Роковая женщина

Валентина Товпегина
        "Все, что я унесу с собой, — это лишь воспоминания, связанные с любовью. Вот настоящее богатство, которое должно следовать за вами, сопровождать вас, давать вам силы идти дальше." С.ДЖОБС
               
Фотограф, как-то раз меня снимая
На фоне ослепительного дня,
Случайно проронил, что роковая
На самом деле внешность у меня.(Наталья Седова-Шмелева.)
                                В октябре мне пришлось проделать далекий путь на поезде с востока на запад. В купе нас было трое. Молоденькая женщина- лет 18- ехала до Екатеринбурга;  в соседнем вагоне оказались ее приятели, поэтому она больше находилась там. А мы, две ровесницы, об этом узнали при знакомстве, весь долгий путь проговорили, будто сестры или близкие подруги, встретившиеся после долгой разлуки.
                Сразу же, как только я вошла в купе, почувствовала теплоту и расположение трех женщин, которые, не умолкая, щебетали о чем – то, иногда обращаясь ко мне с вопросом, куда следую, будут ли встречать меня по приезде.  Наконец, объявили об отправлении поезда. Две веселые подружки моей новой знакомой быстро удалились. 

 А Наталья, тяжело вздохнув, произнесла : «Вот здесь мой дом, мои самые близкие люди: Вера и Ольга». Она замолчала и стала смотреть в окно, а я не могла отвести глаз от нее: такая она была красивая! Пепельного цвета волосы с проседью спадают кудряшками на лоб, плечи, спину,да еще и вокруг головы раскачивается нимб из кудрявых волос. На лице  никакой косметики.

 Оно и без нее (косметики) прекрасно! Сквозь белую кожу пробивается румянец, морщинки только у глаз, а глаза, не сказать, что большие, но очень выразительные;взгляд этих глаз  пронизывающий, запоминающийся сразу. Длинные ресницы придают лицу какую – то кукольную красоту.

 Нос чуть – чуть вздернут. Я уже заметила, что улыбка у этой женщины божественная - красивое лицо становится еще красивее, теплее, когда она улыбается. И фигурка этой невысокой женщины тоже замечательная: длинная шея, тонкая талия, стройные    ноги. Одета она во все черное.  Вот эта одежда, задумчивость Натальи выдавали то, что не совсем все хорошо у моей спутницы.
                Когда устроились, попили чайку, опять завели разговор; Наталья рассказала, что едет к сыну и родителям в Петербург - в свой родной город.Ее рассказ-исповедь ошеломил меня.
 -Да, в Питере ( тогда еще Ленинграде) я родилась, училась. Поступила в  медицинский институт, но не закончила, влюбилась в лейтенанта и уехала с ним «служить».  Познакомились мы с ним случайно. Мы с подружкой  после лекций в институте остановились в парке, чтоб отдохнуть, подышать воздухом, напоенным ароматом цветущей липы. К нам подошли два офицера. Меня будто кто толкнул, будто кто – то сказал: «Это он!»    Никогда не забуду это чувство! Видела только его, слышала только его, таким интересным он мне показался!         

 Они шутили, мы смеялись, так и познакомились.  Виталий  был и внимательный, и хороший во всех отношениях, а я была очень молодая, влюбленная по уши. Разве в восемнадцать лет думаешь о чем – то, кроме любви? Родители мои – музыканты. Они очень меня любят, всегда зовут домой, отговаривали от раннего замужества. Но и препятствовать моему решению не стали: Виталий им нравился.

 Русский богатырь с голубыми большими глазами, с румянцем на щеках, с копной черных волос и доброй улыбкой, он был неотразим. Всегда спокойный, рассудительный, твердый в своих решениях, «ласковый дипломат», он обаял моих родителей. Они решили, что из всех моих поклонников он самый подходящий.

 Не хочу хвастаться, но, действительно, ухажеров было предостаточно. Но меня тянуло вот именно к нему. Я очень скучала, если не видела его, хотя бы один день. Мне надо было обязательно видеть его, разговаривать с ним, он всегда мне рассказывал что - нибудь интересное, подтрунивал надо мной, но я не обижалась. Никого на свете я так не любила. С ним было очень легко!  Только семь лет нам довелось быть вместе. Как я была счастлива! Виталий, как и мои родители, баловал меня, я не знала, что такое «тяжело», «плохая жизнь». Жила в свое удовольствие, всегда обо мне заботились, любили, окружали вниманием.
               
        Когда он погиб, я думала, что закончилась жизнь.«...Любовь... никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть..., потому что любовь – прекрасна!" - как сказал в свое время А. Куприн, а я в своей жизни испытала это...
  Мы отдыхали у его сестры на Алтае; почему – то всю весну он теял, что хочет увидеться с сестрой, зятем, племяшками, что хочет побывать в родных местах. Тщательно готовился к поездке, выбирал каждому подарки, обсуждал со мной любую мелочь, касающуюся поездки.
 
        А в тот день, когда я потеряла его, стояла жаркая погода. Как всегда, после обеда, захватив спиннинги, поехали на реку. Все было хорошо, спокойно. Почему я говорю о спокойствии, наверное, потому, что  у жен офицеров не бывает  абсолютно спокойной жизни, всегда беспокойство, тревога, ожидание.  А я будто предчувствовала, всегда боялась за него; если он задерживался, мне уже казалось, что что –то случилось непоправимое, я просто места себе не находила.

 Появлялся всегда радостный Виталий, и все напряжение улетучивалось. Мы с Ольгой ( его сестрой) хлопотали  у костра, готовились варить уху ( рыбу нам уже предоставили), а мужчины и племяшки опять спустились к реке.  Через какое – то время прибежал Максимка (старшенький племянник), которому исполнилось двенадцать лет недавно. Младшему было десять. Он прибежал с криком: « Мама, Сашка тонет!»

Как оказалась я на берегу, не помню. Вижу: Виталий и зять ныряют. То тот нырнет, и какое – то время его нет, то - другой, и так несколько раз, сердце мое выскакивало из груди! Вот когда я пожалела, что не умею плавать! Ольга вопила на всю округу. Потом я увидела вынырнувшего зятя, оглядывавшего поверхность воды, вдруг в  метрах пяти от него увидела и Виталия, пытавшегося поднимать тело мальчика над водой. Зять моментально среагировал и оказался возле Виталия с мальчиком, мальчика он принял и неуклюже поплыл с ним к берегу.

 Когда я взглянула на то место, где только что был Виталий, там никого не было. Прибежавшие мужчины на подмогу долго искали Виталия, ныряя и в  том месте, где его видели в последний раз, и дальше по течению – все бесполезно было... Нашли тело Виталия через два дня. Оказывается, причиной смерти стало корявое дерево, оно подцепило мужа за плавки, и сил, видимо, у Виталия уже не было, чтоб бороться за себя. Так и нашли его с деревом в нескольких километрах от того места, где он спас Сашу.

      Из глаз женщины катились  слезы, голос ее дрожал. Ей было очень тяжело вспоминать.  Кажется, она вот – вот разрыдается; но как вовремя заглянула в купе женщина, продающая в целлофановых пакетах копченую рыбу. Наталья сразу же отказалась от рыбы, а я хотела было купить, но она предупредила, сказав, что рыба не очень – то хорошая  в пакетах. Я, совсем не разбиравшаяся в копченостях, ее послушалась, и торговка удалилась с недовольным видом. Два дня мы говорили о разных пустяках, обсуждали старые фильмы, делились премудростями ведения домашнего хозяйства.
                А  вечером третьего дня пути Наталья, поговорив по сотовому телефону с  сыном, сказала:                "С Виталием у нас не было детей, Борька от второго мужа, который тоже не зажился.  Когда я вернулась с Алтая одна, я начала попивать. Сначала дома чуть - чуть, потом нашлись подруги. Я же без образования, работать все равно надо было, чтоб на что – то жить, чтоб не сойти с ума от горя. Работала и санитаркой, и техничкой, и продавцом, и страховым агентом – кем только ни работала.

 В двадцать шесть лет, через год после гибели Виталия, я вышла замуж за Михаила, только что вернувшегося  из Германии. Он отслужил там  пять лет, там же разошелся с женой. Очень переживал за дочку, она осталась с матерью.  И вообще он был таким человеком, который все принимает близко к сердцу.  Жили мы с ним дружно, родился Борька.  Как муж радовался, что у него теперь есть и продолжатель рода.

 Михаил никогда не жаловался ни на что, вредных привычек у него тоже не было. Ничего не предвещало беды. И вдруг на учениях у него остановилось сердце. Бориске тогда только исполнилось 13 лет. Это время, когда особенно нужен отец."  Наталья порылась в сумочке и достала маленький альбомчик. Я подсела к ней поближе, и мы стали вместе рассматривать фото, вернее, я – рассматривать, а она – комментировать.

 Вот прелестная девчушка  в платьице с белым воротничком, а на другом фото счастливая пара - он в военной форме, а она в плаще. Одной рукой он нежно обнимает любимую, а в другой руке у него зонт. Оба смеются. Затем я открыла фото, где запечатлена  семья. Мальчик лет 10 сидит между мамой и папой, а похожи они с папой, как две капли воды. Надо же так  уродиться!

 А Наталья, глядя на фото, сказала, что Михаил души не чаял в сыне,все свое свободное время посвящал Бориске, иногда ей казалось, что сын ближе был к отцу, чем к ней.  Так оно, наверное,и было.
                - Когда остались с сыном одни, сын стал отдаляться еще больше. Учился всегда хорошо, а вот сначала замкнулся, потом где – то задерживался по вечерам, а потом стал исчезать и по ночам. И плакала, и умоляла, чтоб он бросил свои тайные дела, но ничего не помогало, пока не случилось ЧП.

Вызвали в милицию, оказывается, подрался сын. Не знала, что и делать. Повезло, что у Михаила был хороший друг детства , который иногда навещал нас с сыном, обратилась к нему. Помог. Он с пеленок знал Бориску, сыночка моего. Познакомил Борю со своим сыном, его друзьями; ребята увлекались спортом, музыкой, они незаметно и увели из сомнительной компании Бориску. Я так была ему благодарна!
-Чем занимается сын? - спросила я.

- После окончания университета он несколько лет поработал юрисконсультом в нашем городе, а потом уехал в Ленинград, благо, что было куда. Мои родители совсем старенькие, а  квартира большая. Теперь и мне легче: под присмотром старики. Жена у сына хорошая, двое внучат у меня.

- А почему Вы, Наталья, не возвращаетесь в родной город?
- А вот прикипела я к Забайкалью. Да и жалко дом, дачу, все ведь своими руками создавала. Друзья у меня очень хорошие там, люблю забайкальцев:искренние они, добрые,бесхитростные.  Климат нравится, столько солнца! В Ленинграде мне тоскливо. Езжу, чтоб повидать родных, а чтоб жить там – и мысли не было.

 А сейчас еду после поминок.Подруги убедили съездить в родной город, развеяться, сменить обстановку.  Неделю назад поминали с друзьями Андрея, последнего моего мужа. Тоже был офицером, тоже хороший человек был, жили с ним душа в душу, но умер он. Она подала мне фотокарточку, на которой  запечатлена она и здоровенный мужчина. Оба такие красивые, веселые, счастливые! По ее словам, он умер от того, что, сшивая на работе папки, укололся иголкой, не придал  сразу этому значения. А когда обратились к врачам, опухоль дошла уже до плеча. Не спасли. Уже год,как его нет.


- Я вот иногда думаю, почему у меня такая судьба? То счастье льется через край, то горе. Избалованная девочка купалась в любви, а осталась одна на старости лет. Правда, в юности еще услышала нехорошие слова в свой адрес. Не поверила сразу -то, что сбудутся  эти слова старика-фотографа,который однажды  фотографировал меня в Пятигорске у памятника Лермонтову.  Он сказал,  что внешность у меня роковая, что жизнь меня ждет трудная,а я тогда лишь посмеялась в ответ... 

   Она тихо плакала,мне ее было очень жаль, но я не смела ей мешать:слишком велико было ее горе;порой только слезы помогают избежать внутреннего оцепенения. Фото из Инета.