Советы 4-9-10

Валерий Шпинев
Советы 4-9-10. Церковные заповеди и Самоиспытание для готовящихся к исповеди.

Церковные заповеди.

Церковные заповеди — правила, исполнение которых составляет существенный признак и условие принадлежности к церкви. Таковыми считаются все нравственно-дисциплинарные постановления церкви, касающиеся всех её членов; в частности же, как наиболее важные из них, указываются в символических книгах православной церкви девять, касающиеся молитвы, постов, посещения богослужений, сохранения церковного имущества, уважения к пастырям церкви, воздержания от чтения книг, написанных еретиками, и удаления от всех обычаев, имеющих противохристианский характер. (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Церковные заповеди были сформулированы средневековыми теологами.
Пять церковных заповедей, установленных Римской католической церковью для своих членов таковы:
1.Участвуй в мессе и будь свободен от работы в воскресные дни и другие праздники.
2.Исповедовайся в грехах своих, по меньшей мере, раз в год.
3.Принимай таинство евхаристии, по меньшей мере, раз в год, в пасхальное время.
4.Соблюдай предписанные церковью периоды воздержания от мясной пищи и посты.
5.Поддерживай церковь в её нуждах.
(Катехизис католической церкви (ККЦ) 2042—2043). (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

В православной церкви.
Попытка привить церковные заповеди в православном богословии связана с именем митрополита Петра Могилы, впервые включившего их в своё "Православное исповедание". В целом рецепции православным богословием "церковных заповедей" не произошло. Некоторые из церковных авторов XVIII-XIX веков пользовались церковными заповедями при составлении назидательных сборников. Также они служат основой для сборников "вопросов для исповеди". (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
 
Самоиспытание для готовящихся к исповеди.

Пришедший впервые на исповедь к своему духовнику должен назвать свое христианское имя, сказать православной ли он веры, семейный ли или безбрачный и какое занимает положение.
Исповедующийся должен сказать, давно ли он исповедовался и у кого в последний раз? Почему оставляет прежнего духовника? Исполнил ли епитимию, наложенную прежним духовником? Не утаил ли чего на исповеди от духовного отца? Не состоит ли под клятвою, отлучением или запрещением? Если исповедующийся несет какое-либо наказание (епитимию) до сих пор, то священник должен отослать его к наказавшему.
Лучше всего, когда кающийся сам раскрывает свои язвы духовному врачу. Поэтому следует, чтобы он, без вопросов со стороны священника, сам сознавал и исповедовал свои грехи; священник только помогает ему вопросами. Священник должен останавливать кающегося, когда тот начинает говорить о предметах, которые к исповеди вовсе не относятся, или когда кающийся хотел бы назвать соучастников в своем грехе, или, вместо исповеди во грехах, стал бы выставлять на суд свои добродетели.
(Библиотечка журнала СОБОР. Ишим, 2000. Перепечатано с издания Свято-Троицкого монастыря (Джорданвиль, США). (http://www.zagorsk.ru/duhovn/ispoved/).

Прежде чем пойти на исповедь, каждый исповедник должен сам припомнить все свои грехи, чтобы на вопрос духовника о грехах не отвечал: "Во всем грешен", — ибо такой ответ свидетельствует о том, что человек пришел каяться, наперед нисколько не испытав сам себя. Самоиспытание вообще необходимо для каждого, но особенно перед исповедью.
(Библиотечка журнала СОБОР. Ишим, 2000. Перепечатано с издания Свято-Троицкого монастыря (Джорданвиль, США). (http://www.zagorsk.ru/duhovn/ispoved/).
 

Самоиспытание лучше всего совершать рассмотрением того, не согрешил ли я нарушением 10-ти заповедей Божиих, старался ли преуспеть в добродетелях, о которых гласят Заповеди Блаженства, и выполнял ли требования Церкви, изложенные в 9-ти заповедях церковных…
Завершающий самоиспытание верующий должен добросовестно спросить себя:
-не извиняет ли и не оправдывает ли он своих худых дел?
-Старается ли он избегать случаев ко греху?
-Оставил ли грехи, в которых прежде каялся?
-Имеет ли сердечное желание и твердое намерение впредь избегать тех грехов, в которых теперь кается?
(Библиотечка журнала СОБОР. Ишим, 2000. Перепечатано с издания Свято-Троицкого монастыря (Джорданвиль, США). (http://www.zagorsk.ru/duhovn/ispoved/).

Исповедание грехов перед священником должно сопровождаться говением, которое, по уставу, продолжается целую седмицу. В это время говеющий должен соблюдать установленный пост, усилить подвиги церковной и домашней молитвы, стараться об обуздании страстей и греховных привычек, вообще вести жизнь строго воздержанную, покаянную, растворенную делами любви и благотворения христианского.
По нужде, указанный срок говения может быть сокращен на три и даже на один день. Не выполнивший хотя бы этого малого требования должен осознать греховность такого существенного небрежения и, прежде всего, принести покаяние в этом грехе.
(Библиотечка журнала СОБОР. Ишим, 2000. Перепечатано с издания Свято-Троицкого монастыря (Джорданвиль, США). (http://www.zagorsk.ru/duhovn/ispoved/).