Естественные предпосылки социального поведения

Лариса Викторовна Светличная
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРУППОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; ТРАВЛЯ ИЗГОЯ

В статье показаны естественные процессы, происходящие в социальной группе во время выбора лидера и установления иерархии. Дано определение и классификация естественных лидеров. Объясняется природа естественной иерархии, обусловленная наличием инстинктивной лидерской программы у каждого человека, отличающейся количеством индивидуумов, которое она может объединить в социальную группу. Описаны способы поддержания естественной иерархии путём ритуальной агрессии, определение и виды инстинктивной травли изгоя, которым может быть каждый член социальный группы, неугодный естественному лидеру.

Ключевые слова: естественная иерархия, ритуальная агрессия, инстинкт подчинения, безусловные рефлексы общения, травля изгоя.

L. V. Svitlychna. Natural preconditions of group social behavior; persecution of the derelict

In article the natural processes happening in social group during a choice of the leader and establishment of hierarchy are shown. Definition and classification of natural leaders is given. The nature of natural hierarchy caused by existence of the instinctive leader program at each person, different is explained by quantity of individuals which it can unite in social group. Ways of maintenance of natural hierarchy by ritual aggression, definition and types of instinctive persecution of the derelict which can be each member social groups, objectionable to the natural leader are described.

Keywords: natural hierarchy, ritual aggression, submission instinct, unconditioned reflexes of communication, persecution of the derelict.


  Социальный инстинкт дарит людям удовольствие и радость от общения. Но когда в социальной группе инстинктивно травят изгоя, люди становятся безжалостными, а иногда выглядят пугающе жестокими. Во время инстинктивного поведения, вообще, и инстинктивной травли, в частности, можно заметить закономерности, которые не зависят от качеств  личности людей и уровня развития общества. Я изучила множество работ о социальном поведении. Нигде нет точного определения и классификации естественных лидеров (все классификации отражают характеристики личности лидеров и их сознательные способы руководства). Нигде нет определения инстинктивной травли, и нигде не сказано, что истинным виновником инстинктивной травли и её инициатором является только естественный лидер определённого типа.
В этой работе использованы наблюдения за поведением людей в 60 социальных группах от 4-х до 100 человек: в детском саду и на детской площадке, в средней школе, лагерях отдыха, турпоездках, научных и медицинских учреждениях. А так же — документальные фильмы о социальном поведении людей и животных.

                                                -

Рассмотрим процессы, происходящие в социальной группе, с момента её образования.
Дети из разных школ города были собраны для отправления в пионерский лагерь и ждали автобуса. На их лицах были беспокойство и тревога. Наконец, кто-то из воспитателей объявил, чтобы никто не расходился, так как скоро начнётся посадка на автобусы. Стало очевидно, что весь лагерь уже в сборе. Через несколько минут от группы детей около 60 человек из разных мест отделились 5 наиболее уверенных, смелых, активных и смышлёных мальчиков, лет по 12-13. Каждый из них вызывал симпатию и уважение, и каждый мог бы быть лидером. Подойдя друг к другу, они искали взглядами ещё кого-то. Наконец, они увидели мальчика, которого предстоящий отъезд как будто совсем не волновал. Он не беспокоился и не нервничал - как остальные. У него был спокойный, уверенный, благодушный и скучающий вид. Лица мальчиков осветила радость, и они тут же направились в его сторону. Каждый из них, подойдя к нему, представлялся и пожимал ему руку. На их лицах были написаны уверенность в выборе и уважение, они как бы молча говорили ему: «Ты тот, кто нам нужен». Он был слегка удивлён и благодарен. Мальчики вздохнули с облегчением, как будто сделали, наконец, тяжёлую и важную работу.
       Слова и жесты - осознанные действия. Но сам выбор подростки не могли совершить осознанно: они ничего не знали о выбранном ими человеке и не общались с ним. А вот пример выбора лидера в малой группе среди взрослых людей, большинство из которых хорошо знали друг друга.
       Члены туристической группы постепенно собирались на вокзале. Люди держались безлично и настороженно. Когда экскурсовод объявила, что вся группа в сборе (8 человек), - неожиданно наступила тишина. Люди как будто ощущали растерянность и беспокойство. Затем они встали в круг и молча вопросительно заглядывали в глаза друг другу. Наконец их взгляды остановились на женщине, которая уже успела подружиться со мной, и стояла рядом, спокойно и уверенно глядя на происходящее. Вслед за тем из круга выделились две взрослые женщины, и, держась рядом, подошли к ней. Застенчиво и покорно улыбаясь, они молча смотрели на неё. В их глазах были вопрос и надежда. На язык слов это можно перевести следующим образом: "Ты - наша мама?". Она посмотрела в их глаза внимательным испытывающим взглядом. Выражение её лица и глаз можно было перевести на язык слов так: "Может быть. Если заслужите. Я подумаю". Их глаза и лица выразили готовность подчиняться. Она снисходительно молча согласилась. Вся люди с благодарностью и надеждой робко посмотрели на неё, как на высшее существо, которое даст им нечто крайне важное. Из разрозненных людей она создала сплочённую группу, не проявляя никакой видимой активности.
Все члены туристической группы (кроме меня и будущего лидера) были рабочими из одного и того же украинского села, хорошо знакомые друг с другом. Своим лидером они выбрали незнакомого им человека не из своей среды, очень сильно отличающегося от них во всех отношениях: молодую интеллигентную женщину (инженера конструкторского бюро), горожанку, еврейку. И беспрекословно подчинялись ей, глядя на неё с благоговением. Очевидно, сознание людей в этом выборе участия не принимало. В этом наблюдении лидера выбрали без слов и жестов, только взгляды и едва уловимые изменения мимических мышц. Таким же было и последующее общение между лидером и группой. И этот вид общения можно назвать «межвидовым инстинктивным языком немого общения», ибо таким же путём общаются  и другие млекопитающие друг с другом и с людьми. Осознают инстинктивный язык немногие люди, чаще – в творческой среде. Сознание остальных получает только результат этого общения [4]. В обоих случаях выбор лидера начинался только после того, как становилось известно, что уже собрались все члены будущей группы. Т.е. сложилась нужная для выбора лидера ситуация. Но сам выбор был неосознанным. Надо думать, соответствующее умозаключение автоматически запускало программу инстинктивного поведения [7]. Инстинктивное поведение стимулируется врождёнными влечениями («поисковая стадия инстинкта») и направляется эмоциями. За удовлетворение влечения инстинкт награждает сознание  удовольствием и радостью, за игнорирование – наказывает страданием. При появлении ситуации, подходящей для удовлетворения влечения, включается исполнительная программа инстинкта, связанная с этим влечением. Влечение люди осознают (ибо оно направляет их сознательное поведение), и потому могут его контролировать. Безусловные рефлексы общения, из которых состоит исполнительная программа социального инстинкта, - нет, ибо эти рефлексы вызываются сигналами немого общения посредством излучения мозга. Во время действия исполнительной программы социального инстинкта, механизм приспособления к изменениям ситуации, вероятно, следующий.Каждый безусловный рефлекс общения включается на определённый внешний сигнал, следовательно, между ними есть промежутки, в которых включается мышление, что при изменении ситуации позволяет прервать инстинктивные действия [5,6]. Наиболее наглядный пример безусловного рефлекса общения путём излучения мозга - непроизвольное оборачивание во время взгляда за спиной на относительно далёком расстоянии. Непроизвольное - означает рефлекторное, очевидно, в ответ на направленное излучение мозга другого человека. Когда за человеком наблюдают через зеркало, он непроизвольно оборачивается в сторону зеркала, и там встречает взгляд смотрящего. Это значит, что излучаемая через глаза энергия мозга может концентрироваться в виде луча, который, падая на зеркальную поверхность, отражается от неё так же, как и световой луч, т. е. это излучение - электромагнитной природы. Взгляд, который заставляет реципиента непроизвольно обернуться, тоже инстинктивный. Сознательно можно долго и упорно смотреть в спину того же самого человека, но он не обернётся [8].
Вслед за инстинктивным выбором лидера таким же путём устанавливается иерархия в группе. Можно заметить, что подчинённый в одной группе становится лидером в другой. И наоборот. Очевидно, в каждом человеке есть и лидерская программа, и программа подчинения. Чем большее количество людей может объединить лидерская программа, тем более высокое положение в групповой иерархии занимает её обладатель. Видимо, выбор естественного лидера - это неосознанное сравнение собственной лидерской программы с лидерской программой окружающих. Постоянство групповой иерархии поддерживается путём агрессии. Психическая агрессия вне социальной группы обусловлена степенью выраженности природной агрессивности. В основном, это – завуалированные оскорбления в сочетании с непроизвольной энергетической атакой, вызывающей у побеждённого чувство унижения (поражения), а у победителя - рефлекторную радость победы. Вне группы агрессивно настроенные люди инстинктивно нападают на тех, у кого в данный момент ослаблена энергетическая психическая защита (в случае расчётливого нападения они могут ошибаться в выборе и получать отпор). В социальной группе агрессивным поведением управляет социальный инстинкт. На естественного лидера и его ближайшее окружение не нападают, в каком бы состоянии ни была их психическая защита. Лидер и авторитетные члены группы инстинктивно периодически нападают на нижестоящих, в основном, путём несправедливых обвинений в оскорбительной форме. Но ни унижения, ни обиды от несправедливости на лицах членов группы не заметно, а сразу – выражение покорности и преданности. В детских коллективах естественный лидер может применять и физическую агрессию. Однажды, я видела, как 6-летний лидер в детском саду по очереди бил пластмассовой игрушкой детей (сидящих перед ним с тревожным выражением на лицах), ударяя по одному разу и пристально глядя им в глаза. И у каждого из них в момент удара вспыхивала светлая радость, он счастливо улыбался и преданно смотрел в глаза лидера, как будто его не ударили, а похвалили! Радость подчинённых в ответ на агрессию инстинктивного лидера — это не рефлекс, а поощряющее действие социального инстинкта на их сознание, за то, что лидер признал их членами его стаи. Формальные лидеры, которые не являются естественными лидерами в группе, тоже применяют описанные приёмы. Но  в ответ у людей инстинктивной радости не возникает. Наоборот, они видят в таком руководителе несправедливого и злого человека. Это реакция разума, а не инстинкта. А если бы это был рефлекс — была бы такая же реакция, как с естественным лидером. Но завуалированная агрессия, закончившаяся победой, в социальной группе на некоторое время вызывает у побеждённого чувство уважения и симпатии к победителю и подчинение ему, даже если победитель занимает в группе положение  изгоя. Очевидно, в этом случае, чувства побеждённого являются рефлекторными [9, 10]. 
Естественный лидер  - это человек, который инстинктивно создаёт из разрозненной толпы социальную группу, объединяя их вокруг себя. Но в малых и больших социальных группах это происходит по-разному, и управляют ими разные естественные лидеры, что можно заметить в приведенных выше примерах выборов лидера. Существует два вида естественных лидеров (и, соответственно, две программы подчинения). Первые управляют группой, в основном, молча, с помощью едва заметной мимики и взглядов. Вторые выступают, выдвигают цель, предлагают способы её достижения, убеждая людей в необходимости предложенных ими совместных действий. Т.е. обращаются к их разуму. А в паузах своей речи они тоже общаются с группой на немом инстинктивном языке. Первых можно назвать лидерами группового инстинктивного поведения (ЛГИП), вторых – лидерами сознательных совместных действий (ЛССД). ЛГИП разделяются на две подгруппы. Одни – создают социальную группу (связываясь с каждым и входя с ним в доверительные отношения единомышленников и соратников) и управляют совместной жизнью её членов, но – не их совместными действиями. Поскольку главная их заслуга – объединение людей в организованную группу, их можно назвать «инстинктивно объединяющими лидерами» (ИОЛ). Ими бывают только женщины. Лидерами инстинктивных совместных действий (ЛИСД) бывают только мужчины, обычно, они могут объединить большое количество людей. Но обеспечить единство сознательных совместных действий они не могут. При необходимости таких действий временным лидером становится один из членов группы с программой ЛССД — с молчаливого согласия ЛГИП.
Инстинкт подчинения обеспечивает убеждённость в правоте лидера и полную подчиняемость ему без критики разума, но только ЛГИП получает от этого инстинктивную «радость всевластия» (термин одной из ИОЛ). Соответственно, в людях ЛГИП больше ценят то, что даёт им эту радость, - абсолютную подчиняемость, а не их деловые качества.
ЛССД управляют сознательными совместными действиями, которые требуют инстинктивного единения. Ими бывают как мужчины (2/3), так и женщины (1/3). ЛССД инстинктивно стремятся руководить делом и, прежде всего, ценят в людях их деловые качества. Для ЛССД  подчинение без сомнений  тоже приятно, как полное доверие, но инстинктивной радости всевластия ему не даёт. Для него — другая инстинктивная награда. Во время совместных действий под управлением такого лидера исчезает иерархия, все становятся равными, и появляется  упоительная радость единства совместных сознательных действий, которая зависит не от характера этих действий, а от их совместности и слаженности. Жизнь становится интересной и радостной, наполненной смыслом. Так социальный инстинкт награждает сознание членов группы за сознательную совместную деятельность. В смешанных группах из всех лидеров-мужчин 90% являются ЛССД и 10% - ЛИСД, а из всех лидеров-женщин 75% являются ИОЛ и 25% - ЛССД. Среди ЛССД женщины занимают 33%. В большой социальной группе всегда есть два естественных лидера: ИОЛ и ЛССД, которые в правление друг друга не вмешиваются, за исключением травли изгоя – ЛССД запрещает травлю, если он, как лидер, сильнее ИОЛ.  Четыре ЛИСД, которых я наблюдала, правили единолично. Надо заметить, что Эрик Берн также выделял два основных типа лидеров: лидера внешнего группового процесса (судя по описанию, это - ЛССД) и лидера внутреннего группового процесса (в моей классификации он соответствует ИОЛ). Кроме того, Э. Берн выделял ещё около 8-10 других видов лидеров, основываясь на качествах их личности и способах сознательного управления [1].
       Исходя из вышеизложенного, классификация естественных лидеров выглядит следующим образом:
1. Лидеры группового инстинктивного поведения (ЛГИП):
1.1. Инстинктивно объединяющий лидер (ИОЛ).
1.2. Лидер инстинктивных совместных действий (ЛИСД).
2. Лидер сознательных совместных действий (ЛССД).

Следует упомянуть, что на посту руководителя учреждения отличить ЛГИП от ЛССД бывает сложно. Особенно сложно отличить ЛИСД от ЛССД. Наиболее достоверный признак, отличающий их - травля изгоя. Все ЛГИП широко применяют инстинктивную травлю, ЛССД - никогда. Инстинктивная травля — это всеобщая агрессивная враждебность и презрение к человеку без явных или достаточных на то причин, инициированная лидером группового инстинктивного поведения. У животных тоже есть ЛГИП и травля изгоя, во время которой их поведение мало отличается от поведения людей в аналогичных ситуациях. Но в сугубо человеческом лидерском инстинкте, у ЛССД, такого способа воздействия нет, ни для вразумления непокорных, ни для изгнания соперника или инакомыслящих. Хотя инстинкт травли у ЛССД есть, ибо в положении подчинённых в группах ЛГИП они участвуют в травле изгоя.
В 30 наблюдаемых группах (от 4-х до 40 человек) была травля 46 изгоев: 20 независимо мыслящих и 26 обычных людей. Поведение всех участников травли (и изгоев в том числе) не зависело ни от их личных качеств, ни от однородности группы (пола, возраста, национальности, вероисповидания, образования, профессии  и др.), ни от силы  сплочённости  людей с лидером (между собой, как будет показано ниже, у членов группы под управлением ЛГИП инстинктивной сплочённости нет). Оно всегда было однотипныи, и, следовательно – инстинктивным. Сначала лидер ощущает к кому-либо враждебность (гнев, обиду, ненависть, возмущение в сочетании с враждебностью). И отношение членов группы к этому человеку сразу же изменяется. Вместо прежней уважительной симпатии в глазах одних появляется возмущение и настороженная враждебность, в глазах других - жалость и осуждение, и у всех — неумолимая готовность изгнать врага лидера. Поскольку каждый член группы испытывает разные чувства, очевидно, это - сознательная реакция (возможно, на уровне врождённого сознания). И только готовность изгнать врага можно считать рефлекторной, в ответ на ненависть лидера. Но без приказа лидера группа не нападает.
Инстинктивная травля изгоя начинается и прекращается только по невербальному приказу ЛГИП. С чувством возмущения гнева, ненависти и презрения к будущему изгою он на немом инстинктивном языке сообщает членам группы, что этот человек - враг, и осознанно приказывает им изгнать (или уничтожить) врага. И тогда у людей включается инстинкт травли, который представляет собой психическую агрессию (агрессивное выражение враждебности и презрения к "врагу") и очень редко (обычно, у детей) — физическую агрессию (коллективные избиения по ничтожному поводу). Меру воздействия на изгоя тоже определяет лидер.
У людей существует два вида изгоев, принципиально отличающихся между собой: временные и постоянные. Временным изгоем ЛГИП может объявить любого члена социальной группы, сознательным поведением которого он недоволен или видит в нём соперника. Но ни группа, ни изгой, не знают причину недовольства ЛГИП, ибо словами он ничего не объясняет. Временный изгой не отстаёт от лидера и преданно глядит ему в глаза, стараясь понять причину его недовольства. Если ему это удалось, ЛГИП получает желаемое и прекращает травлю. Если нет, травля не прекращается, изгой уходит из группы. Поскольку такое поведение наблюдается у всех ЛГИП, оно является инстинктивным. Причина недовольства лидера - конкретная, но способ воздействия на человека силами всей группы ему подсказывает его лидерский инстинкт.
Постоянный изгой - это человек, который становится изгоем без права на прощение в каждой социальной группе под управлением ЛГИП. В отличие от временного изгоя, у постоянного изгоя формальной вины нет. В группе он, как и лидер, мыслит самостоятельно, но соперником инстинктивного лидера никогда не является, ибо постоянными изгоями становятся люди, чьё социальное поведение в любой ситуации управляется разумом, а не инстинктом, и потому они могут командовать и подчиняться только сознательно [13]. В социальной группе с более сильным лидером у бывшего лидера включается инстинкт подчинения и лишает его возможности самостоятельного мышления, а те, кто становятся постоянными изгоями, мыслят самостоятельно постоянно. У них есть возможность иметь собственное мнение абсолютно независимо от каких бы то ни было авторитетов и устоявшегося общественного мнения. И потому их следует назвать «независимо мыслящими» (НМ), независимо от того, обладают они высоко развитым интеллектом или нет. Естественный лидер любого типа всегда, с первого инстинктивного взгляда, ощущает невозможность инстинктивного управления НМ. ЛССД чувствует удивление, и только. Ему подчиняются инстинктивно, но он принимает и сознательное подчинение, НМ становится полноправным членом его группы. Надо думать, в этом лидерском инстинкте, присущем только людям, учитывается наличие у них сознательного логического мышления, и потому допускается исключительно рассудочное подчинение. Лидерский инстинкт ЛГИП не может принять сознательное подчинение (пропущенное через критику мышления), потому что к такому виду управления этот инстинкт не предназначен. В присутствии НМ ЛГИП лишается радости всевластия, чувствует инстинктивную ненависть к нему, и сразу делает его изгоем. Но истинной причины этого не осознаёт, и объясняет себе поведение НМ и своё собственное - с позиции разума. Он видит, что НМ не является более сильным лидером, но  мыслит  самостоятельно (как и лидер), не ощущает к нему абсолютной веры (без критики разума),  и не подчиняется ему инстинктивно (бездумно), как все остальные [11,12] Всё это для ЛГИП — необычно, непонятно, странно, и он понимает это - как ненормальность. Каждый ЛГИП пытается объяснить себе "ненормальность" НМ, которую он ощущает, - в силу своего разумения. В глухом селе даже в наше время НМ женщину могут объявить ведьмой, навлекающую порчу на людей и стихийные бедствия на село (личное наблюдение). В образованном обществе ЛГИП не принимает НМ за служителя дьявола, а считает его не по праву высокомерным, враждебным и обязательно - в той или иной степени психически ненормальным. Вне группы (до её образования или после её расформирования), когда лидерская программа не включена, ЛГИП, общаясь с НМ, не замечает, что он «особенный», и может ощущать к нему симпатию (5 случаев из 5 наблюдений). Это  подтверждает вывод, что чувствами ЛГИП управляет инстинкт, и личной антипатии («психологической несовместимости») к НМ у них, обычно, нет.
      Травля изгоя может быть открытой, завуалированной и скрытой, и переходить из одного вида в другой. Открытая травля — это грубое выражение враждебности или бойкот. Возможны и коллективные избиения изгоя (со слов НМ, 2 случая: в СШ среди детей 11 лет, и в среде медработников). Обычно, ЛГИП подвергают НМ тяжёлой открытой травле при высказывании ими собственного мнения, что ЛГИП воспринимают, как отрытое неподчинение и вызов. Но любой НМ, даже самый непритязательный, кажется ЛГИП  высокомерным и враждебным. Лидер молча демонстрирует группе свои чувства к НМ, в лучшем случае - недовольство и обиду, в худшем - гнев и ненависть, и приказывает на немом инстинктивном языке изгнать или «уничтожить» врага. А затем спокойно объясняет словами, что этот человек ведёт себя высокомерно, враждебно и странно, возможно, он психически ненормален. И предлагает следить за ним (со слов членов группы). И теперь всё, что НМ делает или говорит, воспринимается лидером и группой именно с этой точки зрения. Пример открытой травли НМ в литературе – поэма "Горе от ума". В этом произведении весь процесс выделения изгоя и травли описан так, как мне довелось наблюдать его в реальной жизни. Сначала Чацкий несколько раз при всех высказывал своё мнение, отличное от общепринятого. Одних это удивляло, других возмущало. Но только Софья прозрачно намекнула Чацкому, что его поведение – странное. В ответ Чацкий возмущённо назвал её избранника  “глупцом”: “Я странен? А не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например…" После чего Софья, до этого с трудом терпевшая поведение Чацкого, объявила его безумным, и сделала это - спокойно и расчётливо: "Он - не в своём уме”. И все поверили её словам, а кто не поверил, тот не посмел идти против всех. В результате - «Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа» [2;с 171-172]. При завуалированной травле ЛГИП приказывает своей группе соблюдать с изгоем правила приличия, а если он - заслуженный человек, выражать ему внешние признаки почтения. Поведение НМ при этом виде травли также будут восприниматься как враждебное и странное. Если у НМ появился влиятельный покровитель, ЛГИП больше не отдаёт молчаливых приказов травить его. Травля мгновенно прекращается, вся группа ощущает радостное облегчение и молча выражает бывшему изгою свою симпатию и уважение (если он того достоин). НМ становится членом группы. Он уже не испытывает страдания отверженности, и это – главное. На самом деле НМ остаётся изгоем, только скрытым. За редкими исключениями, в небольших социальных группах (до 30 человек) под управлением ЛГИП (чаще это - ИОЛ), все добровольно доносят лидеру на всех. Если член группы выразит в разговоре восхищение НМ, ЛГИП об этом тут же узнаёт и воспринимает это, как предательство. Он невербально приказывает травить отступника. Временного изгоя буду травить до тех пор, пока он не докажет лидеру свою ненависть к НМ, или не покинет группу. Исключений нет ни для кого! Неожиданно обнаруживается, что сплочённости между членами группы нет. Есть только инстинктивная сплочённость каждого с ЛГИП, благодаря чему и существует группа как единый организм (личные симпатии не означают сплочённость).
Травля временного изгоя, обычно, длится недолго. И вопросов у наблюдателей не возникает. При длительной открытой травле НМ (которую невозможно отрицать) каждый ЛГИП всегда утверждает, что не он, а группа травит изгоя. Он лжёт, так сказать, с чистой совестью, ибо словами он не приказывает начать травлю, но на уровне немого общения он объявляет человека изгоем осознанно. Доказательство — прекращение травли временного изгоя после исполнения им желания лидера, или - перевод травли НМ в скрытую форму, когда ЛГИП - после беседы с вышестоящим руководителем - более не отдаёт молчаливых приказаний изгнать «врага» и усилием воли полностью прекращает невербальную и вербальную демонстрацию своей враждебности и ненависти к изгою. В редких случаях, если лидеру выгодно присутствие НМ в группе, он может и без вмешательства извне не допустить травли. В группах лидеров инстинктивного группового поведения - жёсткая инстинктивная дисциплина. Сознательно (на уровне приобретенного сознания) человек может не подчиниться лидеру, а инстинктивно (на уровне врождённого сознания) — нет.
Общими для всех ЛГИП были обвинения независимо мыслящих в «слабости», «странностях поведения» и «сексуальных извращениях». Все ЛГИП с жаром оправдывали поведение группы и обвиняли НМ в "слабости", которая провоцирует людей на нападение. Это ошибочное мнение является довольно распространённым. Травить могут любого, даже самого авторитетного члена группы (т.е. по общему признанию — сильного человека), если на него укажет лидер. Но на изгоя агрессивно психически нападают не так, как нападают на людей вне группы, имеющих ослабленную энергетическую психическую защиту (которая является временным состоянием), и не так, как нападают друг на друга члены группы, чтобы подтвердить своё место в групповой иерархии (при этом побеждённый не считается «слабым», а - менее сильным, чем победитель). С изгоем не вступают в равноправную борьбу «один на один», его всей группой отвергают и изгоняют. Реакция страдания на любое, даже самое малое агрессивное воздействие (например, пренебрежительный взгляд), – это реакция отверженного. Страдание отверженности ощущают все, кого травлей изгоняют из группы. И эту реакцию обусловливает собственный социальный инстинкт изгоя, наказывающий его страданием за отсутствие правильного инстинктивного поведения. После прекращения травли и исчезновения страдания отверженности бывшего изгоя сразу оценивают, как «сильного» человека (ибо в группе никто не считается «слабым»).
Что касается обвинений в «странностях поведения», как причине травли, то, судя из наблюдений, ни олигофрения, ни психопатии, ни психические болезни, несмотря на вызванные ими эмоциональные и поведенческие нарушения, не являются причиной травли. Люди признают любого человека членом своей группы, какими бы болезнями или уродствами личности он ни страдал, если его признаёт лидер.
В  этой связи следует упомянуть о гениях. Очевидно, все гении — люди с независимым мышлением и чувствами. Можно думать,  независимость мышления  – это признак, который при совпадении с выдающимся умом и талантом образует гения. В социальных группах под управлением ЛГИП гении как НМ подвергались инстинктивной травле (что отражается в творчестве многих из них). И с того момента, как ЛГИП на инстинктивном уровне общения приказывал травлей изгонять гениального человека из группы, а на уровне речевого сознания объявлял его «странным» или «безумным», ВСЕ поступки гения-изгоя воспринимались группой именно с этой точки зрения, даже самые естественные. В условиях травли поведение людей, конечно, меняется. У всех, не только у НМ или гениев. Но то, чему у других не придают значения, у НМ или гения расценивается, как неправильное и ненормальное, «странное». Отсюда миф о странностях  и безумстве гениев. И никто не вспоминает о том, что обычные люди в аналогичной ситуации ведут себя намного хуже. Например, у всех временных изгоев, которые до травли были абсолютно нормальными людьми, сначала появляются признаки острого стресса: бледность и серость кожи, выражение сильного беспокойства и страха на лице. Через несколько дней после начала травли  они при обращении к ним кричат (иногда переходя на визг), шатаясь и дрожа или подёргиваясь всем телом. Но никто не находит такое поведение странным (у НМ в положении постоянного изгоя подобных припадков я не видела). ЛССД защищают НМ и покровительствуют гениям. Тем самым природа как  бы позаботилась о том, чтобы в обществе у всех НМ были условия для нормальной жизни.
Вне социальной группы страдание отверженности исчезает, душевное равновесие человека восстанавливается. В закрытых социальных группах возможности восстановления нет. Именно там встречаются случаи самоубийств. Один мой пациент, майор вооружённых сил, рассказывал мне, что в его подразделении за 1 год покончили жизнь самоубийством 4 солдата. Без вмешательства извне или трагического исхода (попытки  самоубийства изгоя)  инстинктивная травля в группе не прекращается. Такой случай описан Ю. Сенкевичем [14].
       Из наблюдаемых 20 НМ в положении изгоев было 11 мужчин, 7 женщин и 2 мальчиков 11 и 4,5 лет. Среди взрослых было 8 творческих личностей. У всех НМ в положении изгоя постоянное чувство затравленности и хронический стресс сформировали поведение на уровне той или иной акцентуации личности. Двое выглядели психопатами, у одного вскоре после начала травли появилась нарколепсия (засыпал в группе, в терапевтическом стационаре - нет), у одной из девушек появились признаки социофобии, но они так же проявлялись только внутри группы. 8 НМ я имела возможность наблюдать при их переходах из группы в группу. И обнаружила, что в группах под управлением ЛССД, эти люди травли не подвергались. После перемены группы психическое состояние и внешний вид этих людей изменялись в лучшую сторону настолько сильно, что их трудно было узнать! Очевидно, неадекватное  поведение любого изгоя во время травли, является не причиной, а следствием травли.
Следующий отрывок из книги Рона Джонса «Третья волна» демонстрирует преображение людей, исчезновение иерархии и завуалированной травли изгоя после перехода группы под управление ЛССД, и ещё более удивительное преображение бывших ЛГИП после выключения у них лидерской программы.
"Третья волна началась с вопроса: «Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило»? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа. Я решил потратить неделю на исследование этого вопроса. ... Я прочёл лекцию о красоте дисциплины. ... Уровень активности класса резко изменился: РАНЬШЕ в обсуждении принимали участие в основном только НЕСКОЛЬКО человек, а теперь - ВЕСЬ КЛАСС. ... Каждый ощущал свои способности, и все были РАВНЫ между собой. Они делали ОБЩЕЕ ДЕЛО. ... Ещё более странным казалось ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ответов. Ученики, ОБЫЧНО НЕ РЕШАВШИЕСЯ говорить, НАХОДИЛИ ПОДДЕРЖКУ своим усилиям.... Академическая успеваемость значительно повысилась. ...Я начинал думать, что ОНИ СДЕЛАЮТ ВСЁ, ЧТО Я ТОЛЬКО ПРИКАЖУ. ...… Я назначил трёх учеников сообщать о нарушениях правил поведения … половина класса теперь считала своим долгом наблюдать за своими товарищами и доносить на них. ... Эти три юные женщины НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ учеников класса. Они обладали спокойной уверенностью в себе, и ИМ НРАВИЛОСЬ, когда обстановка в школе давала им возможность ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ академические и ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Эти ученицы казались озадаченными и печальными. Теперь, когда я оглядываюсь назад, они кажутся мне похожими на детей с так называемым ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ. ...Роберт обладал весьма слабыми академическими способностями. Он ВСЕГДА ел ленч ОДИН. Третья волна дала Роберту возможность найти своё место в школе. Он наконец-то стал РАВНЫМ всем остальным. Он улыбнулся (ДО ЭТОГО я, кажется, НЕ ВИДЕЛ, ЧТОБЫ ОН УЛЫБАЛСЯ). ...Если я прекращу эксперимент... резко верну их в обычную учебную действительность... Для Роберта и других подобных ему учеников будет слишком болезненно и унизительно, если им укажут на их место и скажут, что это была всего лишь игра. Они станут посмешищем... Я НЕ МОГ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ "РОБЕРТЫ" ОПЯТЬ ПРОИГРАЛИ. ... Я просил продемонстрировать преданность. Стены помещения задрожали от оглушительных выкриков: "Сила в дисциплине". Казалось, что КАЖДОЕ МОЁ СЛОВО понимают и ЛОВЯТ НАЛЕТУ. ... Мы видели, что фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС." [2]. Во время этого эксперимента (который длился одну неделю) в классе наступили удивительные перемены. УМСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ учеников уже на третий день РЕЗКО УЛУЧШИЛИСЬ! Но у бывших лидеров класса всё произошло наоборот. Когда эти три девушки, судя по всему — ИОЛ, перестали быть лидерами (т.е. когда их лидерская программа отключилась) их поведение и они сами резко изменились. Они стали неуверенными и неловкими. Прежде они "НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ", а после того, как перестали ощущать себя лидерами, они, как и изгой Роберт, начали производить впечатление "детей с ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ". Все стали, РАВНЫ между собой. А Роберт, который всегда был один и никогда не улыбался, «наконец-то стал РАВНЫМ всем остальным». Все испытывали душевный подъём и радость, они были счастливы. Это и есть инстинктивная радость единства совместных сознательных действий [2].


                        Выводы
1. Невротическое поведение изгоя (временного или постоянного) во время изгнания из группы путём психической агрессии (реже - физической), является не причиной, а следствием травли. Вне групповых отношений те или иные отклонения в поведении людей рассматривать не следует.
2. Для предупреждения случаев самоубийств в рядах вооружённых сил следует немедленно пресекать инстинктивную травлю в социальных группах путём беседы с виновником травли - ЛГИП, или переводом его в другое подразделение.


                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Берн Эрик. «Лидер и группа». Екатеринбург, 2001.
2.Джонс Рон. Третья волна. Из: Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие /Под. Ред. Пайнс Э. Маслач К. СПб., 2000. С.260-276.
3.Грибоедов А. «Горе от ума». Харьков. 2007.
4.Светличная Л.В. Невербальное общение. URL: http://www.proza.ru/2009/01/30/697.
5. Светличная Л.В. Как мозг управляет поведением? Сложный инстинкт. URL: http://www.proza.ru/2009/06/21/543
6.Светличная Л.В. Сложные инстинкты, дополнение. URL: http://www.proza.ru/2012/10/23/517.
7.Светличная Л.В. Инстинктивное поведение. URL: http://www.proza.ru/2011/08/06/639.
8.Светличная Л.В. Невербальное общение. URL: http://www.proza.ru/2009/02/02/809.
9. Светличная Л.В. Неосознанное поведение. URL: http://www.proza.ru/2009/03/02/469.
10.Светличная Л.В. Рефлекторная радость победы. URL: http://www.proza.ru/2008/12/17/416.
11. Светличная Л.В. Влияние стадного инстинкта на сознание и мышление. URL: http://www.proza.ru/2009/06/04/1049.
12.Светличная Л.В. Механизм инстинктивного подчинения. URL: http://www.proza.ru/2012/12/14/272.
13.Светличная Л.В.. Лидер и изгой. URL: http://www.proza.ru/2009/05/26/1101.
14.Сенкевич Ю. Журнал «Вокруг Света №9 (2564). Сентябрь 1972. Рубрика «Без рубрики»