думать надо

Нина Шарыгина
Познакомились на заводе – он электрик, я аккумуляторщица. Сошлись на кранбалке… она у нас постоянно ломалась. Парень только демобилизовался, холостой, молодой и улыбчивый. Да и я не промах! Сколько девок и баб хороводилось возле него…
А я глаз положила – моё! А жили, как на грех, в одном доме. Я на первом, он на пятом этаже. Ребятам дали квартиру под общежитие.  Дембели. Они по путёвкам приехали на КРАЗ. Мне дали комнату с подселением, 10 кв.м. я с сыном двухгодовалым. Молодая вдова. А кровь кипит. Горе уже отдалилось и как-то надо выживать.

Прожили мы с моим человеком четверть века. Нет! Не хватило до четверти два месяца.
Вот и стала расталкивать эту толпу горячих женских сердец. Сначала на работе, потом и к себе пригласила. Как-то не думалось о плохом. Да он и не позволил бы плохого.
Пришёл, принёс вина бутылку, цветы. Посидели, поговорили. А я же домашняя девочка. Да и соседи люди семейные. Красивенный молодой человек! Высокий, голубоглазый. Брючки наглажены, свежая рубашка. Мне неудобно оставлять. Они же знают, что я не замужем.
Потом пришёл ещё раз. А в третий раз когда был, у меня сын уже дома был. Он в круглосуточных яслях на неделе. Ну, вот посидел, поговорили и я попросила подождать, пока сына спать уложу. Прилегла с сыном, да и сама уснула!
 Просыпаюсь! А мой кавалер рядом спит. Так до утра и проспали рядом. Так и остался у меня мой человек. И уже после, спустя несколько лет, стала вспоминать и оказалось, что остался он именно в годовщину моего первого мужа…19 октября 1968 года. Как Бог подал!
Получилось, что я вышла замуж ровно через два года после смерти первого мужа.
Много чего было в нашей жизни. Одно то, что только по его воле семья сохранилась… Я бы на первом году разошлась. Причём и повода не надо. Просто так хочу!
Расписывались в ЗАГСе, я была уже тяжёлая. С сыном.
А после, через много лет узнала, что был женат и не разведён. С Армии приехал сюда, получил паспорт, и кто бы искал его жену. И получилось, что я тоже с таким именем и отчеством и фамилией. Только год рождения не сходится. И я при случае всегда ругала его двоеженцем. А когда настаивала на разводе, он говорил, что я ещё не отработала деньги заплаченные им в ЗАГСе.
Он в Армии дружил с девушкой и демобилизовавшись, переписывался с ней. Не сообщил о своей женитьбе. Она приехала. Из Белорусии. И они ушли в гостинницу! Меня представил, как сестру. А первую ночь по приезде её мы спали втроём, на одной кровати. Другой не было. Да и где взять на десяти метрах?..
Это был только первый повод к разводу. Начало.
Всё время, пока мы жили, с его родственниками переписку вела я. Мой человек писать не любил и эту обязанность сложил на меня, как на жену. Когда уехала эта дама, из Белорусии которая, они переписывались. Часто очень. И я стала ходить на почту и сама забирать эти письма. Девчонки знакомые, отдавали. Похохатывали. И в один из дней мне надоели эти письма и я сама написала ей ответ – что мы женимся, у нас сын будет скоро и он любит меня. Вот так и устроила всё сама. Она согласилась с моими доводами и перестала писать. До сих пор храню её ответ.
Потом как-то приехжал его отец. Мой хороший, чтоб отпроситься с работы, поехал с ним на завод. Оставил папаню возле медпункта, а сам побежал в цех, к начальнику. Всё было просто – не было проходной, не писали заявления на отгул. Когда прибежал назад, возле отца стояли блюстители закона. Батя пьяненький и кричал, что «он шпион мацаду»… Кто-то вызвал милицию и ещё б маленько, его бы забрали. Кое-как сын отговорил закон, что батя фронтовик, тяжело ранен был и т.д.
Сколько то он у нас прожил. И каждый день пьют. Моему сыну и дочери было лет 10 и 9. И вот дед – поедем ко мне! У меня коза есть, у неё две титьки – одну тебе, другую мне. Дочь в рёв – а мне? Так там не одна коза! У меня много их. Кое кое как я отправила его домой. А он там с женой разругался и приехал! И вот сколько у нас жил. А мне эти пьянки…Да ещё и учит сына – «цыть, жена! Жена да прилепится к мужу своему». Это он из Библии. Муж мой.
Как-то проснулся, это уже в нашей квартире, и говорит – Нинка умерла.
Я говорю – тебе что, приснилось? Нет, говорит. Правда.
И после пришло письмо от родных, что та жена и правда умерла. Она старше была его на девять лет. Как он почувствовал? Надо же!
А к дочке всегда заходил. Как едет к родне, обязательно к ней зайдёт. Даже фотографировался с ней. Ну, тут и я ещё наказывала, чтоб зашёл. Ребёнок же не виноват, что у вас не сложилось. И вот парадокс! Сама отправляю, наказываю и сама же потом винтом хожу до самого его приезда. А вдруг там прилипнет? Дочь ведь…
Уже перед бедой писала родственникам, что он болен и тяжело. Но за полгода до конца он съездил в отпуск, показался. Естественно он был на высоте, как всегда. Ничего не увидели родные. А я его отправляла с наказом – сходить на могилку к матери. В мыслях было, что больше не придётся ехать. Это последний раз. И как в воду глядела.
Не сходил к маме. Весна. И снег, а под снегом вода. А он в туфлях, и не получилось.
К тёте его тоже попала через много лет. Сам умер и мы с тётей переписывались очень часто. Посылала фото детей и письма тёплые. Она старенькая уже была. Наверно, только мои письма её держали на этом свете. Я съездила к ней в 2006 году. Поговорили
, пообщались. Несколько дней была там. Она даже варежки связала, сама! Внучке моей. Старшего сына дочке. Не дала мне даже рядок связать. - Это моя правнучка и я сама ей свяжу. Да ведь и связала, как будто меряла!
Осень. Я на базар сходила, купила арбуз. Большущий! И мы с тётей Катей половину съели. Вдвоём. А потом ночь вся в беганьи в туалет. Вода дырочку найдёт! А она сходит и смеётся сама над собой – вот, надо же, нахваталась с радости.
Была полная женщина. Титьки по ведру. А я приехала через столько лет – она усохла как-то. Худенькая стала. Маленькая. Больная вся. Она и была-то не очень здорова, а за столько лет (наверно лет тринадцать я не видела её) совсем высохла. И всё отдаёт и отдаёт. Возьми, мне уж не надо. Ну, вот малому взяла одеяло ватное, как память. И фото забрала все родных. Правда что – нас там почти никто не знает, папы нет. Так и выпали мы из той родни. Дочь его не пишет, сама я тоже не пишу, да и адреса не знаю.
 И не прошло полгода, Господь призвал её. Очень хорошая женщина. Добрая, мягкая. И для себя-то не жила. До пятидесяти нянчила мать свою, потом вышла замуж, да не надолго. Всего 10 лет прожили и дед умер. Детей не было и мой муж ей был за сына т.к. его мама рано умерла.
Так вот, когда я была у неё, она видно уже готовилась – отдала мне все фото и письма.
- Я умру, а больше вас никто не знает. Выбросят. Забери. У тебя дети. Им пригодится.
И храню все письма для детей. А надо ли – не знаю.
Сделала вот стену дома всю в рамках фото. Альбомы не смотрят. Хоть на стене увидят родных.
Может и не нужен никому мой архив, но храню. Так положено. Я старшая. Должна быть мудрее. Бабушка говорила – маленькие детки – ноги впереди, а у стареньких голова. Так вот я уже старенькая. Надо думать.
Не знаю, надо это выносить на народ или нет, но у многих судьбы схожие. Кто-то в этом и себя увидит. Не держу обиды ни на кого. Всё было как я хотела. Сама строила свою семью. Поклон до земли всем, кто мне встретился на пути. Видно, хорошего больше было.