Воспоминание о скрипке

Ирина Зарницына
Скрипку внесла в класс наша юная  учительница на большой перемене и оставила у себя на столе. Правда, тогда я ещё не знала, что это скрипка.

Вокруг шумели, смеялись, спорили о чём-то, стараясь перекричать друг друга, одноклассники.  Я же, зачарованная,  не могла отвести взгляда от  изящных изгибов и вырезов незнакомки, её туго натянутых струн и похожих на игрушечки завитушки и колков.

И как лисичка к курятнику, подбиралась к красавице всё ближе и ближе.  В  какой-то момент, не удержавшись, коснулась её лакированной поверхности.

Мне казалось: сейчас грянет гром и обрушится потолок.  Учительский стол и всё, что лежало на нём, считалось неприкосновенным для нас.  Но ничего такого не произошло. Никто ничего даже и не заметил.
 
Тогда я быстро провела пальцем по краешку изгибов верхней деки и слегка затронула струну.  Незнакомка отозвалась негромко, но глубоко.

Звонок на урок заставил меня вздрогнуть и отпрянуть. Бешено колотилось сердце.

Александра Петровна дождалась тишины и сказала:
- Дети, этот музыкальный инструмент называется скрипкой.

Ребята засмеялись.

В свои семь лет, живя в маленьком посёлке без телевизоров, да почти и без радиоприёмников, что мы знали?  Уроки пения в четырёхклассной школе проходили под «тра-ля-ля». А на праздниках играл на баяне завклубом дядя Витя.  И вдруг – скрипка.

- Ничего смешного в этом названии нет,- продолжала учительница.- Скрипка звучит очень красиво и нежно, если на ней играет умелый музыкант. А вот если её струн коснётся неумеха, то ничего, кроме скрипа, извлечь из неё не сможет. Я училась играть на ней несколько лет. И хоть я не самый умелый музыкант, но надеюсь, что мы со скрипкой вам понравимся.

И ребята загалдели:

- А как она играет?
- А вы сыграете нам?
- А мы можем научиться играть на ней?
- А я не хочу. Не люблю я эту музыку!
- Скри-и-ипка! Скрипучая!

- Конечно, я сыграю вам. Но музыка любит тишину и внимание.

Первоклассники утихомирились. Учительница взяла инструмент, смычок и заиграла…

 Сжалось сердце и внутри отозвалось нечто, до этой поры неведомое.  Тогда, в смятенных чувствах, я не запомнила ни названия пьесы, ни композитора. Да, наверно, и просто не придала этому значения. В сознании ребёнка всё, что ему нравится, мыслится «народным», не важно, откуда взявшимся. Только несколько лет спустя, услышав знакомую мелодию по радио, я узнала «Вокализ» Сергея Рахманинова.


Музыка смолкла. Класс зашумел, заговорил, а я всё не могла опомниться…

Отсюда ли берёт начало моя нескончаемая и трепетная любовь к музыке, или с дядивитиного баяна, или с песен, которые пели мои родители?

 А может, рождена она была, окружающими посёлок лесами и полями, дивными закатами и рассветами, зимними звёздными вечерами, стихами русских поэтов… И прекрасная незнакомка в руках Александры Петровны (Шурочки, как ласково звала её поселковая молодёжь) стала той последней капелькой, которая открыла мне самой существование во мне души, способной вместить всю красоту мира?

Затрудняюсь ответить. Но скрипка по-прежнему звучит в памяти и отзывается во мне особым состоянием удивления, восторга и искренней, безмерной детской благодарностью.

https://www.youtube.com/watch?v=tvEa1U8-nso Рахманинов Сергей. Вокализ. Скрипка. Играет Давид Ойстрах
Скопируйте ссылку в поисковую строку компьютера и послушайте.