После встречи с генералом рафаэлем. глава xxviii

Ве Эм Соколов
XXVIII

    Наступил месяц июнь. Это был последний месяц командирования директора дирекции проектных работ Иванова Бориса Константиновича на Капанду. Я подумал: «При прощании надо будет что-то преподнести ему от коллектива на память о Капанде». Вспомнил, что однажды увидел громадное цветное фото плотины, которое отпечатал на большом принтере и на большом листе фотобумаги один бразильский инженер. Родилась идея, сделать подобное большое фото. Это могла осуществить Наташа Серая. Я подошёл к Серой и попросил её:

    – Наталья Зосимовна! В компьютерах у многих есть фотографии с Ивановым и в разное время. Надо подобрать самые интересные фотографии и сделать на компьютере фотомонтаж: Борис Константинович на фоне плотины, а вокруг те, с кем он работал. Подарим ему на прощание… Сделаете?

    – Виктор Михайлович, я, наверное, не сумею.

    – Сможете, Наталья Зосимовна. Сможете… Есть на площадке, кто Вам может помочь, проконсультировать…

    Когда я после обеда ступил на первую ступень металлической лестницы, ведущей на второй этаж, то услышал:

    – Виктор Михайлович, Виктор Михайлович! Остановитесь!..

    Остановился прямо на лестнице и увидел Серую, которая бежала по холлу ко мне. Подбежав, она подняла фотоаппарат и с улыбкой направила на меня.

    – Улыбнитесь!

    – Не надо меня фотографировать, не надо…

    – Виктор Михайлович! Для фотомонтажа, для фотомонтажа… Спасибо!

    Значит, уже запечатлён…

    Через час в комнату заглянула секретарь Надежда Иванова:

    – Виктор Михайлович! Там, внизу, собрались многие из коллектива дирекции проектных работ. И Иванов уже там, только что приехал из котлована. Спускайтесь вниз, будем фотографироваться внизу, в холле...

    Через несколько дней Наташа показывала фотографии, которые она нашла, и первые результаты своей работы по фотомонтажу…
 
    Основой она предложила фотографию плотины, снятую с вертолёта. На фотографии присутствовали все сооружения гидроузла Капанда: плотина, здание ГЭС, служебно-производственный корпус, открытое распределительное устройство… Правую половину фотографии, правее плотины занимала голубая синь водохранилища. Левее плотины чётко был виден работающий водосброс и мощные белые струи воды, насыщенные через специальные трубы воздухом,  слетающие с водосброса, и облако водяной пыли, которое закрывало часть здания ГЭС, и сползало вниз по руслу.  Все это  окружала зелень саванны…

    Затем Наташа показала, как она наложила на эту основу несколько фотографий. Справа над синью водохранилища, в правом верхнем углу – улыбающийся Иванов с пластмассовым, одноразовым стаканом в руке. Стакан наполнен на треть веселящей жидкостью, и протянут вперёд, по-видимому, для того, чтобы с кем-то чокнуться.  Да! Именно таким весёлым и улыбающимся мы его часто видели за столом во время встреч, провожаний, праздников. Ниже была фотография, на которой он был в лодке, в белой каске инженерного работника на голове и в оранжевом спасательном жилете. Похоже, он принимал участие в обследовании русла. Ещё ниже – фотография, где он в группе специалистов стран, участвующих в строительстве гидроузла, стоит перед мощным вертолётом… Наверное, после полёта над рекой Кванза…

    Слева, по грани основного фото  – четыре групповых фотографии. Одна из них – та последняя, на которой сфотографированы мы, дирекция проектных работ, в холле, и три групповые фотографии – в разные годы и с разными людьми, среди которых был и Иванов…

    В самом низу, в прямоугольнике из тонких чёрных линий жирными красными знаками надпись: «Гидроузел Капанда в Анголе. 2000 – 2004 г. г.».

    Я предложил:
 
    – Что-то не то…  Давайте надпись перенесём наверх, сделаем её без рамки, на фоне бледно-голубого горизонта более крупными, синими буквами и цифрами…

    Когда увидел окончательный вариант, то вырвалось:

    – Наталья Зосимовна!.. Здорово!.. Здорово у Вас получилось!..

    Фотография-фотомонтаж, на которой несколько лет  жизни и работы Бориса Константиновича в жемчужине Африки, в Анголе, была преподнесена мной ему на прощальном вечере. Были представители всех сторон и стран, участвовавших в строительстве гидроузла. Это был последний прощальный вечер на Капанде, в котором участвовал Иванов. Все прощались с ним и желали дальнейших успехов…
 
    Редко встречаются такие бесконфликтные, доброжелательные люди, как Иванов…
    Вот и проводили Иванова…

    А ведь у меня все дни работы с ним обошлись без ссор и конфликтов… И по прошествии нескольких лет мне ясно, он был стеной, стеной незаметной, но под её защитой прошёл почти  безоблачно  первый период моей работы на Капанде…

    Дальше началось…