РИТА

Екатерина Сиванова
-Катюша! Тебе сейчас будет звонить Лена... Поговори с ней, пожалуйста!
-Да я ведь и не видела её никогда... И вообще... О чём?
-Я прошу тебя. Надо поговорить...
-Хорошо... Конечно!
Я выключила телефон и посмотрела в окно. Ох ,уж эта желтая стена дома напротив... Глаза бы мои её не видели...

 Осень. Уже почти совсем голый тополь растопырил ветки. Серое беспросветное небо лежит на моих плечах. Это север. Тоска...
Наша семья переживала в 2002 году тяжелые времена...
Андрей уехал из города, пытаясь найти хоть какую-нибудь работу. Я осталась одна с детьми. Егору было чуть больше трех лет, Маше не было и года.

-Алло! Катя? Катюша, здравствуй! Я на «ты». Ладно? Это Лена... Лена из Пскова.
-Да-да, здравствуйте... Мне Андрей сказал, что вы будете звонить...
-Катюш, я вот сказать хотела тебе про то, какой у тебя чудесный муж... Катя, понимаешь, Андрей... Он необыкновенный! У него просто огромная душа. Вокруг него столько света, он дарит людям столько тепла... Это здорово, что у вас есть двое детей... Рожай еще... От такого мужика рожать и рожать!
-Спасибо, Лена! Спасибо... Да я знаю...
-Я же слышу , что голос у тебя не весёлый. Ты давай там, соберись. Вот увидишь, что всё-всё наладится... Я вот, знаешь, сегодня первый раз за год ногти накрасила... Андрей меня так встряхнул! Говорит, уныние - грех... Мы слушаем его... Он у тебя мудрый... И Ритка повеселела. Андрей говорит... Ну в общем, мы тут решили все вместе, что надо перестать её мучить этими бесконечными лекарствами, химией... Вот домой её забрали...
-Спасибо вам, Лена... Спасибо! Это так хорошо, что вы рядом с Андреем, что ему было куда поехать... А то что-то совсем нас накрыло.
-Катюша, ну, хватит… Надо верить в хорошее... Всё будет хорошо и так, как надо. Господь рассудит как надо. Ты, главное сейчас, детей береги. Скоро будете вместе с Андреем...
-Спасибо, Лена! Спасибо вам... Вы тоже семье своей приветы передавайте. И Риту обнимите. Здоровья ей...
-Спасибо! Целую!
-Да-да... И мы вас целуем...

 Первым делом, закончив разговор, я сгребла в кучу Машку и Егора, усадила их к себе на коленки и расцеловала.

 С того момента в моей жизни появилась Лена. Потрясающая, красивая, с добрейшей, огромной душой, громким голосом и любовью к жизни. Лена была женой Гриши - офицера-подводника в отставке и мамой двух дочерей, Люси и Риты, 16 и 10 лет. Младшая девочка была больна лейкемией.
Раньше я слышала от мужа о том, что у него есть хорошие знакомые в Пскове. Но о том, что эта семья пытается победить страшную болезнь дочери, узнала накануне разговора-знакомства с Леной.

-Почему ты мне никогда не рассказывал о Рите? О том, что помогаешь этой семье? - спросила я мужа, с которым у нас никогда не было друг от друга тайн.
-Я знал какое на тебя это произведёт впечатление... Не хотел, чтобы ты переживала... У нас и Егор маленький, и Машу мы ждали... Прости.
-Что мы можем сделать? Как помочь?
-Ты просто иногда звони Лене...
-Хорошо.

 С работой в Пскове у Андрея ничего не получилось. Он вернулся назад. Спустя несколько месяцев, муж поехал завоёвывать Москву. Я с детьми осталась в нашем мрачном северном городке.
Тогда мы не жили... Выживали.
Но в минуты самого глубокого отчаяния я вспоминала свой единственный разговор с Леной, и мне становилось стыдно. Я не смогла найти в себе силы, чтобы хоть изредка звонить ей. Мне было неловко, страшно... И вообще я не знала о чём , а главное, как разговаривать с женщиной, которая отчаянно борется за жизнь своего ребёнка.
Все новости о Рите я узнавала от мужа, который и общался, и звонил, и помогал этой семье.

Спустя почти год, в самом конце сентября, Рита ушла.

Андрей ездил на похороны.

Вернувшись в Москву, позвонил мне:
-Как вы?
-Мы в порядке, не волнуйся. Ты как?
-Знаешь, всё такие мелочи по сравнению с Жизнью Ребёнка...
-Я понимаю. Как там?.. Как Лена? Гриша?
-Ты сама всё понимаешь. Мне нечего тебе сказать... Главное, что Ритка в последнее время была дома... И потом, в больнице ведь все рядом с ней были... Она всех увидела, и... всё. Она попрощалась со всеми! И... ушла...
-Царствие небесное... Господи, какое горе...
-Да... Ты деток береги... Целую.

 После этого разговора с мужем я долго не могла прийти в себя. Всё подходила то к Егору, то к Маше, разглядывала их, целовала, ощупывала, смотрела в глаза... Но в ушах звучал голос Андрея. И я не могла понять, что на меня произвело такое впечатление.
Только спустя день или два,когда потекла обычная жизнь, и эмоции от горя хорошо знакомых нам людей стали ослабевать, я вдруг почувствовала, как изменился голос моего мужа после похорон Риты. Он стал более глубоким, с насыщенными тонами и очень-очень нежным. С тех пор голос Андрея не меняется.

 Спустя полтора года мы встречали Новый год в городе, где жили родители мужа. Это было совсем недалеко от Пскова и, к счастью, Андрей смог уговорить Лену и Гришу приехать к нам, чтобы увидеться. Я очень переживала, волновалась и никак не могла понять, как себя вести.
Для меня Лена, пережившая страшное горе, была человеком из Космоса. Мне казалось,  я не смогу посмотреть ей в глаза...

 Мы встретились на даче. Сели за стол. Как-то разговаривали ни о чём. Выпивали, закусывали. Топили печку и переживали за кашель нашей Маши. Андрей с Гришей ушли в баню, Маруся уснула, а мы с Леной остались вдвоём за столом. Я налила по рюмке водки и сказала:
- Лена…, я рада, что наконец-то мы познакомились лично, не по телефону... Ты прости меня, что я не звонила тебе регулярно... Прости! Знаешь, для меня совершенно непонятно, непостижимо, что ты здесь сидишь, со мной разговариваешь... Я не могу подобрать слова... Но поверь, я чувствую... Я вижу тебя... Ты просто совершенно колоссальный человек... То, что ты пережила, для меня - космос... - Я говорила это всё как-то сумбурно, не глядя в глаза Лене. - Давай помянем Риту...
-Давай... Спасибо, Катюша... Ты светлый человек... Я знала, что у Андрея жена должна быть хорошая, но чтобы настолько... так душевно... Спасибо... Давай... За Риту нашу... 
-Ох...- Она расплакалась. Мы выпили. Потом еще...
-Лена, давай поговорим...
-Давай...
-Ты можешь мне рассказать всё с самого начала?
-Тебе это надо?
-Надо! И мне, и тебе надо!
-…Знаешь, Ритка в детском саду была самым здоровым ребёнком в группе... Про неё даже воспитательница говорила: « Вот ведь Турчина... Вся группа болеет, а ей хоть бы что»... А потом появились какие-то синячки... Я даже внимание не сразу обратила...

Мы говорили всю ночь. Вернее, говорила Лена. И плакала. Я слушала. И тоже плакала...
Уже под утро я, набравшись смелости, сказала:
-Лена, тебе надо родить ребёнка или... Или ты сойдешь с ума...
-Ты знаешь сколько мне лет? - усмехнулась она.
-Не имеет значения. Ты же понимаешь, что сейчас не ты решаешь... Ты просто должна впустить в себя эту мысль. А там всё будет как должно... Или не будет...
-Да... Я теперь вообще ничего не решаю. Знаю, что Ритка наша про нас Там договаривается.
-Тем более...

 Проснулась я с удивительно лёгким сердцем. И с пониманием того, что в моей жизни появился близкий человек.
-Спасибо тебе, Катюша! Я проснулась сегодня с улыбкой... Спасибо тебе! - сказала Лена за завтраком.

 В ноябре наступившего года в семье Турчиных родилась дочь.

 Крестить Полину мы поехали всей семьёй. Полинка, ещё совсем малышка, оказалась копией папы.
Перед тем как ехать в храм, заехали к Рите. Это было ранней весной. Солнышко, голубое небо... И грусть была светлой...

До сих пор мы вспоминаем, как во время крестин расплакалась наша Маша. Она долго смотрела на Андрея, который стал крёстным отцом Полины, и всё время держал малышку на руках, а потом безутешно расплакалась.
-Это что же, мамочка, - горько рыдала Маруся, - он теперь не мой папа, а вот этого ребенка?..
Марусю успокаивали все вместе.

 Жизнь стремительно неслась дальше. Мы не часто, но всегда подолгу разговаривали с Леной по телефону. Ещё бы - у нас на двоих было четверо детей и два мужа! Пока всё расскажешь и обсудишь... А потом и наш Иван родился.
Иногда, в Москву приезжал в командировки Гриша. Хорошо помню, как однажды я сказала ему:
-Может, вам подумать о переезде в Москву?
Гриша ответил, не задумываясь:
-Нет! Это исключено. У нас там Рита...
И мы жили дальше, лишь иногда встречаясь и взахлёб наслаждаясь общением друг с другом.

 Летом 2012 года  стало известно что Люся, старшая дочь Лены и Гриши, выходит замуж. Получив приглашение, мы стали собираться на свадьбу. Какие же это чудесные и приятные во всех отношениях хлопоты... Лена изредка звонила мне «на минутку». И в лучшем случае мы ограничивались получасовым обсуждением предсвадебной суеты.

 За последние годы мы с Леной не раз обсуждали тему замужества Люси. Я никогда не сомневалась в том, что старшая дочь моей дорогой подруги будет выходить замуж торжественно и красиво.
Когда Лена сообщила, что надо очень внимательно выбирать цвет платья для Маши, я поняла, что правильно оценивала размах предстоящего торжества.
Не стану скрывать, что отнеслась к затее с цветом платья Маши с изрядной долей скепсиса. Но вопрос «ехать или нет» в моей голове даже не возникал.

 Однозначно - ехать! Во-первых, в такой важный для семьи Турчиных день мы должны быть вместе с ними, а, во-вторых, я была уверена, что нашим детям просто необходимо увидеть Люсину свадьбу.

 Выехали из Москвы в пятницу после обеда. Погода была неважная - моросил дождь и заметно холодало.
За неделю до нашего путешествия  я начала изучать прогноз погоды в Великих Луках, где должно было состояться торжество. Картинка в интернете менялась каждый день.В какой-то момент я сказала себе: «Если Лена уверена, что будет тепло, значит, будет тепло!» - и перестала терзать метеорологические сайты.
Дорога оказалась на удивление быстрой и лёгкой. Но, скорей всего, таким было наше настроение, ведь только из Москвы мы выезжали больше двух часов, а основная часть пути проходила под проливным дождем.
 Наверное, километров за 100 до пункта назначения дождь прекратился, и мы увидели солнце.
Это была необыкновенная картина. Я схватила фотоаппарат, чтобы сфотографировать то, что мы увидели и, к счастью, успела. Над линией горизонта солнечные лучи разрезали серое небо и простирались прямо до дороги. Мы завороженно смотрели на это невиданное нами чудо, и я сказала: « Смотрите внимательно! Запомните, как это было! Такое чувство, будто сам Господь освещает нашу дорогу...» Дети притихли, и было не слышно, как мы  дышим. Казалось, нас окружила гулкая тишина..
 Вскоре стемнело, опять начался дождь, и мы немножко поплутали, прежде чем нашли место предстоящей свадьбы.
Все торжества должны были проходить на арендованной по такому случаю базе отдыха.

 Едва зашли в дом, нас накрыло волной тепла и уюта. Наши милые друзья продумали всё, включая детскую кроватку для Ивана. Дети, конечно, были в восторге. Всё, что происходило дальше в этот вечер,  это череда улыбок, радостных встреч и погружения в атмосферу доброжелательности.
Мы знакомились с гостями молодых - из Латвии, Санкт-Петербурга, Пскова... Уже накануне свадьбы я никак не могла оторвать глаз от Люси и её жениха. Мне нравилось смотреть, как они разговаривают,  заботятся друг о друге, вместе смеются, шутят над свадебными затеями... Но было видно, что эти двое сильно волнуются в ожидании свадьбы.

 Засыпала я, улыбаясь. Я думала о том, что нас ждет завтра, не будет ли холодно, не помешает ли дождь, как переживают из-за всего Лена и Гриша, успеет ли Андрей съездить за цветами, как Люся выдержит целый день в своём роскошном, но оттого очень тяжелом платье...

 Люся. Эта молодая красивая девушка, которая завтра станет замужней женщиной, всегда вызывала во мне только положительные эмоции. Удивительно... Я такой требовательный человек. Наверное, мне сложно угодить. Но эта девушка   безупречна. И будучи совсем юной, и став старше, она всегда открыто улыбалась, спокойно и с достоинством поддерживала разговор... С ней было комфортно. А ещё в ней всегда чувствовался тот самый внутренний стержень. Я знала сколько сил и терпения вложили в воспитание Люси её родители, и теперь мне очень хотелось, чтобы выбор этой чудесной девушки, оказался достойным... Я очень боялась разочароваться в женихе нашей сказочной невесты... Но первое впечатление  оказалось благоприятным.
А ещё хотела так же воспитать Машу... Хоть бери уроки мастерства у Лены...

 Я проснулась первой из нашей семьи. Потрясающая тишина. А как дышится! Босиком по холодному полу подошла к окну, открыла шторы... Господи!... Огромное голубое небо без единого облачка, солнце и озеро, в котором отражалось всё это великолепие... Мы оказались в сказке!

 В воздухе уже чувствуется напряжение, последние приготовления... Андрей умчался за цветами в город, а я с детьми пошла гулять. Мы стали свидетелями  последних приготовлений. Вот заканчивают монтаж павильона для свадебной церемонии,  приехали музыканты оркестра и распаковывают инструменты, повара расставляют мангалы,  накрывают столы, работают флористы, надувают шарики...Было ощущение, что мы смотрим кино. А от понимания того, что всё самое интересное ещё даже не началось, захватывало дух. Ну и , конечно, видели, какую огромную работу проделали родители жениха и невесты для того, чтобы всё прошло без сучка и задоринки.

 Гости собрались.Все приглашены занять свои места... Рассаживаемся. Мы совсем близко к Лене. Гриша через несколько минут выведет Люсю... Рустам, который через полчаса уже станет нашим родственником, волнуется, ждет... Играет оркестр... Появляются отец и дочь... Гости встают... Я не могу сдержать слёз. Смотрю на Андрея - у него дрожат губы...
Взгляд на Лену... Она стоит, обняв себя руками, улыбается и плачет... Я смотрела на неё и мгновенно вспоминала всё-всё, что знала о её жизни... А сколько я не знала!.. И сейчас эта сильная женщина плачет... Плачет от счастья, от гордости за свою дочь... Если меня спросят теперь, что такое слезы счастья, я стану рассказывать об этих слезах...
 Гриша... Отец, который ведет под руку дочь, чтобы передать её из рук в руки совсем ещё чужому и малопонятному мужчине... Как доверить ему своё сокровище?
Люся...Воплощение нежности и женственности... Она опирается на руку папы, аккуратно ступая... Огромный, просто царский шлейф платья... Фата, вуаль..
Всё происходящее завораживало. Больше всего меня восхищала атмосфера доброжелательности со стороны всех участников этого торжества и глубокая продуманность всего процесса до тонкостей, до мелочей...
 Я не могла оторвать взгляд от новобрачных.Пользуясь обстановкой,  рассматривала и рассматривала их. За всё время я не увидела ни тени, ни намека на какое бы то ни было недовольство, размолвку между молодыми. Они всем были довольны и абсолютно счастливы.

 Мне иногда удавалось перекинуться парой слов то с Леной, то с Гришей... Они сумели вместе с родителями жениха всё подготовить и организовать и в нужное время, вовремя очень мудро отошли в сторону и теперь были участниками процесса, не влияя ни на что.

 Между регистрацией и праздничным ужином было свободное время. Молодожены фотографировались, гости гуляли... Андрей увел Ивана отдохнуть. Маша и Егор  сопровождали виновников торжества во время фотосессии. А я бродила по дорожкам между домами и пыталась не расплескать свои эмоции: давно мне не было так хорошо на душе.

 Бабье лето - моё любимое время года. Сентябрьские дни, когда по-летнему тепло и по-осеннему красиво. И небо... Такого цвета небо бывает только тогда, когда природа даёт нам шанс набрать в грудь побольше воздуха перед долгой зимой и оставить в своей памяти яркую картинку, чтобы вспоминать её, засыпая тёмными морозными ночами под теплым одеялом.

 Сидя на скамейке у самого озера, я любовалась деревьями, которые шумели на ветру. Щурясь смотрела на уже не яркое, послеобеденное солнце, пыталась подобрать в уме правильное название цвета сегодняшнего неба и всё время улыбалась. А ещё я думала о том, что Лена как была для меня воплощением любви к жизни, так и осталась им, даже спустя столько лет! Я всегда знала, что сердце её бесконечно тоскует по Рите, но никогда за все эти годы, прошедшие с того нашего разговора на даче под Новгородом, я не видела её слёз... А те слёзы, что видела сегодня... Да в такой день не грех дать волю своим эмоциям...

 Всё было готово к началу самой свадьбы. Гости, ожидая приглашения к столу, переговаривались, делились впечатлениями. Везде слышались восторженные отзывы о красоте невесты, о том какой «жених- настоящий мужчина», богатстве и размахе торжества и просто потрясающей погоде:
-Вы тоже вчера попали под ливень?
-Да-да,ночью было плюс восемь...
-Говорят, Рустам последние дни перед свадьбой, совсем работать не мог: только и делал, что изучал сайты с прогнозом погоды...
-Конечно, в наших краях в сентябре запланировать свадебную церемонию на улице - авантюризм в высшей степени...
-Днем было плюс двадцать... Как по заказу, правда? Настоящая сказка...

 По традиции первыми поздравляли молодоженов родители. Я очень переживала за  Лену. Справится ли она с волнением, с эмоциями, не расплачется ли...
Но наша кума, как и всегда, была на высоте: «Дети! Мои дорогие Рустам и Люсенька! - Голос Лены дрогнул, но мгновение, и она продолжила. - Меня все знают как активного,уверенного, боевого человека, который легко преодолевает многие трудности. Но сейчас я буду говорить, как обычная женщина, как мама...»
Вроде, справилась с эмоциями... Я облегченно выдохнула.
Отвела взгляд от подруги... Посмотрела на улицу и обомлела: посреди ясного солнечного дня, с неба без единого облачка шел дождь... Капли играли в солнечных лучах, и весь наш шатер как будто находился в коконе из золотых ниток... « Слава Богу! - Подумала я. - Всё будет хорошо! Какой хороший знак... Слава Богу...»
Аплодисменты речи новоявленной тёщи отвлекли меня от увиденного. Но весь вечер я нет-нет да и возвращалась к тому, что происходило на улице в момент Лениного поздравления. И никак не могла избавиться от ощущения, что всё происходящее во время свадьбы кто-то умело опекает извне...

 Чувство это усилилось особенно, когда зазвучала песня в исполнении гостьи из Латвии. Аннет пела на своём родном языке, сама себе аккомпанировала на гитаре. Это был как раз тот самый случай, когда поёт душа человека...
 
 Свадьба удалась! Мы веселились и танцевали так, что у мужа отвалился каблук. Настроение было изумительным, жених и невеста стали воплощением счастья и нежности...

 Ранним утром следующего дня  надо было уезжать домой. Пока мы с Андреем собирали вещи, наши чудесные дети сидели на кроватях, закутавшись в одеяла и наперебой делились впечатлениями от вчерашнего дня:
-Теперь я знаю какую я хочу свадьбу, - говорил Егор,- и какой должна быть невеста...
-Всё! Решено! У меня тоже будет всё-всё точь в точь как у Люси с Рустамом! Только я и мой жених будем на лошадях, - тараторила Маруся.
-Мама! Я кричал: « Горько!Горько! Горько!», - вспоминал маленький Иван.
-Да... Если праздновать свадьбу, то только так... - задумчиво произнесла я.
-Или никак вообще... Как мы с тобой, - улыбнулся Андрей.

 Загрузив вещи в машину, мы подъехали к домику Лены и Гриши, чтобы ещё раз сказать «спасибо» и попрощаться.
Семья Турчиных завтракала. Видно было, что наши друзья еще уставшие, но очень довольные. Мы наперебой обменивались эмоциями, благодарили друг друга и пытались расстаться, но продолжали говорить и говорить. Однако в конце концов мне пришлось сказать:
-Всё! Долгие проводы - лишние слёзы. Поехали! Завтра в школу.
Ещё раз все обнялись и мы вышли на улицу под проливной холодный дождь. Дети и Андрей уселись в машину.
-Сейчас, я на минутку! - крикнула я мужу,захлопнув дверь, чтобы не слышать его возмущенного вопроса: «Куда?»
-Я забыла... - И не оглядываясь побежала к домику Лены.
-Лена! Леночка! - запыхавшись и от того как-то очень громко крикнула я, влетев
назад. - Ты видела какой вчера шёл дождь, когда ты поздравляла детей?...
Лена посмотрела мне в глаза. Это был глубокий, пронзительный взгляд человека, который знает об этой жизни то, что неведомо простым людям.
-Лена!..
-Катюша, это всё Рита! Ритка наша постаралась... Ручками своими все тучи над нами разводит...


 Москва, октябрь 2012