7б Тамара Черняева

Тамара Белова
  Тоска по школе не проходила.
Отправляя детей 1 сентября в школу, плакала лет 10. Пошла в вечернюю школу, обновить знания и подготовиться в институт. Да по окончанию вечерней школы  пришлось оставить мечту об институтах. Муж заявил: «Можешь катиться в свои институты»….
Поступили мы с подругой  на вечернее отделение Нижне - Тагильского строительного техникума, закончили. Получила я новую профессию: техник – строитель. И ни разу не пожалела об этом. Пригодились знания педагога и знания по пожарной профилактике: преподавала в учебных комбинатах правила противопожарной профилактики поступающим на работу в КГОК и трест «Качканаррудстрой». Это был мой дополнительный заработок.
 Город строился и профессия «строитель» была востребована. Только не работала я почти на основной стройке. Работала в домоуправлении инженером. Это было очень удобно: дети в школу пошли, дом через дорогу. Поэтому  я всегда могла сбегать до дому, проверить детей, в школу проводить
.
В стройуправление №6 пригласил меня преподаватель из нашего техникума Василевский. Необходимо было ежесуточно подавать заявки на стройматериалы. Жилые дома вырастали по нескольку домов  в год. Промышленные объекты возводились ударными темпами. Много надо было строительных материалов.  Надо было согласно заявленных объёмов работ выданных прорабом на сутки, неделю, месяц, год обсчитать по нормам потребность строительного материала. Я считала на ручной машинке «Феликс». Крутишь, крутишь ручку целый день, да ещё и домой её принесёшь. Не успевала всё общитывать, вот и приходилось доделывать дома. К утру, заявка должна быть передана в отдел комплектации. У меня практически не было свободного времени. Было тяжело.

В стройуправлении я была оформлена на ставке мастера. Сменился начальник управления, а новый решил: раз оформлена мастером, то там и должна работать. Как раз нашему строительному управлению поручили ремонт и реконструкцию «Дома для инвалидов» под Н.Турой. Вот туда меня и послали мастером. Уедешь утром рано и приедешь поздно. Дети заброшены. Уроки стали пропускать. Голодные, грязные в школу приходят.

Подруга Надя Морозова подсказала, что в Управлении капитального строительства нужен  инженер. Три месяца там подбирали кандидатуру. Надя посоветовала подойти туда. Получилось как-то случайно. Я зашла за какой-то документацией и побеседовала с главным инженером УКСа А.Л.Синцовым. Он пригласил начальника Н.В.Шашмурина и к моему великому удивлению, они предложили мне завтра же выйти на работу, взяв на себя вопрос с моим переводом из СУ
.
Это была очень интересная и ответственная работа. В моих руках оказались все вновь строящиеся здания Качканара. От  жилых домов до промышленных. Связь с проектными институтами. Заключение договоров на проектно сметную документацию. Оформление технических условий на все коммуникации вновь проектируемых объектов.
43  института работали в то время на Качканар. И со всеми институтами я держала связь.
Только уехал Н.В.Шашмурин  и партком ГОКа поставил на эту должность человека далёкого от стройки-горняка. Вот тут и пошла такая неразбериха!!!

В общем, не угодная я стала, а вернее  неудобная, для нового начальника и он подставил меня под сокращение. Да только вскоре сам же об этом пожалел. Завалила всю работу моя восприемница. Пошли нарекания за не своевременное оформление и прочие ошибки.
Нанёс он мне удар, что называется, в спину. У меня только недавно трагически погиб сын. Другой из дома сбежал, муж запивался.

     Послали меня прямо в баню. Да, в прямом смысле. Приняла я заведование  банно-прачечным комбинатом. Год ровно из дня в день отработала заведующей. Перестроила прачечную, организовала завоз стиральных материалов прямо с колёс в прачечную. Зарплату мне повысили. Да не моё это было.
Начали в городе строить радиозавод. Понадобился инженер по надзору за зданиями. Было странно, завод ещё строится, а уже ввели ставку инженера-смотрителя за зданиями. Вот туда я и ушла. Вначале была организатором строительных работ, а потом до пенсии возглавляла технический надзор по сохранности, ремонту и реконструкции построенных зданий. Одновременно детские сады и школу готовили к новым учебным года


    В 1992 году ушла на пенсию. Да и не ушла бы я с радиозавода, да перестройка началась.  Начали завод дробить, делить. Смутное, не понятное время настало. Со временем и радиозавода не стало. Всё поделили, растащили «по кирпичику» мой родной завод. Ведь я его « кохала» 15 лет.

  Тут пригласили меня в отдел образования возглавить технический надзор по сохранности и ремонту детских учреждений. Только что ввели ставку смотрителя за зданиями. Да не поняли мы друг друга с зав. ГОРОН (о). Денег на ремонт не дают. Только требования, чтобы здания были готовы к началу учебного года. Ремонт вели в основном силами родителей. Кстати, я как родительница белила в основном потолки. В начале, в детском садике, а потом и в школе.К тому же посадили меня в отдел экономики. Я должна была сдавать статистические отчёты и своей работой заниматься. Ушла. А тут дали ставку инженера в отделе молодёжи и спорта (КДМиС). Начальник отдела пригласил меня. Вовремя я пришла на спасение зданий физкультуры и спорту.  Спортзал был в городе тогда один. И тот чуть не рухнул. Стена спортивного зала вверху отошла уже на несколько сантиметров и должна была обрушиться. Спасла я спортзал. Организовала городскую комиссию, подняла на «ноги» всю верхушку города. Взяли в «обруч» всё здание. Так оно и стоит до сих пор.  Через год упраздняют КДМиС. Спортивные сооружения вновь остались безнадзорными.

   И так происходит в Качканаре со сменой Мэров в городе. Один вводит в учреждения службу технического надзора за зданиями и сооружениями. Приходит на смену другой и эту службу сокращают. За зданиями  детских садов, школ, спортивных и культурных учреждений периодически прекращают вести надзор, ремонт, и они постепенно разрушаются. Или как футбол, передают здания соцкультбыта из КГОКа в город. Через год-два обратно. Перестройка! «На спичках» экономят, убирая службы надзора за зданиями. Нет ничего удивительного, что здания рушатся.

  Так КГОК в очередной раз отказался содержать Дом Культуры. Вот туда меня и пригласили Дом Культуры , предают городу, а у города нет денег на его содержание. Немало усилий пришлось потратить на ремонт и восстановление отдельных разрушенных конструкций здания. «Пробить глухую стену», чтобы на ремонт были отпущены деньги.

   Потом были Горнолыжка и опять Отдел Образования. Полгода проработала заместителем директора школы по хозяйственной части. С отличием подготовила школу к новому учебному году с коллективом тех обслуживающего персонала.Так вот и получилось, что я работу не искала, работа меня сама находила. В городе знаю чуть не каждое здание. Общественные  здания обследовала, вносила свои предложения по сохранности и ремонту все. Жильё мне на 50 процентов тоже известно, тем более, сейчас, когда я являюсь старшей по дому, в котором живу.

   Да к тому же получилось так, что я службу технического надзора за зданиями начинала первая во всех сферах общественных зданиях и соцкультбыта. Да и в пожарной была первым инструктором –профилактиком. Город рос, службу увеличивали, но на курсы уже никто не ездил. Вновь принятых профилактиков обучала я.
В жизни мне очень пригодились образование педагога, знание правил пожарной профилактики и строителя. Где бы я ни работала, мне всюду приходилось возглавлять ДПД (добровольную пожарную дружину из рабочих)

Фото: зам.директора школы в посёлке Валериановск Вот таким коллективом готовила школу. 
               
Продолжение следуетhttp://www.proza.ru/2013/02/17/1761