2Шура

Тамара Белова
     По окончанию пед училища из области пришла разнарядка по школам. И Шуре достался самый отдалённый Алекзаводский район – село Базаново. Это же места бывшей царской ссылки: Александровский завод, Акатуй и другие здесь были тюрьмы, где отбывали ссылку декабристы, в том числе и политический ссыльный Н.Г.Чернышевский. С её то слабым здоровьем, как насмешка-«ссылка» в такой отдалённый район. Я ходила к директору, просила отменить ей эту «ссылку». Но Борис Львович ответил, что не он ведёт распределение и отменить не в силах решение Облано. Что же собой представляла эта деревенька?
 
 Небольшое село. Учеников немого. Школа - бывший купеческий дом. И этот молодой специалист- учитель начальных классов по образованию, становиться сразу директором, учителем всех четырёх классов к тому же истопником, уборщицей и сторожем одновременно. Комната тут же в школе.
Ученики со всей округи, из недалёких посёлков. Первый и третий класс по четыре, шесть человек. Занимаются одновременно: на одном ряду один класс, на другом –другой. Второй и четвёртый классы тоже не больше по количеству. Планы же надо писать каждый день для четырёх классов.
 
  Была я у неё в 1959 году. Ездила за швейной машинкой в Алекзавод. Полу вымирающая деревенька. Сомневаюсь, что это село сейчас существует. Но четыре года мы были обязаны отработать. Дети и жители уважали Александру Ивановну. Старались ей во всём помогать. Но здоровье она там окончательно подорвала. Наконец, она нашла место в Сибири не далеко от  Шушенска. Село Бархотово. Однажды я была проездом в Забайкалье с Урала с детьми и сделали остановку. Побывали в Бархотово. Порадовалась, что Шура сейчас работает в хорошей школе семилетке. Имеет уютную квартиру.
 
    Но недолго ей уж оставалось. Сердечко всё чаще давало сбои. Ездила она на Чёрное море, на курорты. Лечилась в Красноярске у хороших врачей. Но она так устала от постоянных приступов, что написала расписку с просьбой сделать ей операцию на сердце. Врачи предупреждали, что она может не выдержать и не проснуться после операции. Врачи попросили, чтобы она написала свои родным не будут ли они против этой операции. С такой просьбой она обратилась и ко мне. Умоляла меня, чтобы я дала своё согласие тоже, как самый близкий ей человек. « Ты же знаешь, как я люблю жизнь, я обязательно выдержу. Я так устала, сил нет больше. Врачи хорошие, грамотные, они вернут меня к жизни». 
 
И я написала, что согласна. Она написала, когда  будет операция и кто будет делать. Я ждала и всё время плакала. Я не могла допустить, чтобы моя Шурочка могла умереть. Она для меня была самым родным и близким человеком. Такой она и остаётся в моей памяти и сердце. У меня всегда висит фото, где мы с ней сняты. Пишу, а слёзы застилают мне глаза.
Сердечко моей подруги не выдержало. Да она сама знала, что не проснётся. Заснула с улыбкой. Доктору сказала, что хочет, чтобы её запомнили весёлой, какой она была при жизни.
     Умерла она 13 октября 1971 году. Я летала на похороны. В гробу лежала улыбающаяся подруга. Никогда в жизни не видела покойников с улыбкой на лице. Да, спокойная, счастливая улыбка, даже радостная, что муки её заканчиваются на земле. Она будет обязательно в царстве небесном. Я, думаю, что так оно и есть. Александра Ивановна не имела врагов. Быстро и легко приобретала друзей близких по духу. Знала наизусть много стихов Ахматовой. Мне написала целый лист, что я должна прочесть. И я старалась выполнить её наказ. Знаю много наизусть стихов, да и сама стала писать. Всё это благодаря моей единственной на всю оставшуюся жизнь верной подруги юности и до гробовой доски.

  На фото Шура с моими сыновьями у нас в Качканаре 1965 год

Да, мы уже не те, что были. 55 лет промелькнуло в мгновение ока.


http://www.proza.ru/2013/02/17/1697