует миф для описания истории культуры, или как я часто писала,  древних историй, на которых зиждется парадигма цивилизации. Центральным для современного дискурса является понятие прогресса.  Грир доказывает, что миф прогресса в современном обществе, и в особенности для американцев,  превратился из “понятия”  в своего рода религию; любая попытка поставить его под сомнение равноценна ереси. А эмоциональное желание его убрать огромно. В самом деле, большая часть книги - это объяснение психологии, связанной с признанием конца мифа о прогрессе.

Грир пишет об этом, не смущаясь.  Он выкладывает перед читателем социальные и индивидуальные следствия расхождения между историей прогресса и реальностью, указывающей на то, что он закончился.

Заметный диссонанс между верой в прогресс и ощущением упадка без сомнения должны привести к некоторым отклонениям — и в самом деле, мы уже их видим на коллективном и индивидуальном уровне.  Эти отклонения могут вызвать –– психологический стресс  опять же в масштабах коллектива и личности.

Меня всегда интересовала тесная связь между личным эмоциональным стрессом и социальным коллапсом. Люди распадаются когда системы распадаются.  Итак, куда пойдет общество и индивидуум? Грир делает следующий вывод:

"После того, как миф о прогрессе окончательно будет разоблачен,  большинство людей будут вынуждены оставить свою веру и  пройти через болезненный процесс отбрасывания дискурса, который придавал смысл их жизни и вырисовывал роскошное будущее, состоящее из  бесконечного прогресса".

Какова природа этого болезненного процесса, о котором говорит Грир?  Именно этот процесс описывают Элизабет Кюблер-Росс в книге "Пять стадий скорби" (Five Stages of Grief.)  Читатели Грира могут отметить, что Грир уже писал об этих пяти стадиях  в связи с окончанием нефти.

Я совершенно согласна, что эта модель не только уместна, но и неизбежна для тех, кто не сойдет с ума или выживет в условиях коллапса индустриальной цивилизации,  и считаю, что надо остановиться подробнее том, как нам перейти через них.

Отрицание

Кюблер-Росс и Дэвид Кесслер так описывают отрицание в своей статье:
"Первая стадия скорби помогает нам пережить потерю.  На этой стадии мир становится бессмысленным и обескураживающим.  Жизнь теряет смысл.  Мы находимся в состоянии шока и отрицания.  Мы теряем дар речи.  Мы начинаем думать, как нам жить дальше, зачем нам жить дальше.  Мы ищем способы просто проживать день.  Отрицание происходящего позволяет нам справляться с ежедневными проблемами и выживать.  Отрицание позволяет нам замедлить чувство горя.  В отрицании есть свой смысл.  Это способ, которым природа позволяет ограничить наше вмешательство в процесс.

Что касается пикойла и распада общества, то насколько это возможно, мы будем отрицать происходящее.  Мы будем стараться минимизировать проблему, заявляя, что технология спасет нас,  и возможно будем переносить наши беды на других, видя в них причину нашего несчастья. Если бы только у нас был другой президент от другой партии,  если бы только эти проклятые иммигранты отправились домой, туда, где им место,  если бы только мы нашли другую работу или купили другой дом, всё бы наладилось. Когда эта тактика более не работает или подводит, мы сталкиваемся с неизбежными потерями, и либо продолжаем в том же духе, либо у нас начинается психическое расстройство и желание покончить с собой.  Если мы будем продолжать  настойчиво действовать по-старому, следующий этап - злость.

Злость

Важно, чтобы злость могла разряжаться, но не других.  Хотя  сегодня не время, чтобы “быть вежливым,” выплескивание своей злости на других опустошит вас еще больше эмоционально и физически. Злость просто указывает на то, что за ней скрывается огромная боль.  Это также  весьма сильная эмоция, и если допустить ее выход, мы увидим, что эту эмоциональную силу можно направить в нужное русло.

Подавление ярости обескураживает и оставляет наедине со своей болью. Чувство злости  освобождает и разблокирует тело и душу. Это важный шаг к излечению, и к тому, чтобы принять перемены.

Кюблер-Росс и Кесслер пишут:
"Злость – это сила, и она может служить якорем,  давая временную почву для пустоты, образовавшейся от потерь. Вначале горе кажется огромным как море без берегов... . Внезапно вы видите сушу – и это ваша злость….Злость становится мостом через море, связью между вами и другими.  Это нечто, за что можно уцепиться; и это лучше, чем чувство опустошения.

Торговля

Пытаясь справиться с болью, мы часто  начинаем играть  в игру с самими собой. Игра называется “давай договоримся” -  с самим собой, с богом, с родственниками, с кем бы то ни было.  Часто мы пытаемся контролировать то, что находится вне нашего контроля.  Отец может убеждать себя в том, что если он хорошо подготовится  к будущему, он сможет спасти от голода свою семью.  Иногда люди начинают убеждать себя в том, что  если они поставят солнечные батареи на крышу дома или купят гибридный автомобиль, они переживут будущий дефицит энергии. Как говорят Кесслер и Кюблер-Росс: “Мы остаемся в прошлом,  торгуясь с настоящим за выход из тяжелой ситуации.”  Или же прыгаем в будущее и воображаем, что нас не достанет боль. Но боль в распадающемся обществе живет долго, возможно до конца нашей жизни.   Она рядом с нами, и к ней надо подходить сознательно и с изрядной долей мужества.

Депрессия

Кюблер-Росс использует этот термин, но его можно заменить на «отчаяние».  Когда она говорит о депрессии, она не имеет в виду клиническую депрессию. Это, скорее, депрессия, возникающая в результате потери образа жизни, к которому мы привыкли, и который ведем, возможно с самого рождения.  Можно заменить его на «скорбь». О потерях можно скорбеть,  и мы должны впустить в себя это чувство. По этой причине, работа со скорбью, по моему мнению, важная подготовка для входа в будущее, обещающее столько потерь, и пока мы не научимся сознательно скорбеть о них, мы будем ими подавлены и эмоционально беспомощны. Более того, без скорби по поводу утерянного, нет никакой возможности двигаться дальше к принятию ситуации и обновлению жизни.

Принятие ситуации

Я спешу добавить, что принятие ситуации – не значит согласие или  “одобрение” того, что произошло. Скорее, это означает научиться жить без того, что мы потеряли, научиться жить по-новому, понимая, что жизнь без того, что утеряно, -  новая норма.  У нас есть радости и горести.  Мы движемся вперед с ошибками и неудачами.  Тем не менее у нас возникают новые отношения,  мы изменяем образ жизни, изобретаем новые способы удовлетворить своих потребности,  обнаруживаем новые возможности, о которых даже не предполагали, и в конце концов, понимаем, что выжили. Мы  с гордостью думаем о наших  скрытых, ранее не проявленных возможностях, и я даже думаю, что можем испытывать по этому поводу радость.  Мы с готовностью обмениваем сказку о бесконечном прогрессе  на то, что Джеймс Говард Кюнстлер называет “жизнь, построенная собственными руками.”  Правда заключается теперь не в будущем, которое мы заказали, а в том, которое сами построили.

В книге «Будущее, которого мы не заказывали» Грир предлагает два момента, придающих нам силы. Первый – это новое определение надежды. “Надежду нельзя путать с оптимизмом,” -  говорит он. “Это не пассивное ожидание того, что к вам должно придти что-то хорошее. Скорее,  это признание того, что в любых обстоятельствах, есть положительные цели, которых можно достигнуть, если следовать заранее продуманному плану.”

В дополнение, Грир  призывает психотерапевтов и других профессионалов перейти через свое отрицание и признать реальность ситуации;  это позволит           “оказывать психологическую помощь индивидууму и коллективу с приходом малоприятного будущего.”

Я очень рекомендую прочитать «Будущее, которого мы не заказывали». В книге вы найдете стратегии выживаемости, позволяющие подготовиться -  эмоционально и духовно - к будущему, которого не заказывали.  Эти стратегии требуют от нас  твердости  и значительной личной интроспекции, вместе с активным участием в жизни сообщества. В конце книги Грир говорит:
"…пришло время прислушаться к голосу, который говорит, “Дорогая,  мне очень жаль, но Дед Мороз в этом году не приедет”.  Услышав это, и погоревав некоторое время, мы должны глубоко вздохнуть,  принять тяжелые факты, и выбрать наилучшую стратегию из ограниченного списка таковых.  Этот процесс должен в значительной степени поддерживаться психотерапевтами и другими профессионалами, принявшими  реалии нашего века и оставившие миф о прогрессе…".

"Будущее, которого мы не заказывали" – снимает всю спесь и радикально переформулирует  «надежду», от пассивного ожидания  на активную позицию.

__________________
*Имеется в виду, что запасы ископаемого топлива в 70-х – 80-х  можно было использовать для развития инфраструктуры возобновляемой энергетики. Сейчас таких «лишних» запасов уже нет -   ВП.

Каролин Бейкер (Carolyn Baker), Ph.D. (доктор философии), адъюнкт-профессор истории и психологии и психотерапевт, занимающаяся частной практикой 17 лет. (Она никогда не была лицензированным психологом). Ее последняя книга Sacred Demise: Walking The Spiritual Path of Industrial Civilization’s Collapse (Священная смерть: духовный путь через коллапс индустриальной цивилизации) уникальна, т.к. предлагает эмоциональный и духовный инструмент подготовки к жизни в пост-индустриальном мире. Выходящая скоро книга Navigating The Coming Chaos: A Handbook For Inner Transition (Проход через  хаос: справочник по внутреннему переходу). Другие книги: Coming Out From Christian Fundamentalism: Affirming Sensuality, Social Justice and The Sacred (2007) (Выход из христианского фундаментализма: утверждение чувственности, социальной справедливости и святости), U.S. History Uncensored: What Your High School Textbook Didn’t Tell You (2006) (История США без цензуры: То, что вам не расскажет учебник) и The Journey of Forgiveness (Путь Прощения)(2000). Ее блог  http://carolynbaker.net.