Эпоха возможностей

Алиса Белоусова
Вот и настала, незаметно для нас, эпоха товаров, сервисов и услуг. Суматошное время, в котором все бытовые (и не только) проблемы за нас готовы решить с легкостью и в кратчайшие сроки. А мы можем продолжать заниматься своими важными делами, уплатив агентам сумму по принятой ставке. Насколько она адекватна, зависит от популярности предлагаемой помощи. И, глядя на это, в голове тихонько зарождается мысль: а не делают ли нас самих беспомощными?

Проезжая по городу, взглядом наталкиваешься на масштабные строительства торговых центров. Заезжаешь в один из них за продуктами, изучаешь глазами полки и понимаешь: а ведь все есть. Теперь все готовое. И не нужно часами стоять на кухне, достаточно бросить продукт на сковороду, а для совсем спешащих – в микроволновку, и вот оно чудо – обед или ужин ожидают семью на столе. И, отложив в сторону вопрос о качестве такого питания, думается о том, что есть цель, а что средство. С одной стороны, какая разница, каким образом удовлетворить природный инстинкт под названием голод, но это если смотреть на ситуацию с точки зрения инстинктов и разума. Но как же душа? Как же вложенные в приготовления собственные эмоции, от которых, как мы считали раньше, блюда становятся вкуснее. И у каждой хозяйки приобретают свой, собственный вкус. Как же желание порадовать любимых людей тем, что сделано тобой? Во что вложены силы, настрой и вся глубина заботы. Как же блинчики и пирожки по бабушкиному рецепту, что передавался из поколения в поколение, а теперь вдруг оказался не нужен, потому что в гипермаркете дешевле и проще. Но разве проще – это всегда лучше?

Мы перестали что-то делать своими руками. Все магазины предлагают подгон одежды. Вязаный шарф, для которого не требуется большого мастерства в рукоделии, приобретается в очередном торговом центре. Фотографии хранятся в компьютере, а если и хочется сделать красивый подарок себе и любимом – двери распахивают печатные конторы, что на конвейерном потоке и по стандартным шаблонам создают для каждого «уникальные» коллажи и фото книги. На смену подаркам, которые мы так долго выбирали, пытаясь понять, что человеку интересно и близко, пришли подарочные сертификаты. А что – вполне удобно. Девочкам – косметика, мальчикам – электроника. И довольные получатели бегут вкладывать свои средства в развитие соответствующей индустрии, поскольку номинал «подарков» далеко не всегда совпадает с желаниями. Глупо, пожалуй, сейчас говорить о подарках, сделанных своими руками. За такую неосторожную глупость в современном мире можно и в черный список товарищей угодить. Поэтому вопрос общего мировоззрения опустим, но завернуть-то выбранную вещь мы еще в состоянии? И бантик красиво завязать? Или тоже нет? А сесть вечером дома, с семьей, разложив напечатанные снимки из прошедшего отпуска и весело спорить, в какой последовательности их раскладывать в альбом – разве это не интересно? Неужели совсем не возникает желания попробовать, сделать что-то самому(ой), для себя, для близких, для друзей. И неважно, что мыло получится не таким ярким, как магазинное, что свитер будет чуть великоват, что отреставрированный стул не совпадет с дизайнерской картинкой, а на все это Вы потратите уйму времени. Главное, что во всем сделанном от души сохраняется и живет душа. И это то, чего никогда не даст ни одно, самое оптимизированное, качественное и отлаженное производство.

Но и это еще не все. Когда мы заканчиваем совершать покупки, нас ожидают гостеприимные объятия сервисов и услуг. Позвольте, но раньше гвозди забивали свои мужья, а не «муж на час». И ремонт как-то делали своими силами. Хорошо, если и привлекали работников, то хотя бы поучаствовать могли. А сейчас мужчина компьютерной мышкой орудует куда лучше, чем молотком. Не могу сказать, что это здорово, когда мужики пропадают целями днями в гараже, по большей части, чтобы сбежать из дома. Но когда из-за перегоревшей в багажнике лампочки они отправляются в сервис – по-моему, это ужаснее. И смотришь на таких вот мужчин, и уважение к ним почему-то пропадает, и, к их огромному удивлению, от марки машины и размера кошелька это не зависит.

У многих теперь удобная позиция – если я могу это купить, зачем мне тратить время и самому это делать. К таким людям у меня только один вопрос: а на что Вы это время экономите?
 
Может быть, на толковые курсы и тренинги, где, такие же, как Вы, учат Вас прописным истинам за баснословные финансовые вливания? Помилуйте, но неужели взрослые люди не в состоянии сами понять, как вести себя при интимной близости, и совсем не знают, что перебивать собеседника на переговорах – неэтично?

Так что же с нами происходят и какую жизнь нам навязывают? Жизнь, в которой используют людей и любят вещи. Жизнь, где душа – это некое лишнее составляющее, на которое не стоит тратиться лишний раз. Жизнь, где главное – результат, а путь – это всего лишь способ его достижения, а потому он, прежде всего, должен быть как можно короче.
 
В этой навязанной форме существования мы незаметно и случайно теряем элементарные навыки. Мы становимся зависимыми и неспособными. И в тот момент, когда один из привычных аспектов поддерживающей нас системы рухнет, мы окажемся бессильными. Потому что к тому моменту забудем, как это – дожидаться встречи у памятника, как это – разводить костер, как это – искать информацию в книгах, как это – добывать еду. И скорее всего, глобальной катастрофы не ожидается, и техники выживания в лесах нам не пригодятся, но как же мы останемся с этим сомнительным чувством внутри. Чувством неудовлетворенности и отсутствия гордости за себя. Ведь гордиться можно только тем, что ты можешь сделать. Не выступить в роли агента, а реально, по-настоящему сделать. И тогда ведь самому приятно, потому что отзывается что-то внутри. То самое, что нельзя вкладывать вещи в потребительском мире. То самое, что всегда следит за тем, чтобы мы становились лучше и светлее. Делились своими мыслями, умениями, талантами, способностями, поступками, действиями, результатами труда. Наша душа.
 
Мы живем в эпоху сервисов, товаров и услуг. Но предложение порождает спрос. И каждый новый самостоятельный поступок одного человека сделает его чуть счастливее, а мир чуть сильнее и способнее.