О вреде приписок

Семёнов -Путник
Жителям материка, не знающих условий жизни на камчатке, в стране огнедышащих гор, по сообщениям из новостей по телевидению, порой трудно понять, как живут местные жители рядом с этими непредсказуемыми вершинами, которые всегда готовы выплюнуть в лазурное небо порцию земной злости. На самом деле, соседство этих огнедышащих вершин, вошло в быт живущих рядом людей, они не отделяют себя от них. Они их соседи, а соседи, как известно, всякие бывают. Любители острых ощущений стремятся в выходные дни покорить одну из ближайших вершин, получить  подтверждающую грамоту, в том, что предъявитель сего документа действительно является покорителем  вулкана. Для не желающих стирать ноги, и в разгар лета мёрзнуть на вершине, организуют вертолётные туры, где из уютного салона вертолёта можно увидеть тоже самое, но только с верху.
 Для нас, водителей, доставка к подножью вулкана, небольших групп таких восходителей, была обычной работой. Но заработная плата в этих случаях измерялась не в тоннах перевезённого груза, а в часах, потраченных на такую поездку. Естественно она была в разы меньше, чем перевозка груза. И каждый водитель в такой поездке пытался правдами и не правдами, увеличить время нахождения в пути. Руководство, прекрасно зная о  махинациях своих подчинённых, делало вид, что всеми силами борется с приписками, но на самом деле, если не было жалобы от клиентов, закрывало на это, свои зоркие глаза.
Так что, если вас неумолимо тянет на вершину, приезжайте туда в июле,  смело покоряйте  пригородные вулканы, катайтесь на лыжах с заснеженных склонов, одновременно принимая солнечные ванны. И обратите внимание на неприметных тружеников, водителей вездеходов, которые доставляют вас к подножью этих исполинов. От опыта и профессионального мастерства  которых, зависит порой ваша жизнь. Счастливого восхождения и пусть КУТХ поможет вам в этом.


О вреде приписок.


Давно не работающий громкоговоритель, наконец-то отремонтировали. И диспетчера пробуя голос, то и дело вызывали к себе водителей  находящихся на территории гаража. Шоферам  надоели эти вызовы и наиболее грамотные в системах связи уже посматривали, где удобнее и незаметнее перерезать кабель. Водителей дальних рейсов по пустякам не беспокоили,  они лояльно относились к этой громкоговорящей технике, не прислушивались к распоряжениям,   летевшим из рупора,  занимались подготовкой машин к рейсу. В это время  подбежал к нам дежурный механик, вместе с  гаражным псом «Балбесом»  и набросился на нас  - Вы,  что радио не слушаете? Для кого ремонтировали?
 Бегай  тут, ищи вас  по всему гаражу, за смену все ноги сотрёшь  до коленок, иди к директору, тебя полчаса уж вызывают. - Обратился он ко мне,  покачал головой  и побежал дальше ноги стирать.
Просто так у нас к директору не вызывали  и я лихорадочно начал перебирать в памяти  свои последние рейсы,  вспоминая, что же там могло произойти, чтобы директор  из своего кабинета  обратил на это внимание. В голову  ничего не приходило  и  на всякий случай, сняв испачканный комбинезон,  пошёл к директору. По пути  заглянул в диспетчерскую, но там ничего не знали, только сказали шепотом, чтоб в микрофон неслышно было

 - Срочно ищет, иди.-

 Поднявшись на второй этаж, встретил  нашу секретаршу. Но и она, не прояснила мне мозги. Пришлось  так, и идти  не подготовленным к встрече.

 Посредине большого кабинета  с двумя окнами во всю стену, выходящими на восток, стояла двухпудовая гирька, для испытания настойчивых просителей новых машин, или внеочередного отпуска. Вдоль стенок, вплотную прижавшись к ним, стояли стулья для планёрок.  В конце кабинета за большим  столом  покрытым зелёным сукном, сидел Гена, директор нашего автотранспортного предприятия. Крепкий, коренастый мужик, моего года, с золотым зубом  посредине рта. Когда он улыбался, зуб всегда блестел. Сейчас  он не блестел.

 Я зашёл  и поздоровался. Гена пил чай.
 - Проходи, садись –
 И показал мне на стул, поближе к своему месту. Ну,  думаю.
 - Раз  садит, значит надолго.- 
А сам прокручиваю в памяти  более ранние рейсы, уже за следующий месяц перевалил  и ничего  не могу вспомнить, что бы могло заинтересовать директора в моей скромной трудовой деятельности.
Гена попил чай  и спрашивает
 - Ты альпинистов, когда на Авачинский вулкан возил? –
  -  В июле, недели две уж прошло - 
Говорю ему. А сам думаю
 - Надо же  на такой мелочи влип –

До вулкана  совсем недалеко, альпинисты заказали машину на сутки, повёз я их. Залезли  они в кузов вместе со своими мешками  и ледорубами. Ладно,  у моего Урала, борта высокие, всё вошло.
Везу их к вулкану, помалкивают они.
Подъехал к леднику, дальше они пешком должны идти. Потому как не каждый вездеход  мог преодолеть этот переход от зимы к лету.  Из – под края подтаявшего ледника вода ручьём бежит, и метров двести  снежного месива, видно,  что глубоко. Жалко мне их стало, как они со своими мешками через это место переберутся?  Все ноги промочат, а потом ещё на вулкан идти.  Спустил  колёса немного  и переехал через этот рубеж, между зимой и летом.
 Дальше снежный косогор начался. Ещё одно препятствие,  посмотрел - на глаз, градусов двадцать пять будет. Километр уже проехал, слышу, стучат кулаком по кабине. Резко встал,  может выпал кто? А  старший  говорит:
-Можно, мы сойдём с машины, а то  нам плохо боком сидеть, вдруг машина перевернётся-
Разрешил я им  сойти с машины, а сам дальше поехал, ледорубы  да мешки повёз.
Они только через час  по моим следам  пришли. Подъехал к приюту альпинистов, целая улица  из трёх домов. Посмотрел вокруг, среди лета  снег и холодно. Думаю.
 - Зачем   буду ждать их, пока они залезут на него, потом слезут, -
Говорю им:
- Вы  ребята лезьте на свой вулкан, а я завтра приеду  и заберу вас. 
 - Да ты что!- В один голос закричали они.
- Такая опасная дорога, вдруг, на косогоре машина перевернётся, никто и знать не будет -
Успокоил я покорителей вершин. Говорю им.
 - Вы вон куда полезете,-  показываю им рукой на заснеженную вершину вулкана,
-  Для вас это обычный маршрут, а для меня это обычная дорога. Правда,  немного крутая, но у меня на машине стоят новые покрышки.  Да и вообще, в июле месяце в такой холод я не готов ночевать в кабине  -
 Уехал  от них, переночевал дома в тёплой койке, а на другой день вовремя приехал и забрал. Никаких происшествий не произошло, правда,   путёвку закрыл на двадцать четыре часа.
 Сижу возле директора и думаю
 - Заложили,  наверное, сейчас начнёт воспитывать  о вреде приписок - 
А он спрашивает
- Ты сам - то не поднимался с ними?  Говорю ему - Что я там забыл? Я с машиной был. Не любитель я по горам  пешком лазить, если бы Урал залез туда, попробовал бы, но там круто,  Урал не залезет.
  - Я вот с детства на Камчатке живу, а ни на одном вулкане не был  -  Пожаловался мне Гена.
- Да зачем  они тебе нужны? Сядь на вертолёт слетай  и всё увидишь. Сейчас каждый выходной возят,  облетают вулканы. Быстро,  всё видно  и мёрзнуть не надо.- Проинструктировал я его
 - Ладно, всё,  у меня дел много, а ты, прямо сейчас езжай в институт вулканологии и отвези учёных на Вилючинский вулкан, им срочно надо  там какие - то приборы, поставить. Всё,  давай  жми.-
 Выпроводил он меня.
- Да смотри! Осторожней! Людей, а не дрова повезёшь, я тебя проинструктировал, понял?- Крикнул он мне вслед.
 -Понял –
Сказал я  через уже закрытую дверь кабинета и пошёл в диспетчерскую. Взял путёвку на Вилючинский вулкан, и  через двадцать минут  искал в институте вулканологии  своих клиентов. В вестибюле института, в куче лежали рюкзаки, мешки и ящики с приборами. Вулканологов нигде не было.  Не отходя далеко от мешков, чтобы не потеряться,  спрашивал у каждого встречного
 - Вы не видели моих пассажиров?- 
Наконец они сами появились всей группой. Видать  их тоже кто-то инструктировал, как меня Гена.
 Старший спросил.
- Вы дорогу на вулкан знаете? –
 - Что её знать то, когда дома ночую,  этот вулкан  каждый день из окна своей квартиры вижу, прямо на ориентир и поедем. -  Ответил я.
- Ну, тогда загружаемся  и поехали.-  Распорядился он.
- А вас  куда везти? База там, или как?-
 - Да нет там никакой базы, вы нас до сухой речки,  подвезёте, а дальше  вертолётом подбросят –
 Ответил он  и побежал помогать,  своим вулканологам  загружать вещи.
 Машину загрузили,  и давай спорить, кому в кабине ехать. Не хотелось им разделяться, перед ответственным восхождением. Хотелось всей группой  в кузове трястись. Я успокоил их,  заверив, что дорогу мне  показывать не надо, сам найду. А если что, не долго,  остановиться и спросить. Тогда  все дружно забрались в кузов и улеглись, на свои спальные мешки.
  Выехали на трассу, и загудел асфальт  под новыми шинами  Урала. До вулкана  было не далеко, всего - то восемьдесят километров  и в любом случае  я рассчитывал  ночевать сегодня дома.
Через полтора часа  асфальт кончился, немного сбавив скорость, заглянул в кузов, пассажиры мои спали. Видать после трудового дня  и суматошных сборов  укачало их. Объезжая  сильно глубокие выбоины  на дороге, чтоб зря не беспокоить учёный народ  приближался к вулкану.
 Началась сухая речка. Это место, по которому  во время извержения текут потоки воды с грязью от тающего ледника. Сейчас извержения не было,   речка была сухой. Только огромные валуны, бывшие  когда - то вулканическими бомбами   вылетевшие и вылившиеся из жерла, завалили всё русло. Включил пониженную передачу и потихоньку, поехал по этим валунам,  Урал хромая с одного валуна  на другой, двигался к наступающей на меня громаде. Речка начала сужаться,  берега становились выше. Дальше ехать не было смысла, пришлось бы берег лопатой скапывать, чтоб выбраться из речки.
 Пробив буфером обрывистый берег, выбрался на равнину, заваленную такими же валунами. Но там, через пятьсот метров, начинался ледник,  пологий склон которого,  подходил прямо к подножью вулкана. Доехав потихоньку до его начала, легко пробил кашу из тающего снега и воды, выбрался на ледник. Машина пошла веселее.   Спустив колёса до снежных условий, покачивая, вёз своих пассажиров. Через полчаса, громада вулкана заслонила горизонт, и стали хорошо видны его отвесные склоны. Зная о коварстве ледников,  остановился, вышел из машины, лёг на снег и стал прислушиваться. Где-то глубоко под снегом, журчала вода.  Ехать было опасно, можно провалиться вместе с машиной в эту ледниковую реку. Вулканологи  очнулись от сна, поднялись со своих спальников и оглядывали местность.
- Ну и куда вас везти, где ваша база?-  Спросил я
. – Ой, нам дальше, не надо, Мы здесь всегда останавливаемся, вон наше место для лагеря, только, нас сюда всегда вертолётом забрасывали. До сухой речки машиной, а дальше, вертолёт вызывали. - Доложил мне, какой - то научный сотрудник.
  - Урал лучше вертолёта, чуть дождь или снег не летает ваш вертолёт, а Урал, в любую погоду едет по любым речкам,  выгружайте свои  приборы, мне на дежурный автобус надо успеть.-  Распорядился я.
 - А вы что, прямо сейчас и поедете? - Спросил  вулканолог  в очках.
 - Конечно, не буду же я ночевать в кабине  рядом с домом. Мне тут ехать два часа, а время  ещё пяти нет.-   И подал  путевой лист для подписи.
- Где тут, что писать?-
 Обрадовано засуетился  старший.
- Вертолёт такой дорогой, вы нам столько денег сэкономили –
-Ну, раз сэкономил, пиши до восьми ноль, ноль. -  Старший, подписал мне путёвку до восьми утра, возможно полагая, что до восьми сегодняшнего вечера.
 Я  хлопнув  дверцей кабины,  быстро скатился с горы и через два часа был в гараже. Только миновал контрольного механика и Гена навстречу, видать домой собрался. Рукой мне как замашет, как будто ему срочно  в родильный дом надо. Я остановился, а он на меня давай орать.
 - Ты где катаешься, я же тебя к вулканологам послал. Я же обещал им! Ты же подвёл меня! -
 -Увёз я твоих вулканологов, на вулкане они уже -  Оправдываюсь я. А сам думаю
 - Может не тех, увёз? –
- А ну пошли к телефону, посмотрим на каком они вулкане!-
  Кричит он.
Пошли к телефону, давай он звонить, а кто там, что знает.   Рабочий день кончился.  Видать сторож, говорит.
 - Нет никого, домой все ушли. –
 На моё счастье, случайно задержался  лаборант. И сказал Гене,
- Давно уже уехали, на какой - то чужой машине -  Гена мне говорит,
- Иди домой, завтра разбираться будем  на какой машине они уехали.-
 Ну, всё настроение мне испортил.  Уже рядом с домом, пришлось  зайти в соседский гараж, пива попить. Они там как раз вторую, десяти литровую канистру приканчивали. Жалуюсь я соседям, друзьям своим, о такой несправедливости.
-Как поеду на вулкан, обязательно что - то приключится. В прошлом году   повёз альпинистов  на Козельский вулкан. Там  военные манёвры начались, и лейтенант из пехоты, приказал своим солдатам  окоп вырыть  поперёк дороги,    стоит  рядом  и улыбается.  Поздоровался я с лейтенантом, спросил - зачем на дороге  оборону держишь?- 
А он мне,
- Чтоб не ездили, не мешали нам манёвры проводить.- 

Разозлился я на него, включил скорость  и переехал окоп. У него  фуражка от неожиданности слетела.
Тогда  товарищ мой  Вадик, говорит.
 - Это  корякский дух гор и вулканов, Кутх его зовут, такие пакости тебе строит, предупреждает тебя, нельзя шутить с ним  он в горах главный. Тебе признать его надо. А не признаешь, он может так пошутить, что мало не покажется. –

 Поверил я Вадику и признал Кутха. После этого, прежде чем в горы ехать, всегда разрешения у него спрашивал, и не шутил больше.  КУТХ даже позволил мне, немного на лавине прокатиться, вместе с моим Уралом. Но это  уже поздней осенью было.
 Гена у нас отходчивый, на другой день утром вызвал меня к себе в кабинет, предложил гирьку свою поднять. Но я вежливо отказался.
 Говорю ему 
 - После такой работы, не только гирьку, рук  не могу поднять  -
-Тогда скажи мне, как ты умудрился за четыре часа на вулкан съездить, а путёвку до восьми утра закрыть? –  – У меня же резина новая,  без обеда ехал,  деньги  им  сэкономил, они сами мне подписали, да и не за четыре, а за пять часов съездил. – Оправдался я.
-Ладно,  иди, работай,  но больше приписками не занимайся –
И, погрозил мне пальцем.
 Всё же, он проявил сочувствие ко мне,   позвонил старшему диспетчеру, чтоб она  мне рейс хороший дала. Я поблагодарил его  и пошёл к своей машине мимо диспетчерской, потому что  путевка на этот рейс,  с семи утра  у меня в кармане лежала.
 Пока Гена сегодня  на работу собирался, мне её старший диспетчер, по знакомству выдала.