К празднику Пурим. Пособие для любопытных

Валерий Заикин
Пурим – один из счастливейших дней еврейского календаря. Его история возносится к временам правления персидского царя Ахашвероша (Атарксеркс) .
В Книге Эстер в ТАНАХЕ повествуется о том, как, евреи, приговоренные наместником царя Аманом к полному уничтожению, были  чудесным    образом спасены.

Аман, древний предшественник Адольфа Гитлера, был казнен 14 адара, за один месяц и один день до ПЕСАХа, и этот день стал единственным праздником, где евреям повелевается напиваться!

В этот день умер Иосиф Сталин, что, по словам свидетелей, спасло евреев Советского Союза от насильственной депортации.

В этом (2024м)году Пурим приходится на 24 марта.
В Израиле этот день отмечается карнавалом, в синагогу верующие приходят в маскарадных костюмах и масках, инсценируются сцены из Свитка Эстер (так называемый "пуримшпиль"), и каждое произнесение имени Амана  сопровождается страшным шумом, трещотками и барабанами.
 На снимке: Карнавал в день Пурим на улицах Ашкелона.

 Ниже приводится мой вариант  ПУРИМШПИЛЯ.



                ЭСТЕР, АМАН И МОРДЕХАЙ.
                ( шуточный сценарий)
  Действующие лица:
   АХАШВЕРОШ - царь персидский.
   ЭСТЕР - еврейка Адасса, в будущем, царица.
   ВАШТИ - нынешняя царица.
   МОРДЫХАЙ - придворный, дядя Адассы (Эстер).
   АМАН - высший сановник при дворе Ахашвероша.
     Князья, подруги Вашти, стражники, придворные,народ.

 Ведущий:         
      ….И было это во времена, когда царствовал в Персии царь Ахашверош…
      
     (Сцена 1.
 Пир у царя Ахашвероша. Князья поют и славят владыку:
\ « Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить!...
    У Ахашвероша не приходится тужить!»
         (Сцена 2.
У царицы Вашти сбор придворных женщин… Танцуют и поют…
  «Душеньки, подруженьки! Девицы, красавицы!
   До чего же замужем
   Жизнь нам не нравится! »

     (Сцена 3. 
Царь:
 « Вашти, жена моя,
 других всех женщин  краше !
Увидите, князья
сейчас супругу нашу!»
 Посылает за Вашти) евнухов.

     (Сцена 4.
 Вашти:
 «Мне недосуг сейчас
 прислуживать князьям!»
 Посланцам:
«Неси царю отказ!
 Пошел ко всем чертям!»)

(Сцена 5. 
Царь взбешен:
 «На наглости Вашти
 моих не хватит нервов!
 Совет мой, подскажи,
 что сделать с этой стервой?»)

       (Сцена 6.
Князья, хором:
 «Коль ты Вашти простишь,
 что скажут наши жены?!!»
 Царь:
 « Эй, стражники! Вашти
убрать из приближенных!»
      Вашти уводят…
 Царь, слугам:
 « Найдите в жены мне красавицу другую!
 Прекрасней и добрей жену себе хочу я!»)

      (Сцена 7.
     Ппантонима:
 Выбор жены для царя…Женщины на подиуме… жюри из мужчин.  Голосование…Называют Гадассу (Эстер) единогласно.

 Эстер обращается к Мордыхаю:
 «О, дядя Мордыхай!
 Ведь ты мне как отец!
 Совет мне, честный, дай:
 идти мне под венец?» 
      
Мордыхай:
«От имени общины
 скажу тебе: иди!
 Но скрой, -на то причина!
 – что ты из иуди!»)

      (Сцена 8.
  Пантонима:
 Эстер представляют царю...
 Царь восхищен:
«Красавица Эстер пришлась по сердцу мне,
избранницей моей представлю я стране!!»
      Все вокруг, хором:
Избранницей Эстер представил царь стране!»

Акт 2.
   (Сцена 9.
 Пантомима.
 Двое из свиты царя замышляют заговор.
  Первый из стражи:
 «Не по нутру мне Хашверош!
 Скажи, ну чем  он нам хорош?»
   Второй из стражи:
 «Согласен я с тобой во всем!
Давай с поста его снесем!»

Мордыхай услышал и докладывает по инстанции:
   «О, знай, весь приближенный двор:
   Средь стражи зреет ЗаговОр!!!»
 Заговорщиков хватают и казнят, о чем записывают в книгу событий…)

  (Сцена 10.
  Народ на площади...
 Друг другу передается новость:
  -Слыхали весть?
 - Да что вы?
Да я не вру, ей, ей!
-Аман, сын Амадата
 стал выше всех князей!!»
Что?
Выше всех князей?!!
 Да я не вру, ей, ей!!!

    Появляется Аман…
Все падают ниц,  Мордыхай гордо отворачивается…)

  ( Сцена 11.
Аман:
 « Еврейское отродье, заносчивый народ!
 Устрою иудеям я полный укорот!»
  Царю:
 « Послушай, Царь народов!!
 Евреи-бунтари!
 Их истребить, уродов,
 во всех краях вели!!»
  Царь:
« Даю тебе я право
 писать такой указ,
с евреями расправу
ты сам назначишь час!»)
   
    ( Сцена 12:
 Мордыхай в рыдании, вокруг плач и стенания.
  Мордыхай обращается к Эстер:

 « О, дочь народа Торы!
Настал, настал твой час!
  Царя, не делать кары
  моли, проси за нас!»)

(Сцена 13.
Царь и Эстер..   
  Царь:
 «Очей моих  отрада!
  Твою я вижу грусть?
 Скажи, и все, что надо,
 я выполню, клянусь!!!»
   Эстер:
 « Я по тебе скучаю,
 пуст без тебя мой мир!
 с Аманом приглашаю
тебя к себе на пир…»)

      (Сцена 14.
 Аман и приближенные.
 Аман:
 «Богатство есть и слава,
 и есть большая власть!
 Заставлю Мордыхая
 я на колени пасть!
Царем к Эстер на завтра
 на пир я приглашен!
 С проклятым Мордыхаем
 вопрос будет решен!»

      Сцена 15.
 Царь и приближенные.
 Царь:
« Мне не спалось, читали
 мне записи из книг,
поступок Мордыхая
я обнаружил в них,
он почестей достоин,
немедленно, Аман,
 на площади герою
 почет пусть будет дан!»
 (Аман в ярости, 
 все аплодируют Мордыхаю…)

(Сцена 16.
 На пиру у Эстер…
 Царь:
 «душа моя, твой пир прошел прекрасно!
 Я полностью удовлетворен!
 Хочу  теперь  тебе доставить счастье!
На все готов!  Нет никаких препон!
 Эстер падает на колени:
 «Прошу, даруй мне жизнь! Народ мой обречен!
 На полную  погибель народ приговорен!!»
 Царь:
  Тебя, Эстер, избавлю, от душевных ран!!
 Кто тот, кто покусился на жизнь твою?   
   Эстер:
 «Аман!!»
Все вокруг:
 «Ах!» Страшный шум…
Царь, указывая на Амана:
 « Повесить!»)

       (Сцена 17.
 Мордыхай, публике:
« И было дано новым указом право евреям защищать себя, и истреблены  были те, кто готовил им гибель, и  печаль превратилась в радость в четырнадцатый день Адара,
 и сделали его днем  пиршества и веселия , посылания  подарков друг другу и подаяний бедным.

      (Сцена 18.
 Все, хором:
 « И зовется день этот: «Пурим!»)
Поют:
 Быть в Пурим не стыдно пьяным,
Будем петь и будем пить,
Мордыхая от Амана
Чтоб совсем не отличить!
 «Победа, победа!
Исчезли наши  беды!
Так выпьем за победу!
Ура, ура, ура!»
                К О Н Е Ц