Наказание Таланта Красотой

Александр Ясень-Горелов
   Так уж распорядился Всевышний Творец Неба и Земли,
что зачастую люди талантливые не могут не то, что-бы
похвастаться "приятственными" внешними данными(не говорю
уже о действительно красивой внешности, хотя за шесть тысяч
лет нонешней цивилизации единого "критерия" Красоты -
не объяснено), но просто(?) - "прилично выглядеть в приличном обществе"
(хотя, опять-таки, - что есть "общество приличное" - нам не ведомо)...

   Примеров тому - "масса массивная" - от Эзопа до абсолютно всех
известных мне Ефремовых - Ивана Ефремова - "философа-ленинградскго",
Олега Николаевича и Михаила Олеговича(Отца и Сына),  Николая Васильевича 
с Александром Сергеевичем(Гоголя и Пушкина), плюс - великого
"множества-множеств" Их "сотоварищей по  внешним признакам",
которых  обладателями "приятной внешности" могли назвать только
"Льстецы Льстецовичи"...

...Не трогая Всех Прочих Великих - я попытаюсь осмыслить бремя
"артистической брато-сестрии"...

   Меня могут посчитать определённо "пристрастным", что для иллюстрации
этого "иронического" эссе я выбрал портрет Елены Борисовны Добронравовой.
   Это сделано - не просто - возможно, это сделано - умышленно.
   С самого рождения "вахтанговской школы" Евгений Багратионович
(по единодушном воспоминаниям многочисленных современников и современниц -
сам редчайшего обаяния мужчина, но отнюдь не красавец, но - "гусар")
сам мог-бы стать истинно - "исторической иллюстрацией" к этому эссе.
А, уж, о Его Таланте(многогранном!)красноречиво говорит тот факт,
что за всю 90-летнюю историю Театра имени Вахтангова - даже самый
пристрастный недоброжелатель не найдёт ни одного "тёмного пятна"
в истории этого прекрасного Российского Дворца Мельпомены -
достойного дитя" достойнейшего "родителя".
   Но Елена Борисовна - более известна моим потенциальным читателям,
и оттого я избрал именно Её этот малоизвестный портрет из сложнейшего
спектакля Театра имени Евгения Багратионовича - "Насмешливого моего счастья",
где именно душевная красота окружения(самого далеко "не красавца")
"Антоши Чехонте", - ярко подчёркивается чисто "телесной" красотой
Лены Борисовны(как я всегда называл эту - истинно прекраснейшую Женщину,
и не только  в вахтанговском "закулисии", но и на Планете вообще).
    Мы видим всё "слитым воедино" - печаль всё понимающей прекрасной Женщины,
которая предвидит не только блистательную творческую жизнь своего Героя,
но и его далеко не самую лучшую в этим мире участь - не только душевное
непонимание(а зачастую - ненависть!)окружающих, но и трагический финал -
"вагон, для перевозки устриц", в то саме время, когда Герою начинает казаться,
что окружающий "мiр" - начинает потихонечку "прозревать".
    "Щука" вообще умеет распознать "это нечто" в своих потенциальных
"птенцах" - ни со сцен Экс-СССР и России, ни с кино- и телеэкранов,
многие десятилетия не сходят Их блистательные работы.
   Именно Елена Борисовна - один из самых ярких примеров того,
что Красота, - спасая "мiр", - вневременной, постоянно страдает,
не всегда может перебороть "планиду", и - очень часто станиится
Жертвой(и дай-то Бог - искупительной!).

...Ощущать, нет - твёрдо знать, быть уверенным, что ты -
не "сладкая конфетка в очень красивой обёртке", а - тончайший
"инструмент познания Природы", видеть, осознавать, что
окружающим практически нет до этого(твоей вневременной боли
за несправедливости мiра)абсолютно никакого дела - вот уж действительно
необходимо запастись и терпением, и здоровьем...
   Трижды прав Юрий Васильевич Яковлев, которой в своей прекрасной
"автобиографии" под названием "Альбом моей судьбы" неоднократно
подчёркивал необходимость отменного здоровья человека, а особенно -
"актёрской братии".
   Это "разрыв" между "ями" - какое именно из них -
"первое", а какое - "второе", может побороть исключительно здоровый
психо-физиологически человек(я имею ввиду науку психофизиологию,
какую описывал в своих книгах Иван Ефремов)...

   "Не бывает наказания без вины!" - бывает, и - запросто ,
и даже очень-очень часто!Можно сказать - спошь и рядом:
"Три страсти движет Человечеством - Зависть, Лень и Похоть,
но только основываясь на комплексе либо - личностной
неполноценности, либо - личностного превосходства!"...
  Вот и "наказывают" красивых, умных, талантливых людей
основываясь именно на комплексе неполноценности(своей) -
"возжелают" Их, завидуют Их Таланту, Красоте, Уму, а когда
не имеют возможности "поиметь" Их(Его, Её) - либо насилуют
мерзко и беспощадно, либо - травят столь-же последовательно,
либо - просто уничтожают чисто физически(когда не имеют
никакой "узаконенной" возможности ни на "первое", ни на "второе")...

  Красивый Человек, в глазах "окружающего мира" - уже виновен тем,
что Ему "отпущено свыше" несколько больше(пусть только - необъяснимой
мыслителями Древности - привлекательных очертаний "силуэта",
оттенка цвета кожи, её бархатности, шелковитости, "поволоки глаз",
неуловимой мысли "очаровательности")"внешних данных", чем "всем прочим"
(а следовательно - НИКОМУ, кроме Него, "Избранного" : "Держи вора!")...

  Уже только этим Он - Изгой, которого только "терпят" - завидуя Ему,
и стремясь по мере "силёнок" походить на Него хоть малость...

   Матлюбэ Алимова.Не боле пяти-семи, на моей памяти,
прекраснейших(и не только "телесно")российских Актрис
без весьма ощутимой внутренней "дрожи" могли работать "в кадре"
с Владимиром Высоцким(с одной из них мне посчастливилось дружить
до нынешних, не самых лучших, времён), и все Они -
именно "наказаны красотой".
   Их боятся(но к ним - стремятся)снимать, либо -
эксплуатируют (а говоря жёстче - морально насилуют)
в привычной не особенно требовательному зрителю "маске"!
И мы, кто - с печалью, а кто - со злорадством, наблюдаем
эту, в общем-то, невесёлую трагедию -
трагедию "неснятой маски"...


   Красота, сама по себе, -(банально)- действительно не стоит
самого ломанного гроша(даже если он отчеканен на лучшем "монетном дворе":
"Светит, но не греет!").
   Только озарённость необъяснимым окружению
"внутренним светом" способно "греть в отдалении" -
как некий Маяк, что указывает мореходам путь в гавань:
Гавань Добра, Чистоты Душевной, Искренности Отношений.
"Маяк - угас, но курс - указан верный..."

   P.S: Много имён, любимых истинными почитателями прек-
расного, можно было-бы вспомнить на этих страницах.. Ограни-
чусь только одним - Джемма Сергеевна Фирсова-Микоша.
   Наиярчайшая ученица Александра Довженко и Михаила Ромма.
Режиссёр-документалист, получившая мировое признание своими
работами.
   Поэт, которого, к моему глубочайшему сожалению, ещё
очень мало знают, но глубиной стихов которого будут наши,
возможно более счастливые, потомки:
   Не дай мне Бог почувствовать успех,
   Признать своё хоть в чём-то совершенство,
   Не допусти, чтоб на устах у всех
   Моё звучало превосходство и главенство...
   ...Не дай мне Бог всё в жизни получить,
   Пресыщенной на пир друзей явиться,
   И расхотеть стремиться и учиться -
   Не дай мне Бог вдруг захотеть учить...
   ...Не дай мне Бог бояться пораженья
   И действовать оружием врагов,
   Не дай мне Бог почувствовать оков
   Бессмысленности вечного движенья...
(Стихи Джеммы Сергеевны Фирсовой-Микоши
можно прочитать на сайте "Стихи.ру".
Они там опубликованы Автором под таким названием:
"Памяти Орлицы-альбиноса Джеммы Фирсовой-Микоши").
   Эссе издано в "Наследии"(книга 3-тья 2014 года).
   УДК 82-8
   ББК 84(2Рос-Рус)6-5
   Н31