Либеральная матрёшка

Владимир Костылев
            
              Либеральная матрёшка:либерализм - национализм - фашизм

Особенность  20-го века в истории человечества заключается в том, что  он показал нам все возможные социальные  силы, противостоящие в борьбе за реальное освобождение трудящихся. Буржуазное общество обнажило эти силы, противоположные  интересы которых стали их опорой и предопределили яростную борьбу между ними. Интересы эти в идеологической сфере привели к созданию двух больших групп идеологий.

Если анализировать это противоборство укрупнённо, мы увидим, что основными силами являются либерализм и марксизм (то и другое в самых различных и причудливых сочетаниях).  Фактически, всё человечество сегодня находится  в перманентной борьбе  немногочисленной (относительно всей численности землян) группы крупной буржуазии (владельцы крупнейших монополий и обслуживающие её политические силы) и остальной части, работающей в большинстве своём  по найму.

Основной идеологией господствующей буржуазии является сегодня либерализм.  Именно эта идеология окончательно утвердилась в наиболее развитых буржуазных странах. Она складывалась постепенно, начиная с идей о свободе, равенстве, братстве ещё в эпоху первоначального накопления капитала, когда сама буржуазия была реально прогрессивным классом,  и благодаря которой удалось сломать феодальные порядки. 

Тем не менее, сами буржуазные отношения, сделав человека формально свободным, породили свои проблемы и противоречия. Свобода человека означала и свободу от собственности, и от возможности самой жизни, ибо « у тебя нет пищи в желудке», так как ты являешься безработным (то есть свободным и от работы, и от жилья).  Таким образом, идеи либерализма (якобы отстаивающие всеобщее равенство, свободу и т.п.) явились всего лишь идеями свободы для частной собственности. То есть граница либерализма находится там, где речь заходит о собственности на средства производства.  Буржуазная собственность  есть главный и основной критерий, по которому либерализм можно отличить безошибочно.

Буржуазное общество в лице своих либерально-буржуазных идеологов бдительно охраняют эти идеи, изощряясь в различного рода модернистских и постмодернистских  экзерсисах,  умело удерживая народ  идеологической манипуляцией. 

В России в конце 20 века либерально-буржуазная  идеология одержала верх над марксистской (отрицающей частную собственность, требующей жёсткого контроля за ней), в стране установилась власть олигархического капитализма. Что, в конечном счёте, и привело ко всем тем негативным последствиям, которые сегодня у всех на виду. Это есть закономерность проявления буржуазных отношений.

Но буржуазное общество породило массу социальных проблем, связанных  не только напрямую с  противоборствующими классами, но и с другими социальными группами, важнейшими из которых являются нации. Буржуазное общество породило так называемый национальный вопрос.

Суть национального вопроса заключается в том, что неравномерное буржуазное развитие различных наций  привело к порабощению одних наций другими (в той или иной форме, с  той или иной степенью жестокости), и, как следствие, к неприятию одних наций другими.  В основе национального вопроса (противоречий между нациями)  лежит, прежде всего, экономический фактор, социально-экономическое неравноправие одних наций по отношению к другим.  Это может выражаться во множестве различных  событий, фактов, политики (неравноправный обмен производимыми продуктами, эксплуатация чужих недр без должного возмещения, неравноправное отношение к инонациональной рабочей силе и т.д. и т.п.). Фактически, одна нация эксплуатирует другую нацию в интересах своего национального капитала. Естественно, что не только буржуазия эксплуатирующей нации имеет с этого дивиденды, но и вся нация в целом (в том числе и рабочие и др.). 

Национальное угнетение вызывает протест, выражаемый в идеологической сфере в форме национализма эксплуатируемой нации. Это и есть, так называемый национализм. Иными словами, национализм возникает в ответ на притеснение своей нации,  в ответ на несправедливость по отношению к своей нации.  И, как правило, во главе этого протеста стояла и стоит национальная буржуазия, которая стремится занять доминирующее место в социально-экономической жизни  своей нации. Провозглашая  лозунги «свобода, равенство, братство» в своей борьбе против национального гнёта, применительно к свободе для своей нации, национальная буржуазия, в то же время, не идёт в своих требованиях дальше, то есть не требует ещё и социально-экономического освобождения трудящихся,  жёстко стоит на позициях свободы частной собственности.

Таким образом,  буржуазный либерализм дополняется буржуазным национализмом, требующим свободы для своей нации и борьбы с любыми инородцами. 

Однако перипетии политической борьбы приводят к тому, что  буржуазные политики ищут те социальные слои, апелляция к которым способна привести их к власти.  Любой политик понимает, что, чем шире социальный слой, к которому он обращается, тем шире его электоральная база. Либеральные политики, действуя в рамках своей буржуазной идеологии, тем не менее, стремятся получить опору в широких слоях трудящихся. А так как буржуазное общество приводит к непримиримым отношениям между нациями, то наиболее успешными являются именно национальные лозунги, требующие преференций именно для своей нации. 

Обратите внимание, даже ещё в начале 90-х годов такой остроты  в национальном вопросе в России мы не ощущали. Почему? Потому, что количество  различного рода мигрантов ещё не достигало того критического уровня, как сейчас. Олигархи ещё только начинали завозить иностранных «рабов» (дешёвую рабочую силу) и их количество было не так заметно. Но вот капитализм в России, что называется, развернулся. Самым прибыльным (одним из) оказался строительный бизнес. А именно в нём легче всего использовать дешёвую рабочую силу мигрантов. Вот и «понаехали тут». Кто при этом выиграл больше всего? Естественно, такие олигархи, как Лужков с Батуриной и иже с ними. 

Но огромный завоз мигрантов привёл к массе негативных явлений (даже чисто статистически). Появилась преступность различного рода, конкуренция за рабочие места и т.п.

На этом фоне резко увеличилось недовольство коренных жителей, которые стали требовать наведения порядка. То есть появился политический повод для агитации и пропаганды с целью пробраться во власть. Политики различных мастей стали использовать национализм как притягательный политический лозунг в борьбе за власть. 

Кроме того, в России  олигархический капитал сложился весьма интернационально. Среди сотни входящих в список Форбс миллиардеров, людей нерусской национальности довольно много. Между ними идёт ожесточённая борьба за рынки, за собственность, за «место под солнцем». В России существуют могущественные преступные кланы нерусской национальности. Практически за каждым олигархом  может стоять своя национальная группировка, сплочённая, организованная, борющаяся за передел бывшей общенародной собственности. А за ними стоят и политические силы, обеспечивающие им соответствующую поддержку вот властных структурах.   

Таким образом, появление в России национализма вполне объяснимо. Это, прежде всего люди, борющиеся под флагом «русской идеи» за своё экономическое и политическое положение (естественно, все эти рассуждения носят упрощённый характер). Их идеи можно смело назвать либерально-националистическими (буржуазно-националистическими)  ибо они требуют не устранения буржуазных противоречий (борьбы с частной собственностью) а всего лишь борются за саму эту собственность под  националистическими лозунгами. 

Но в начале 20 века возникло крайнее проявление буржуазного национализма, когда  политикам либерально-буржуазного национализма потребовалось противопоставить либеральные идеи коммунистическим, которые в ту пору (из-за успехов социалистической революции в России) были весьма популярны.  Зародился фашизм,  идеология, в которой  либеральный национализм сомкнулся с ярым антикоммунизмом. Буржуазия «убивала двух» зайцев. С одной стороны оберегала и развивала идеи укрепления частной собственности, с другой – имела широкую  поддержку в национально ориентированных массах. При этом, именно антикоммунизм был главным жупелом этой идеологии. 

Приведу любопытный документ, доказывающий вышесказанное.

Бенито Муссолини «Доктрина фашизма»:
 «Политическая и социальная доктрина»
«Против исторического материализма и классовой борьбы».
«Отринув исторический материализм, … фашизм отрицает постоянную и неизбежную классовую борьбу, естественное порождение подобного экономического понимания истории, и, прежде всего, он отрицает, что классовая борьба является преобладающим элементом социальных изменений…
Фашизм отрицает возможность материалистического понимания «счастья» и представляет его экономистам первой половины 18 века т.е. он отрицает равенство… он утверждает, что неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей…». 

Речь Муссолини в палате депутатов 9 декабря 1928 г.: «При фашистском режиме единство всех классов, политическое, социальное и моральное единство Итальянского народа осуществляется в государстве, только в фашистском государстве».

Таким образом,  либеральная идеология породила фашизм, как единство идеологии буржуазной и националистической.

Но развитие национализма на этом не закончилось. Оно было доведено  до своего логического  конца в Германии, с появлением нацизма. Немецкие фашисты стали бороться не только за экономическую мощь своей нации, не только против коммунистов,  но и против людей других  рас, вероисповеданий, национальностей. Буржуазный либерализм окончательно выродился в самое уродливое проявление идеологии и практики человечества – нацизм. 

Что же сегодня предлагают нам наши доморощенные националисты? (один из которых появился со своими рассуждениями на этом сайте).  В публикуемых статьях (Ципко, Попцов и др.) нам постоянно  твердят  об угрозе для русского народа, постоянно убеждают о необходимости его возрождения и т.д. Но при этом ни слова не говорят о причинах возникших противоречий, о реальных врагах русского народа (олигархах), ища их в несчастных инородцах, приехавших к нам в поисках лучшей доли. Националисты  ненавидят марксизм, социализм, им чужды  идеи интернационализма,  так же как и фашисты, они не понимают сути и необходимости интернациональной борьбы против частной собственности.

Современные русские националисты, как и сто лет назад,  пытаются разыгрывать национальный вопрос для получения политических дивидендов (ярчайший пример – Жириновский), «играют» на самых низменных, самых примитивных чувствах россиян. Их приход к власти будет означать начало перехода России от либерально-буржуазной диктатуры к фашистской.