В какую Скифию ходил Дарий?

Осипов Виктор
Поход персидской семисоттысячной армии во главе с царем Дарием на Скифию — сколько копий сломано вокруг этого похода целой армией исследователей! Был ли этот поход реальностью или придуман Геродотом, исследователи разделились примерно поровну.
Коротко напомню содержание этого похода по Геродоту. Персидский царь Дарий решил отомстить скифам за их набег на мидян и потому, когда набрались финансы, решил собрать войско и двинуться войной на гадких скифов. Для этого он двинулся из далекой своей столицы, которую историки помещают на юго-западе современного Ирана, к берегам современного пролива Босфор (на котором расположен самый крупный город современной Турции — Стамбул). Перейдя через этот пролив по специально построенному для этого перехода мосту (фактически понтонный мост из кораблей), Дарий направился в сторону Скифии, то есть на север, к устью Дуная (куда был направлен флот из кораблей, использовавшихся для моста через Босфор), где флот должен был построить второй мост, через Дунай.
Переведя свое семисоттысячное войско и по этому мосту, Дарий наконец- то ступил на скифскую землю. С момента выхода из своей столицы до вступания на землю Скифии Дарию пришлось преодолеть более 4000 км. Если верить официальной истории, после перехода через Дунай семисоттысячное войско за немногим более 60 дней сумело пройти на восток более 1000 км до современного Северского Донца(по прямой, без учета изгибов морского берега и переправ через реки), продвинуться немного на север на восточном берегу упомянутого Донца, повернуть на запад и вернуться обратно, но маршрутом более длинным, так как возвращались, по Геродоту, гораздо севернее пути на восток.
Вот с анализа маршрута движения армии Дария после переправы через пролив Босфор мы и начнем исследование. Анализ будем производить по «Истории» Геродота (Москва, издательство АСТ, 2009) в переводе Г.А. Стратановского. Поскольку официальные историки используют в исследованиях современную географическую карту, и нам не предосудительно использовать современные карты.
Куда после переправы через Босфор надо двигаться, чтобы как можно быстрее добраться до Дуная?
Здесь необходимо оговориться, почему именно быстрее. Дело в том, что во времена Дария зимой не воевали, армии распускались до следующей весны. Плавание зимой считалось очень опасным делом. Об этом полно сообщений современников Геродота, в частности, Фукидида. Института наемников еще не существовало, они появились в следующем столетии.
А зима в Скифии, как сообщает Геродот, длится восемь (!) месяцев. Да зима такая, что замерзает вода на лету, по сообщению Геродота. А потому для военного похода в Скифию остается четыре месяца. Так что время становится одним из решающих факторов в скифо-персидской войне. Вот почему скифы избрали стратегию отказа от прямого столкновения и выбрали тактику отсрочки решающей битвы, которая (битва) и выявляла победителя в войне. Дотянуть до зимы — и все, армия Дария перемерзнет.
Возвращаемся к карте. Так как быстрее всего дойти до Дуная? А выбора-то и нет — по приморской низменности прямо до устья Дуная. Как показывает протяженность автомобильной трассы на этом маршруте, где-то порядка 770 км (по прямой, без учета изгибов местности и побережья — 600 км).
Ищем подтверждения у Геродота:
«4-89...Дарий же переправился по мосту через Боспор и затем, пройдя через Фракию, прибыл к истокам реки Теара, где стоял станом три дня.
4-90...Источники эти находятся на одинаковом расстоянии двухдневного пути от города Герея у Перинфа и от Аполлонии на Евксинском Понте. Тот Теар впадает в реку Контадесд, Контадесд — в Агриану, Агриана — в Гебр, А Гебр, наконец, в море у города Энея.
         4-91. Дарий прибыл к этой реке и остановился станом на берегу...
4-92. Отсюда Дарий двинулся дальше и достиг другой реки под названием Артеск, которая течет через землю одрисов.По прибытии к этой реке царь сделал следующее. Указав своему войску место, он повелел, чтобы каждый воин, проходя мимо, положил туда камень. Когда воины выполнили его повеление, Дарий двинулся дальше, оставив на месте огромные груды камней.
4-93. Не доходя еще до Истра, Дарий сперва покорил гетов, которые считают себя бессмертными.Фракийцы же из Сальмидеса и живущие севернее Аполлонии  и города Мессамбрия,называемые скирмиадами и нипсеями, подчинились Дарию без боя. Однако геты, самые храбрые и честные среди фракийцев, оказали царю вооруженное сопротивление, но тотчас же были покорены...
4-97. Таковы были верования гетов, когда их покорили персы и они должны были присоединиться к остальному войску в походе. Между тем Дарий с сухопутным войском подошел к Истру...»
Обращаемся к карте и попробуем определиться, куда же направился Дарий. Где в то время жили одрисы, находим у Фукидида. Это — верхнее и среднее течение реки Гебр. Официальная история указывет, что Гебр — это современная река Марица. Находим Марицу и удивленно констатируем, что Дарий  отказался от прямого пути к устью Дуная и почему-то двинулся не на север, а на запад. Гебр течет на юг по равнине, ограниченной с запада Родопами, с севера - Гемом, с востока - безымянным (для меня) невысоким горным хребтом (за которым, по Плинию, жили скифы-земледельцы). Все реки, стекающие с окрестных гор и текущие по этой равнине, в том числе и Теар, впадают в Гебр. Логично констатировать, что истоки Теара находились на западном склоне невысокого горного хребта, который отделяет равнину Гебра от Черного моря.Таким образом, никакого сомнения в том, что Дарий двигался от Боспора в западном направлении, не может быть.
И опять непонятки. Геродот сообщает, что во Фракии не было дорог до похода сына Дария, который состоялся через двадцать лет после похода Дария. Ту дорогу, что построил Ксеркс для движения своей двухмиллионной армии, фракийцы, по словам Геродота, «не разрушают и не засевают, но до сих пор весьма почитают как священную».
Да если учесть, что до равнины Гебра Дарию пришлось двигаться через лесистые невысокие горы, без дорог, то приходится сделать вывод, что ежедневно он не мог проходить более 10-15 километров. Не надо забывать, что с ним шло 700 000 человек.
Итак, Дарий дошел до источников реки Теара. Можно ожидать, что теперь-то он  двинется на север, к устью Дуная, где для него строят мост.
Оказывается, он двинулся к реке Артеск, что протекает по земле одрисов. Если источники реки Теар находятся на западном склоне хребта, отделяющего равнину Гебра от Черного моря, опять получается, что двигался на запад. Но семисоттысячной армии проще идти вдоль рек, чем пробиваться черех пусть даже относительно невысокие, но лесистые горы. Поэтому логично предположить, что перечисление рек : «Тот Теар впадает в реку Контадесд, Контадесд — в Агриану, Агриана — в Гебр, А Гебр, наконец, в море у города Энея», - это путь движения армии Дария. А далее вдоль Гебра, по его равнине, в сторону реки Артеск. Но это в каком направлении? Где искать Артеск?
На помощь неожиданно приходит описание похода Ксеркса в седьмой книге. Мы имеем конечный пункт пребывания Дария во Фракии:
«7-58...Перейдя эту реку   [Мелас], от которой и название залива, войско повернуло на запад. Затем мимо эолийского города Эноса и Стенторийского озера    оно прибыло в Дориск.
7-59. Дориск же — это обширная равнина на фракийском побережье. По этой равнине течет большая река Гебр. Там уже раньше было воздвигнуто царское укрепление под названием Дориск. В нем Дарий во время похода на скифов оставил персидскую стражу. Местность эта показалась Ксерксу подходящей для смотра и подсчета боевых сил, что царь и сделал...«
Дарий побывал в долине Дориск? На фракийском побережье Эгейского моря? Но это точно на запад от Боспора. А Артеск вполне мог быть рекой относительно недалеко от устья Гебра. Хотя логичнее мысль, что Ксеркс устроил смотр войск на той же равнине, где его отец, Дарий, подсчитывал численность своих войск с помощью камней.
Подтверждается мысль о пребывании Дария на равнине Дориск и сообщением Геродота:
«7-108...Ведь, как я упоминал уже раньше, вся страна вплоть до Фессалии, была подчинена царю и платила ему дань. Покорил же ее Мегабаз, а позднее Мардоний.»
Как известно, Геродот сообщает в четвертой книге, что после бегства из Скифии Дарий оставил в Европе Мегабаза с задачей покорить Фракию. И полководец выполнил задачу: «5-2... Овладев Перинфом, Мегабаз повел войско через Фракию и покорил царю все города и народности вдоль побережья. Таково было повеление Дария покорить Фракию». То есть после Дориска двинулся домой, оставив Мегабаза с восмьюдесятью тысячами солдат.
[Кстати, если следовать, перейдя Гебр, морским побережьем Фракии (т.е. путем следования армии Ксеркса), можно встретить города Апполонию и Мессембрию. Упоминаемые Геродотом на Понте Эвксинском. Отсюда недалеко до вывода-Понт и Эгейское море - одно и то же. А вовсе не привычка в новых местах давать старые названия. Это вполне может быть.]
Получается, Фракия – узкая полоска эгейского побережья современной Турции? Тогда понятна уже приведенная фраз Геродота: «4-89...Дарий же переправился по мосту через Боспор и затем, пройдя через Фракию, прибыл к истокам реки Теара, где стоял станом три дня». Ведь из этой фразы логично сделать вывод, что источники Теара лежат за Фракией, за  ее пределами.  Если Фракия — узкая полоса побережья, то земли севернее ее уже не Фракия.Пройдя через Фракию — узкую полоску побережья, он вступил куда? В какие земли, чьи земли?
Получается, Дарий вступил в Скифию. Какие сообщения Геродота подтверждают этот вывод?
Известное сообщение Геродота, об которое сломано немалое количество копий:
«4-99. Фракия дальше Скифии выдается вперед к морю. Скифия же начинается за Фракией в том месте, где море образует залив и где Истр впадает в море (устье Истра обращено на юго-восток). Я сейчас опишу прибрежную полосу – собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины. Это – исконная Скифия, она начинается от устья Истра, обращена к югу и простирается до города, называемого Каркинитидой. Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенем тавров вплоть до так называемого Херсонеса Скалистого. Херсонес этот на востоке выступает в море."
Черным по белому написано - " Я сейчас опишу прибрежную полосу – собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины." Речь идет о линии побережья, обращенной (т.е.направленной) на юг. Речь не о территории, а о прибрежной линии. От Дуная на юг.
И Плиний сообщает, что южнее Гем, возле городов Мессембрия и Аполлония, жили скифы — пахари. То есть на территории современной Болгарии.
И Дунай вовсе не является западной границей Скифии. Внимательно читаем сообщение Геродота:
«Истр - первая река Скифии на западе; она становится самой большой и вот почему: в Истр впадают и другие реки, отчего он становится многоводным...»
Черным по белому написано-первая река Скифии. Разве идет речь о границе Скифии? Причем в пределах Скифии "она становится многоводной". А ведь Геродот знает слово граница, ибо рассуждает о границах Азии, Европы, Ливии.
И еще сообщение Геродота:
«4-100... Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом а андрофагами и, наконец, с меланхленами».
Обратите внимание :  «вверх по Истру».
И обращаю Ваше внимание на следующий момент. Сообщение 4-99 говорит о прибрежной линии «исконной Скифии», то есть о прародине скифов, откуда они разошлись в разные стороны. А вовсе не о северной береговой линии, куда наши мастистые историки помещают «исконную Скифию». Исконная Скифия и Скифия 6-ого века до нашей эры — разные территориально. А потому скифский квадрат (кстати, а почему не ромб, у него тоже равны все четыре стороны) нужно применять к балканскому побережью, а не северному. Тогда логично читается «4-100... Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат...»

Продолжение следует.