Всегда врозь

Татьяна Валуева
           Не всегда можно назвать счастливыми  тех, кто прожил  долгую жизнь вместе,
           а тех, кто с восторгом  вспоминают  счастливые  минуты…

               



            - Я молю  Бога, что бы пожить без него хотя бы  небольшой остаток жизни ,
  плача говорила  Таня, вытирая красные заплаканные глаза большим  носовым платком,
 а то закрывала им все лицо, как бы прячась от переживаний, и только маленькие узкие плечи содрогались от плача.
           - Что ты, Танечка, как можно такое говорить?  Не  повезло тебе с  мужиком, но жизнь то   прожита.
             Сколько уже осталось?  Восьмой десяток  давно разменяли! Успокойся, моя родная,   успокойся!
             Что же он,  дрянь этакая, никак не угомониться! Сколько можно издеваться и что он все злиться   беспричинно, окаянный!   
 Жалела  Аннушка  приехавшую  в гости, а скорее сбежавшую от своего мужа, старшую сестру Танечку.
            - Вспомни, Анечка, какая я  приехала с войны – смелая,  молодая,  веселая…
 Где он взялся на мою голову, куда смотрели мои глаза, как я могла выйти за него ?
Ведь не любила, пожалела   ущербного,  а он мне всю  жизнь, ВСЮ ЖИЗНЬ испоганил!!!
 рыдая,  говорила и говорила Танечка.
           - Я помню, как ты приехала с войны домой в военной форме в обтяжечку -  высокая, красивая, веселая.   Озорная,  лучше тебя никто не пел и не танцевал. 
 Какие парни за тобой ухаживали до войны!  Да и после, Федор сколько сватался? Меня просил, чтобы поговорила, а ты уехала и нашла Илью. На свою голову!
           - Направили меня в его колхоз  агрономом,  где жил и работал трактористом Илья - невысокого роста,  худой,  светленький  и  голубые глаза   - такие грустные и печальные.
Ребята были  видные, ухаживали открыто, а Илья – тихо,  украткою,   и все жаловался на отца, который забил его мать, сиротушка.
Жалела я его и замуж пошла, жалея. Начал бить тихо, ночью привязал волосы, заплетенные в косы к перилам металлической кровати и  бил  за то, что я с кем то,  когда- то весело поговорила.
Я же агроном, мне на совещание в райцентр ехать, а он платье новое срывает. Бьет.
Уже первого сыночка родила, уехала к родителям.
 Приехал,  плачет,  просится.  Простила!
А тут он заболел серьезно, лечили в больницах, санаториях. Всю жизнь ему готовлю еду  по диете, разные отвары, лекарства .  Опять жалела, терпела.
Троих детей родила . Выросли дети,  разъехались. Я высохла, устала, а он все ревнует.
Обижает, разными словами обзывает и бьет.
 Плача, показывает  Таня  сухие руки с темными пятнами от побоев. Дети зовут к себе жить, но не хочется их стеснять и своего хозяйства жалко.
Вот приехала к сестре  погостить да поплакаться.
     - Молодец,  что приехала.  Погостишь,  поговорим,  успокоишься. Что уже делать?
Аннушка прижала к себе худенькую, рано постаревшую сестру, которая прожила свою жизнь   в постоянных унижениях и оскорблениях. Сколько было переговорено, что бы ушла от него, но она никогда его не любя, жалела. А он - тихий, болезненный, завидуя, выбивал из нее здоровье, красоту, молодость.

Аннушка достала  потертый большой альбом  и стали всматриваться в старые фотографии – зеркало их молодости. Немного успокоились, вспоминали,  улыбались. 
Уже плакали вдвоем, за ушедшими любимыми и родными.
           - А вот мой Митенька, какой же красивый  в форме, смеется, чему то радуется.
 Как я была счастлива с тобою, мой родной!   Каждый день думаю о тебе!   Если бы ты был  рядом,  если бы ты был…..
 Аннушка целует фотографию, вытирая слезы.
- Помню, только поженились, а  я очень  заболела , умирала.
 Митенька пришел к доктору, принес ему все,  что было ценное – новую шинель, сапоги и сказал: «Вылечи, Аннушку!  Иначе мне не жить!»
Никогда меня не обижал, грубого слова не слышала, только  - Аннушка!
 А на пенсию пошел, увлекся садом,  возился с деревьями, как с малыми детьми. Уставал.
Зайдет в дом и говорит: «Как же мы сегодня хорошо поработали,  Аннушка!»
А я в ответ:   Но, я же ничего не делала,  Митя!
А он улыбается:  «  А, что я без тебя   -    АННУШКА?»

Обнялись две старые женщины – две сестры, прожившие такие разные жизни, плача и смеясь  о своем прошлом.

Не услышаны  просьбы  Танечки , она ушла из жизни  первая. 
 Илья пережил ее и их старшего сына, успел поиздеваться над  дочерью, которая его досматривала, оскорбляя и проклиная всех и вся.
Так получилось, что похоронили его  далеко от близких,  на другом  кладбище.

Наверное,  Танечка  -  спокойна,  его рядом нет.