Встречи

Елена Ярина
 ВСТРЕЧИ

        Глава 1 Неожиданная встреча

  Елену Романовну – молоденькую учительницу русского языка и литературы, педагогический стаж которой составлял три года, с сентября назначили завучем,  и отправили на курсы повышения квалификации. Елена  не возражала. Когда-то надо было начинать. Очень обрадовалась этому  назначению  ее  мама.
-Спасибо, дочка! Ты же из учительской династии.
 В школе для коллег и учеников она была Еленой Романовной, а дома Еленой или попросту Лелькой, как ее называли мама и бабушка. Она была третьим ребенком в семье, любила театр, музыку, когда-то в детстве училась в музыкальной школе, читала стихи.  Да кто в это время не увлекался поэзией. Юлия Друнина, Эдуард Асадов, Римма Казакова, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский.
   На школьных вечерах, а потом на институтских,  или в компаниях,  Лельку не раз просили почитать стихи. И она читала наизусть что-нибудь из Асадова. Вспомнилась почему-то «Трусиха».
 «Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок,
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – тонкий стебелек».
Став постарше,  уже на четвертом курсе, Лелька читала наизусть «Настю Карпову» или «Всегда найдется женская рука» Евгения Евтушенко.
  Потом, когда Лелька окончила институт, ее по распределению направили, как и всех молодых специалистов в село, хотя именно у нее была эта возможность остаться работать в городе. Так как на последнем курсе, после прохождения педагогической практики, ей предложили остаться работать в школе, и она совмещала работу и  учебу в институте. До выпуска оставались считанные месяцы, а денег как всегда не хватало.
  И вот незаметно пролетел первый год работы в школе. Затем второй, третий. В новом учебном году ее назначили завучем и направили в краевой институт усовершенствования  квалификации учителей на курсы руководителей школ, где мы с ней и встретились.
   В первый же день занятий мы занимались в аудитории на первом этаже.  Лелька    опустилась за свободный стол, почти,   что предпоследний в третьем ряду.
   До начала лекции оставалось минут пять. И вдруг к ней обратилась девушка.
-Свободно?
-Да - ответила Лелька.
 Сразу же познакомились. Соседку звали Виктория. Она была одного роста и одних лет с Лелькой, с карими глазами и модной стрижкой каштановых, уложенных полукольцами  волос.
 Лелька спросила.
-Виктория, а по отчеству?
-Виленовна - ответила  девушка. Лельке на минуту показалось, что она ее где-то видела, когда-то с ней встречалась. Как странно! – подумала она.
  В большой аудитории сидели солидные и не очень мужчины и женщины – директора школ и завучи. Молодых  коллег было мало, примерно одна треть от числа присутствующих. Лелька и Вика почти, что сразу отметили из числа присутствующих  того  самого  высокого молодого человека, они даже вспомнили его имя,–  и то, что он с ин.фака, а этот с бородкой, наверное, для солидности,-  явно с физико-математического факультета. Здорово! Ребята видимо тоже узнали Лельку и Вику.
   День, как говорится, прошел в дружеской обстановке. Лелькина соседка была непросто симпатичной девушкой, но и приятной  собеседницей.
После занятий Лелька с Викой отправились на автобусную остановку. Икарус № 8 подошел быстро. И пока ехали до остановки "Карла Маркса", весело болтали.
  Вика тоже смотрела на Лельку,  как будто что-то вспоминала. Странно. С Викой было легко и интересно. Она была на первый взгляд «несерьезным математиком». И Лелька про себя подумала, что ей бы веселую арифметику  в начальной школе преподавать. А на самом деле Виктория была, я даже сказала бы, чересчур серьезной. Память отличная, логика железная, только глаза постоянно смеются!
 Они, не договариваясь, спустились вниз по улице Дзержинского на автобусную остановку на Уссурийский бульвар, где останавливался автобус № 25,  следовавший в Южный микрорайон. Ехали и всю дорогу вспоминали студенческую жизнь. И  сошли как ни странно на одной и той же  остановке  «Универсам».
- Ну, вот и все. Мне направо – сказала Вика.
-А мне налево – ответила Лелька.
-Пока.
-Пока.
 Вика, как и Лелька, жила здесь у мамы. Работала в сельской школе. Тоже завуч.
По дороге домой, Лельку по-прежнему  мучил вопрос.  Где же она могла ее  видеть? Теперь это больше всего ее занимало! Понятно! На мгновение,  ее осенило. Ведь мы же учились в одном вузе, по одним ступеням бегали, прыгали пять лет! Грызли науку! 
  На следующий день утром они встретились на остановке, чтобы вместе ехать на занятия в переполненном автобусе, но вместе.
   С первого дня они как-то потянулись друг к другу. И все  решили, что они попросту – подруги!
    На лекциях обе были серьезны. Едва успевали записывать за лектором материал,а сегодня читали лекцию о концепции структуры и содержания образования  до 2000 года.
   На переменке, когда все ринулись в буфет, Вика с Лелькой прогуливались по коридору, разглядывая фотографии на стендах.
  И вдруг Лелькино внимание привлек стенд «Заслуженные учителя Хабаровского края», а вернее  - фотография. На черно-белой фотографии, в золотой рамочке, она увидела, вернее, узнала свою первую учительницу Таисию Филипповну Повышеву. И обращаясь к Виктории, сказала:
-Вика! Смотри это моя первая учительница.
 На что ей Вика ответила:
-И моя тоже!
-Как?- выкрикнула Лелька.
-Элементарно.
-Груздева?- ударив по плечу, спросила Лелька.-
-Да! А я все думала, ну, откуда я тебя знаю!
Вика недоумевала.
-Все правильно! Лелька не унималась.
-Ведь ты училась в пятьдесят шестой школе и я тоже. У нас в классе было две Вики – Камышева и Груздева! Ты – Груздева? Она словно  сама в это не верила.
-Да!- ответила обрадованная Вика.
 Наконец-то они выяснили, что до 4 класса учились в одной школе и в одном классе, пока Лену не перевели в новую школу.
 И я улыбнулась, когда поняла о чем идет речь. Встретились одноклассницы, а теперь - коллеги и надо же где. И  вот сидят за одной партой. Вот это да!
  Мне эти девчонки очень нравились. Мобильные, интересные.  Обожают свои  предметы. Некая влюбленность и озорство. По  крайней мере, ни та, ни другая, не строили из себя классных дам. От них исходил какой-то положительный заряд.
 И мы подружились, хотя я была лет на десять их старше.


                Глава  2   Таисия Филипповна

 Вы,  наверное, хотите спросить, знала ли я Таисию Филипповну? Нет. Не знала, хотя по образованию я -  учитель начальных классов и проживала  в одном и том же   Индустриальном районе  города. А жаль. Наши пересечения во времени, наверное, были возможны. Я много раз была в этой школе на открытых уроках, но все больше у молодых коллег.
 А вот Вика и Лена теперь были, «не разлей вода», рассказывали о ней наперебой. На следующей переменке и я побежала взглянуть на фото. Девчонки с легкостью описали ее портрет, как он схож был с фотографией. Светлые глаза, пшеничные волосы (да, именно цвета золотой пшеницы), хотя на черно-белой фотографии   можно только сказать про волосы – светлые, волосок к волосу и маленькая гребенка, аккуратное шерстяное бардовое платье (хотя на фото оно просто темное). Но Лелька запомнила его цвет  и сразу  же назвала  -бордовое.
 Когда было в классе холодно, Таисия Филопповна набрасывала шаль на плечи. Запомнилось, как бережно она заворачивала стопки тетрадей в газету. Для этого она  складывала ее вдоль  пополам и обворачивала стопку тетрадей, так же и другую. Ежедневно «перелопачивала» по две партии детских каракулей и творений. Стопка тетрадок по письму и арифметике. А наполняемость классов в те годы была по 40 человек.  И уносила тетрадки на проверку домой.
  Но именно она – первая учительница Вики и Лельки сумела им привить любовь к этой профессии. Для них она была святым человеком, каким-то неким «мерилом»,  жизненным примером.
  На следующий день на переменке, опять вспомнив про Таисию Филипповну, они рассказывали мне, как проходили у них уроки чистописания. Девчонки писали еще перьевыми ручками. Трудно было писать чисто без клякс, но они старались.  Таисия Филипповна всех успокаивала и  всякий раз говорила: «Терпение и труд - все перетрут».
 Да, надо же,  как зацепили девчонок воспоминания. Как жаль, что  уроки  чистописания  в школе сегодня отменили.
  А еще я от Лельки узнала, как во втором классе она сломала ногу (каталась во дворе на горке) и целых три месяца нога  была в гипсе. Таисия Филипповна приходила к ней домой заниматься. Сама Таисия Филипповна! Здесь была и гордость за учительницу, и радость одновременно. А самое главное, нога переставала болеть, как только Таисия Филипповна появлялась  у них на пороге. Добрая, ласковая, такая вся теплая.  В Лелькиной семье уважали Таисию Филипповну и мама Лельки, которая  была намного  моложе, часто обращалась к ней за советом.
  А еще в классе была даже своя библиотечка. И на внеклассном чтении читала  учительница ребятам  интересные книги, Лелька даже запомнила автора:  Елена Ильина «Четвертая высота». Книга, написанная доступным, доходчивым языком  о Гуле – Марионелле  Королевой. Читали всем классом. Вернее читала Таисия Филипповна, а все с замиранием сердца слушали.
 Время шло. Годы неслись вперед стремительно. И когда Лелька была уже в 10 классе, она иногда прибегала к ней, посмотреть на нее, поделиться радостью, а может быть посоветоваться, я уж точно не знаю,  Таисия Филипповна пускала ее к себе на урок во второй смене.
  Однажды в октябре в радиопередаче «Амурские орлята» на Хабаровском радио прозвучала Лелькина зарисовка «Учительница первая моя»,  к знаменательному  по этому случаю  профессиональному празднику.  Таисия Филипповна, которая слушала эти передачи по утрам, прослезилась. С какой любовью писала о ней семнадцатилетняя школьница - выпускница.
  Вика тоже не осталась в стороне, к довершению  рассказа, она добавила, что никогда никто не слышал от Таисии Филипповны  плохих слов, крика, хотя по тем временам сидели в классе и второгодники, те самые нерадивые ученики. Это сейчас никого не оставляют на второй год, а тогда…  Она ко всем находила подход. Только с лаской и заботой. А лучшему ученику дарила перочистку, закладку. Сколько этих перочисток они сшили с ней на уроках труда! Добрейшей души была женщина. Ей тогда было за  50! Она чем-то была похожа на артистку Тамару Макарову, исполнившую роль первой учительницы в фильме «Первоклассница».
  Я думаю, наверное, девчонкам хотелось хоть чем-нибудь походить на Таисию Филипповну.  На всю жизнь  они запомнили, сказанные ей когда-то пословицы «не место красит человека, а человек место», «по одежке встречают, а провожают по уму».
 А какие она уроки проводила. Класс завораживала. С ней они и пели, и плясали, вышивали  крестиком салфетки, стенгазеты рисовали, и физкультуру она у них проводила, и в поход с ней они на Амур, на Уссури, и на «Сопку двух братьев» ходили.
 Перемена продолжалась, преподаватель  как нарочно наш задерживался. А мы терпеливо сидели и ждали.
 И тогда Лелька добавила:
-Поэтому, наверное, так высоко оценен ее труд. « Заслуженный учитель РСФСР». 
    На следующий день Лелька предложила отыскать  любимую учительницу, сходить к ней в гости.
- Вика! Давай купим торт и отправимся на поиски.
-А вдруг она там уже не живет? Столько времени прошло. Что-то явно девчонок тормозило. Она жила на окраине  города, в маленьком  стареньком  деревянном домике на берегу Уссури.
- Мы ведь даже улицы не знаем – сетовала Вика. А что мы вообще знаем о ней? Что она вдова. В  войну получила похоронку на мужа и у нее есть один единственный сын. Сколько ему сейчас, а ей? Если живы???
  Вскоре курсы закончились.  Мы, обменявшись адресами, разъехались. Первое время переписывались. По крайней мере, девчонки регулярно поздравляли меня в праздники. Да! Этот месяц очень сдружил нас…

 Глава 3 Открытка

  Ближе к Новому году я получила письмо от Лельки. Да, той самой Лельки, с которой познакомилась на курсах повышения квалификации. Она писала, что к ноябрьским праздникам Вика прислала поздравительную открытку. Приглашала к себе в гости. Писала о работе. О жизни, о семье. И такой теплотой веяло от этих строк, от лелькиного письма. Молодцы, девчонки! Переписываются. И про меня не забывают. Приятно. До чего же жизнь интересная штука!
 
 Глава 4 Спустя годы

 Прошли годы. Я всегда помнила этих девчонок. Они мне писали, а потом…
 И вот я как-то летом попала в краевую больницу в отделение сосудистой хирургии.     Соседка по палате тоже учительница, сорок лет проработала географом в школе № 56, где некогда трудилась Таисия Филипповна, где учились девчонки, теперь уже мои коллегии – Вика – Виктория Виленовна и Лелька – Елена Романовна. Разговорившись о том, о сем, о жизни, о работе, зарплате с пожилой учительницей, я как-то невольно задала вопрос ей:
-А знали ли вы учительницу начальных классов Таисию Филипповну Повышеву?
Немного помолчав, моя соседка ответила:
-Да. Хорошая она была учительница.
-Почему была?
К сожалению, она уже давно умерла. Много ей лет было. Сын у нее еще попивал горько. Хоронили всей школой. Деньги  собирали. Вот так мы провожали ее в последний путь.
  Мне почему-то  именно сейчас вспоминается стихотворение российского поэта  Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей»

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый год не шлем им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей. 
Пусть будет жизнь достойна их усилий. 
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

  Какие это мудрые слова.
 Всякий раз, как только речь заходит об учителях, вспоминаю и своих коллег, с которыми работала,и  Таисию Филипповну, с чьей судьбой благодаря девчонкам и – теперь уже моим коллегам, которым уже, наверное, за сорок, Виктории Виленовне и Елене Романовне, я познакомилась. Многое узнала. Я   уверена, что они до сих пор трудятся в школе. И быть может, прочитав мой  рассказ, они вновь  откликнуться!