Путевые записки. Варшава. Старо място

Татьяна Минаева-Антонова
     на фото: прямо северная сторона Декерта

       На Свентоньянской улице повсюду маленькие кафе и магазинчики. Штукатурка у некоторых домов осыпалась, обнажая старую кладку сохранившихся фрагментов домов.Дом №11 на улице украшен гербом Варшавы, а между витрин установлена скульптура «Варшавская горожанка». Скромная горожанка склонилась с нежностью к младенцу, прислонившемуся к ее ногам. Размеры скульптуры дают ей возможность сливаться с проходящими людьми, создавая иллюзию ее участия в общем потоке.  На улице Свентоньянской дом №31 носит название «под кораблем», он украшен порталом в стиле позднего Возрождения и барельефом движущего парусника с развевающимися знаменами. Корабль был символом торговли.
       Издали виден необычный фасад кафедрального собора Святого Яна, построенного из красного кирпича в стиле мазовецкой готики. В этом соборе короновали королей и сейчас это главный католический собор и Варшавская епархия архиепископа. Перед собором лежат большие камни, именно из таких валунов сделан фундамент здания. Под полом собора находится прах мазовецких князей и знатных горожан.
       У собора поворачиваем во внутренний двор, где находится очень уютная треугольная площадь Каноника. В середине площадки, выложенной брусчаткой, на невысоком постаменте располагается бронзовый колокол, отлитый еще в ХVII веке, но так и не используемый по назначению.
      "Если колокол обойти 3 раза, предварительно загадав желание, и оно исполнится"- вспоминаю я и медленно прогуливаюсь по кругу.
       В углу площади за домом, увитым плющом, стоит самый узкий дом Варшавы всего с одним окном на этаже. Эту достопримечательность показывают всем туристам. Прямо перед домами на редких клочках земли высажены цветы, у домов теснятся две высокие пушистые туи.
       Площадь так названа из-за стоящих на ней в ХVII веке каменных домов каноников варшавской капитулы, а от приходского кладбища сохранилась скульптура Божьей Матери ХVIII века прямо у собора. Живые цветы в вазе у ее подножья символизируют уважение верующих к Божьей Матери.
       Возвращаюсь опять через арки на улицу Свентоньянскую, где сразу за собором Святого  Яна стоит бело-розовый Костел иезуитов и Милостивой Богородицы в ренессансном стиле. Прямо  перед его входом расположилась скульптура лежащего медведя, по красивой легенде это превращенный принц ожидает любви женщины, вернувшей ему прежний вид. Очень интересны входные  «Ангельские двери» в костел, фигура Милостивой Божьей матери и двух ангелов над ними.
       Далее по правой части тянутся непрерывно трехэтажные дома, а по левой 4хэтажные дома, покрашенные в различный цвет, в основном, мрачных оттенков. Все первые этажи заняты сувенирными магазинчиками. На углу крайнего справа здания виднеется барельеф льва – это известный всем дом «Подо львом», фасад которого выходит на знаменитую Рыночную площадь. На углу противоположного дома №15 установлены красивые солнечные часы. Влево уходит улица Запечек.
       Рыночная площадь прямоугольной формы существует с конца ХIII века, на нее выходят 8 улиц – по две  с каждого угла. В те давние времена здесь проходил торг и у позорного столба в середине площади проходили казни. В домах на первых этажах расположены сувенирные магазины и рестораны.
       На площади обосновались художники с мольбертами, музыканты и артисты, колоритный старый шарманщик с попугаем. Можно сесть на многочисленные лавочки у статуи Сиренки и рассматривать картины, слушая уличных музыкантов. Уже почти 400 лет скульптура русалки Сиренки из цинка занимает место в середине площади в небольшом углублении с водой,  множество голубей важно прогуливается вокруг статуи. Об этой русалке ходят тоже легенды, ее изображение присутствует на гербе города, по легенде русалка охраняет город. 
       Каждая сторона рыночной площади, выложенной гранитной плиткой, носит имя заслуженного горожанина депутата сейма ХVIII века. Балкон одного из домов на рынке украшен фигурами, окна домов разнообразные, вытянутые в длину. Дома с красочной штукатуркой больше похожи на затейливые шкатулки с лепниной и скульптурами на них. Нижние части некоторых домов выступают вперед.
       Все дома на площади принадлежали зажиточным мещанам и потому отличаются богатой лепниной и росписями с позолотой, как на доме «Подо львом» со стороны площади. Такой же расписной золотом оранжевый дом №7 в этом южном ряду, названном в честь первого мэра Варшавы Загжевски, он так и называется «золотой дом», поражающий своим фасадом в стиле позднего ренессанса. На этой южной стороне площади всех привлекает дом с кованой вывеской ресторана «Под Ба-зылишкем». Сам дом мрачновато-бежевый и ступени старые ведут к потертой двери. Ходит легенда о полу-птице-полузмее Василиске, который убивал  своим взглядом искателей его сокровищ. Этот ресторан популярен, хотя он и очень дорогой.
       Восемь зданий на северной стороне площади  Декерта занимает Исторический музей Варшавы, захватывая еще три здания со стороны улицы Новомейска и три внутренних двора. Крайний раннебарочный дом Фалькевича №28 украшен скульптурами Богоматери, святого Станислава и святой Елизаветы на мансарде. Над Барышковским домом №32 в стиле позднего ренессанса сохранился портал с изображением фирменного знака каменщиков. Самый высокий дом в северной части рынка с барочным фасадом и с медальоном негритёнка над входом носит название «под  негретёнком», его владельцем был итальянец и он занимался торговлей  африканскими товарами. У этого дома интересный барочный фасад, что резко выделяет его из этого северного ряда.
       А на восточной стороне Рыночной площади Барса в Бальцеровском доме №20 с сохранившимся готическим порталом расположился Музей литературы имени Адама Мицкевича, у рядом стоящего Орлемусовского дома №18 тоже остался барочный портал.   Дом №10 украшает красивый ажурный балкон, занимающий в ширину три окна, на нем установлены красочные фигуры горожанки и петуха.
       Если пройти по улице справа от восточной стороны площади, то вскоре направо появится самая узкая  улица Каменне сходки, она  очень романтична, всего одна лестница для спуска за водой для горожан соединяет две улицы. Эти каменные ступени выложены 200 лет назад. Красивые фонари и свисающие цветы с домов придают узкой лестнице экзотический средневековый вид.
       На западной стороне «Гуго Коллонтай» в  доме №17 был известный винный погребок Фукера, построенный в начале XVI столетия.  На его стене изображены барельефы из детских фигурок, играющих в трубы, тянущих упрямого козла, просто прогуливающихся забавных детей. В доме №21 жил когда-то просветитель  Гуго Коллонтай, теперь здесь расположен ресторан «Крокодил».   А дальше по ряду известен Фукеровский дом № 27 богатых виноторговцев Фукеров с красивой росписью и с изображением польского аристократа в национальном костюме. Фасад дома украшен лепниной из веточек винограда, внизу весь первый этаж у здания заставлен цветами, гирлянды вьющихся растений закрывают весь фасад.    
       Невозможно не остановиться перед светлым домом «под святой Анной» № 31 на углу с улицей Узкий Дунай. Он был самым старым в городе, построенный в ХV веке, где размещался городской глава - войта. А свое название дом получил из-за  скульптуры святой Анны, стоявшей в углу здания в нише с двумя младенцами на руках.   
       В середине Рыночной площади установлен старинный колодец-насос, такие же встречаются на улицах города с различной символикой, преобладающее место занимают барельефы русалки. Туристы и владельцы старомодных пролеток постоянно дергают его длинную ручку и набирают воду. Целый ряд экзотических экипажей на площади ожидает желающих прокатиться в старинных экипажах по узким старым улочкам Варшавы. Даже яркий вагончик, запряженный двумя лошадьми и больше похожий на старую конку, курсирует по булыжным мостовым Старого города.
       На высоких столбах установлены на площади старинные красивые фонари. Официант в белоснежной рубашке и ярко-красном  фартуке через площадь несет блюда клиенту, сидящему в летнем кафе.
       Новомейская улица застроена сплошным рядом невысоких домов с закусочными, ресторанами, кафе мороженного, только последний справа старый дом стоит отдельно. Фасады некоторых домов расписаны золотом, видна старая кладка кирпичей. Самые богатые ремесленники жили на Новомейской улице. Дом №11 на углу с улицей Узкий Дунай – дом «под Христом» назван по ранее его украшавшей скульптурой Христа. Скульптуры давно нет,но его по-прежнему называют так.
       Улица Новомейска ведет к барбакану.